В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Соткано с любовью Назад
Соткано с любовью
Петр Фоменко поставил "Войну и мир"

Весь философский размах романа Толстого в "Мастерской Петра Фоменко" ограничен несколькими картинами из первого тома "Войны и мира", инсценированными как законченные и самодостаточные. Представить весь роман было бы просто физически невозможно - и в результате драматургической селекции остались судьбы трех семей: Ростовых, Болконских и Безуховых.
Война в спектакле дана лишь фоном - главной темой для разговора в салоне Анны Шерер и поводом для сокрушений Лизы Болконской, полагающей, что эта ужасная война забирает у нее мужа. Зато про любовь в романе у Петра Фоменко сказано все. И так досконально исследовано три типа любви: материнской (княгини Друбецкой), девичьей (Наташи Ростовой и Сони), жениной (Лизы Болконской), что, кажется, человечеству мало что нового осталось сказать по этому поводу. Плюс - в характерах заложено столько любви режиссерской, что об этом спектакле можно говорить как о сотканном из любви и сыгранном с любовью. Художественная влюбленность Толстого во многие образы передалась от писателя Фоменко, от Фоменко - актерам, от актеров - зрителям, что на сегодняшний день - большая редкость.
"Фоменки" в спектакле играют по нескольку ролей, и "Война и мир" для них - еще одна прекрасная возможность продемонстрировать свою талантливость. Полина Агуреева - и светская надменная красавица Элен, и непосредственная Наташа Ростова. Органична и там, и там. Ксения Кутепова - Елизавета Болконская, так методично выговаривающая Болконскому Andre-e!, что становится понятно, почему он бежит от красавицы жены на войну; она же - и скромница Соня, и кокетливая мечтательница Жюли Карагина. Галина Тюнина - экспансивная хозяйка салона Анна Шерер, графинюшка-мать и воплощение самой покорности - княжна Марья Болконская. Для Карэна Бадалова играть сразу несколько персонажей в одном спектакле стало привычным. В "Войне и мире" он - и изящный виконт де Мортемар, которым потчуют гостей в салоне Шерер, и доктор, дежурящий у постели умирающего отца Безухова, и князь Николай Болконский - старик вне всяких сомнений. Живописен - невероятно. Рустэм Юскаев - и интриган князь Василий Курагин, и полная ему противоположность - добрый и искренний граф Илья Ростов. Время им на перевоплощение - всего антракт, результат - актеров как подменяют. Типажно соответствуют Андрею Болконскому и Пьеру Безухову Илья Любимов и Андрей Казаков. Фоменко, сидя в зрительном зале на каждом прогоне, переживает за актеров, как тренер за свою команду на ответственном чемпионате.
В буквалистском следовании тексту режиссера не упрекнешь. Он то избавляет нас от присутствия третьестепенных персонажей и реплики одних героев передает другим, то смешивает последовательность событий. Что у Толстого занимает одну строку, у Фоменко может стать сюжетом на десять минут. Эта едва ли не первая удачная театральная постановка "Войны и мира" далека от классической театральной формы. Тем не менее кажется, что весь роман уместился в уютный емкий четырехчасовой спектакль, передающий изумительную ясность и простоту Толстого. Фоменко, как никто другой в современном театре, умеет выразить их так, что действительно на душе становится светло. Будто вы и впрямь приглашены на обед к Ростовым и это вам так весело
От Толстого-проповедника в спектакле осталась малая толика. Монологу Пьера Безухова "Какая сила движет народами" в прологе внимаешь как чему-то обязательно-протокольному, но не столь существенному, как все последующее - сыгранное, пропетое и даже станцованное. Любовь к быту Толстого у Фоменко выразилась в многофункциональной декорации Владимира Максимова - карта военных действий играет роль и ширмы, и занавеса, и собственно карты, да в нескольких тарелках на столе, да в разных натуралистических звуках Но Толстой-художник явно остался не в обиде. Школьного сочинения по Толстому после "Войны и мира" Петра Фоменко не напишешь: Елизавета Болконская так и остается в спектакле в интересном положении, а Наташа Ростова - в тринадцатилетнем возрасте. Но удовольствие от спектакля, сыгранного на одном дыхании - легком, столь узнаваемо "фоменковском", получаешь колоссальное.



Ирина Корнеева
Время МН
20.02.2001
http://www.mxat.ru/

Док. 507734
Перв. публик.: 20.02.01
Последн. ред.: 18.10.08
Число обращений: 289

  • Фоменко Петр Наумович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``