17 октября исполнилось 70 лет со дня рождения знаменитого режиссера, оператора и сценариста Саввы Кулиша, легендарного автора "Взлета" и "Холокоста", романтика, антифашиста и настоящего художника. К памятной дате на телеканале "Культура" была показана цикловая программа "Документальная камера", посвященная Кулишу (16 октября, 00:45). Такжже смотрите его фильмы: автобиографическую картину "Железный занавес" (17 - 18 октября, 23:55) и культовый фильм 1960-х "Мертвый сезон" (22 октября, 19:15).
Савву Кулиша, с одной стороны, принято называть шестидесятником. Не только из-за романтической экранизации известной пьесы Алексея Арбузова "Сказки... сказки... сказки старого Арбата". Для Кулиша шестидесятничество стало одной из магистральных тем. Пражская весна, события весны 1968 года во Франции и Германии, волнения в Польше, студенческое антивоенное движение в США второй половины 1960-х, левый взрыв в Латинской Америке и советское диссидентство - для него были явлениями одного порядка и истока. С другой стороны, про Кулиша принято говорить как про режиссера, не укладывающегося в привычные рамки - ни в традиционные для шестидесятников, ни в надрывное перестроечное кино, ни в стилистику 1990-х.
Савва Кулиш родился в кинематографической семье. Он - сын знаменитого одесского оператора Якова Кулиша (тот начинал работать ассистентом при самом Сергее Эйзенштейне). Сам Кулиш считал себя учеником Михаила Ромма. После работы оператором в кино и на телевидении в качестве режиссера Кулиш проходил практику на съемках фильма Ромма "Обыкновенный фашизм". И свою первую получасовую документальную картину он смонтировал из остатков фильма Ромма. Кулиш также писал сценарии ("Фуэте", 1986; мультфильм "Дикие лебеди", 1987; "Трагедия в стиле рок", 1988; "Железный занавес", 1994), а в 1990 году снялся в фильме Евгения Евтушенко "Похороны Сталина". В последнее время Кулиш работал над крупным проектом "Сто фильмов о Москве".
В передаче "Документальная камера" (16 октября, 00:45), посвященной Савве Кулишу, о нем рассказывают вдова кинорежиссера Варвара Арбузова-Кулиш, литератор Кирилл Арбузов, поэт Евгений Евтушенко, кинооператор Владимир Климов.
Фильм "Железный занавес" (17 - 18 октября, 23:55), снятый в 1994 году, - предпоследняя работа режиссера. "Реалистически-сюрреалистический фильм, который мог снять только шестидесятник", - сказал на премьере Евгений Евтушенко. В основе картины - автобиография самого режиссера. Это история юноши, Кости Савченко, вернувшегося вместе с родителями в Москву из эвакуации в канун 1947 года. Коммуналка, дворовые мальчишки, раздельное образование в школе, денежная реформа 1947-го, поступление во ВГИК - про фильм принято было говорить как про попытку авторской исповеди.
Картина 1968-го года "Мертвый сезон" (22 октября, 19:15) - первый и едва ли не самый знаменитый фильм режиссера, ставший его визитной карточкой и самым популярным политическим детективом советского времени. Основой для сюжета послужили подлинные события: герой картины, советский разведчик Ладейников, получает задание найти нацистского военного преступника доктора Хасса, работающего над секретным психологическим оружием - газом "R-H". В "Мертвом сезоне" Кулиш ввел в отечественный кинематограф новый тип разведчика: вместо высокого, стройного красавца на экране появился обыкновенный усталый человек, выполняющий будничную работу. После роли разведчика Ладейникова об актере Донатасе Банионисе узнала вся страна.