В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дети в интернате, жизнь в Интернете Назад
Дети в интернате, жизнь в Интернете
Петр Фоменко о семейных тайнах

Этим театральным вечером в Мастерской Петра Фоменко на спектакле-композиции по одноименной повести Л. Толстого "Семейное счастие" случилось нечто вроде магнитной бури, благотворно возмутившей зрительские сердца, о которых так часто забывают в сфере политических громкоголосий, криминальных разборок, бесконечного дележа начальственных портфелей. Многое сошлось в этом вроде бы камерном спектакле. Великий писатель со своим постоянным "эпическим" вниманием к частным, драматическим судьбам. Замечательный режиссер, увенчанный недавно премией имени Станиславского и сумевший услышать в этом празднике не первое его слово - премия, но бессмертную фамилию Станиславского, словно завещавшего ему неостановимые свои сценические поиски "жизни человеческого духа". Первоклассные артисты, в большинстве своем выученные и воспитанные П. Фоменко. Они постигли серьезный нравственный замысел спектакля, им оказалось ведомо, что не заграничные эротические страдания, не наши мелькающие однодневки встревожат зрителей, но встревожить их по-настоящему может только работа собственной души. Вот именно в этой великой и простой толстовской мысли - человек сам и созидатель, и палач собственной судьбы и поэтому только в его силах вернуться к образу и подобию Божию - художественность и нравственность спектакля Фоменко. Вместе с Л. Толстым и своими актерами - прелестной К. Кутеповой, "орленевским" С. Тарамаевым, достовернейшей Л. Арининой, молодыми, но уже мастерами изысканной формы И. Любимовым и А. Щенниковым - режиссер рассказал нам об одной счастливой семье, в которой собраны несчастья всех семей мира.

Соединились двое - богатые, здоровые, любящие друг друга, казалось бы, впереди только счастье. И что же? Все разрушено. Она - в предощущении радостей светской жизни, для нее - это волшебство. А для Л. Толстого - медленный разврат, "незаконная" гибель законной семьи. Муж не понимает ее: разве не главное назначение женщины - устройство прочного домашнего гнезда? Но для Л. Толстого опять-таки этого мало, муж, мужчина должен научить жену жизни, но он молчит, и она все больше поддается горячему биению крови, обманчивой игре страстей. И тогда драма, тогда "семейное счастие" соединяет семейство несчастных. Они не воспитали себя для семейной жизни, не научили друг друга семейной любви-терпению, а не случайной любви-страсти. Но, возможно, спектакль этот оказался бы скучным уроком, если бы режиссер не обострил ситуацию до трагедии, не соединил в едином союзе толстовских антиподов - Левина, для которого семья - святыня, и Анну Каренину, для которой семья - лишь временная остановка перед взрывом страсти. Кого винить? Кого жалеть? Режиссер образно не принимает ничьей стороны. И тогда следует поистине "классическая" мизансцена - герой с головой влезает в большой семейный чемодан, чтобы подольше ничего не менять, надежней защититься тихой семьей от шума жизни. Она - трепетная, возбужденная, как бы все время танцующая, порхающая, но ни разу не расстающаяся с огромной черной шляпой, обвитой летящей черной вуалью - словно близкий траур ложится на ее начинающуюся, счастливую судьбу.

Если для Сергея Михайловича даже и речи не может быть об изменении их любви, то для Маши самое страшное - это "умаление" любви со стороны мужа, ей не дано понять, что семейная любовь не умаляется и не приращивается, она просто получает новое качество - семейной гавани. С кем согласиться? Решения нет, и мы уходим растревоженными и обнадеженными - нам открылись многие душевные наши беды, нам теперь легче их излечить.

Так как же нам жить дальше - неужели и впрямь бежать от эмансипации, наслаждаться лишь общением с мужем, воспитанием детей? Или, напротив, продолжать современную галерею "деловых женщин", у которых дети в интернате, жизнь в Интернете, муж на работе, а страсть на "автоответе"? Непременно пойдите в Мастерскую Петра Фоменко на спектакль "Семейное счастие", туда устремилась вся театральная Москва, постарайтесь попасть на него, чтобы уже с трудом нравственным выбрать свое "Семейное счастие".


Инна Вишневская
Век N 40
13.10.2000
http://www.mxat.ru

Док. 507755
Перв. публик.: 13.10.00
Последн. ред.: 18.10.08
Число обращений: 313

  • Фоменко Петр Наумович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``