В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Очень маленький Толстой Назад
Очень маленький Толстой
Новая премьера "Мастерской П. Фоменко"

"Война и мир. Начало романа. Сцены" - новый спектакль "Мастерской П. Фоменко" надо смотреть не сейчас. Фоменко занимается театральной магией, и она не должна быть понятна: волшебство не может быть объяснимо, иначе оно превратится в фокус. Пройдет месяц, и спектакль задышит; его несколько раз покажут публике - и он оживет: то, что придумал режиссер, наполнится иронией, нежностью и трепетом, и даже у самых скептических зрителей к горлу будет подкатывать комок. А может быть, этого и не произойдет: и нежность, и трепет пока что по большей части приходится предполагать.
Роман Толстого огромен, и Фоменко разъял его на маленькие, обжитые мирки - столкновение народов и императорских воль служит рамкой для частных историй. "Сцена в салоне Шерер", "Андрей и Пьер", "Пари", "Ростовы, Безуховы", "Как он плох!" - спектакль складывается из сцен, где Галина Тюнина играет и Шерер, и княжну Марью, а Карен Бадалов становится то виконтом де Мортемаром, то князем Николаем Андреевичем Болконским. Театр не инсценирует "Войну и мир", намертво превращая своих актеров в героев романа, а легко и свободно читает текст, предлагая к нему свой образный комментарий: когда сцена в салоне Шерер подходит к концу, князь Андрей и Пьер продолжают разговор, подхватив на плечи и саму Анну Павловну, и умного французского виконта. Те свисают у них с рук, как огромные манекены, а Андрей Казаков и Илья Любимов обсуждают своих недавних собеседников и в такт разговору поворачивают, рассматривая, виконта и Анну Павловну.
Здесь есть и юмор, и, как всегда у Фоменко, домашняя теплота - обычная жизнь, воссозданная на сцене с редким совершенством, завораживает богатством оттенков и человеческих обертонов. В сцене именин самоценной становится картина домашнего безуховского праздника с фальшивым пением, неловким танцем и трогательно-неумелой пантомимой. А битвы народов, о которых шла речь в прологе, для этого спектакля не слишком важны - по-настоящему Фоменко интересует лишь то, что происходит между людьми.
И тут - в сцене "Письма", когда Жюли Карагина (Ксения Кутепова) читает письмо княжне Марье, нежно улыбаясь портрету императора Александра, строя козу Наполеону, кокетничая, простодушно хитря, говоря милые глупости; когда княжна Марья Галины Тюниной оглядит свою пустую комнату и стыдливо запахнет ночную рубашку; когда Ксения Кутепова, играющая и жену князя Андрея, с вежливым ужасом подивится уму своего страшного свекра, спектакль бесподобен. Но здесь же заключена его основная слабость.
За сценой все равно присутствует роман - с его сюжетными линиями, мотивировками, грандиозным идейным размахом. Режиссер разбил этот колоссальный дом на маленькие квартирки, населил их и обустроил - и несовпадение масштабов книги и спектакля ощущается как его недостаток. И пусть Фоменко назвал спектакль "сценами", пусть свои режиссерские намерения он выразил точно и ясно, его спектакль все же кажется чересчур камерным по отношению к Толстому - то, что осталось за сценой, напоминая о себе, разрушает уютный и маленький мирок.
Дело в стилистике: акварель Фоменко не совпадает с голосом Толстого, и режиссерский прием, который должен ввести в спектакль угрожающую покою его героев, не знающую жалости Историю, кажется чужеродным и повисает в воздухе. Описать его сложно, Фоменко, как всегда, использует изощренную режиссерскую светотень: два-три штриха - и зрители должны плакать. Песенка про спящего в сырой земле Мальбрука, звучащий рефреном припев "миронтон, миронтон, миронтон", князь Андрей, вытянувшийся в вертикально стоящей раме из-под зеркала: на голове медный таз Дон Кихота, лицо побледнело, как у покойника, - спектакль трогал и умилял, а теперь в него шагнула смерть, и пришла пора слез
Но реакции, на которую рассчитывает режиссер, нет: его работа еще не ожила, не задышала, и прием остается приемом - не срабатывая, он становится очевиден, и это вызывает неловкость. "Войну и мир" обязательно надо пересмотреть: в том, как будет меняться спектакль и на место уюта и теплоты, которых здесь явно переложено, придут жесткость и ирония, есть своя интрига - тем, кто любит и ценит хороший театр, это будет интересно.
А может быть, в "Войне и мире" не изменится ничего - и тогда в "Мастерской П. Фоменко" станет одним очень хорошим спектаклем меньше.


Алексей Филиппов
Известия
20.02.2001
http://www.mxat.ru

Док. 507735
Перв. публик.: 20.02.01
Последн. ред.: 18.10.08
Число обращений: 284

  • Фоменко Петр Наумович
  • Кутепова Ксения Павловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``