В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Курохтин: У слушателей `Маяка` произошло раздвоение сознания Назад
Сергей Курохтин: У слушателей `Маяка` произошло раздвоение сознания
-Сергей Владимирович, как вы полагаете, зачем ВГТРК две похожие по формату радиостанции в одном холдинге?
- Не соглашусь. Форматы у нас разнятся. "Радио России" - многоформатная станция (театр, чтение, политические программы, художественные постановки и т.д.), направленная на все социальные группы в нашей стране, в то время как "Маяк" - информационно-музыкальная. Другое дело, зачем двум разным по формату радиостанциям работать на одну и ту же аудиторию? Это вполне закономерный вопрос, и после того, как в этом году мы юридически вошли в холдинг, мы можем взяться за решение этой задачи, которая абсолютно назрела. Основная слушательская аудитория "Радио России" - это возрастная группа 45-60 лет и старше. На "Маяке" аудитория моложе - 40-50 лет. В итоге принято решение, что формат "Радио России", апробированный временем, остается, в то время как перед нами поставлена задача - сдвинуться к более молодой, но, подчеркиваю, не молодежной аудитории. В принципе появление в свое время параллельно с "Маяком" информационного канала "Маяк-24" было пробой сил именно в этом направлении.

- В преддверии выборов?
- Нет, он был запущен более трех лет назад с целью уйти от привычного всем музыкального формата к информационному и выйти на более молодую аудиторию. В столице это удалось. Не удалась другая задача - с этим продуктом выйти на конкурентные позиции в Москве, потому что "Маяк-24", по данным TNS/Gallup media, имеет 300 тысяч слушателей, находясь в конце второй десятки среди радиостанций. Что же касается основного, музыкального "Маяка", который выходил в нижнем УКВ-диапазоне и по проводной сети, - то там мы имеем около 700 тысяч слушателей.

- Кто ваши конкуренты?
- Кроме "Эха Москвы", никого, поскольку рынок разговорно-информационного радио очень сложный. Так, выйдя три года назад с информационным "Маяком-24", мы поняли, что, представив слушателям две радиостанции, скорее проиграли, чем выиграли. Очень многие люди, которые слушали программы "Маяка-24", были уверены, что они слушают "Маяк".

- Как объяснить тот факт, что "Эхо Москвы", имеющее значительно меньшую сеть распространения, является более влиятельной радиостанцией, информации которой доверяет немалое количество слушателей?
- Ну, эти две вещи впрямую между собой не связаны. Если мы сейчас проведем опрос о доверии слушателей радиостанции "Эхо Москвы" и "Маяка" по Москве по всем возрастным группам, я готов спорить, что "Маяк" будет выше по рейтингу доверия. Другое дело, что есть определенная, политизированная часть аудитории, в которой находятся, что называется, "люди влияния". Вот там действительно влияние "Эха Москвы" будет выше, потому что оно предоставляет именно этому, подчеркиваю, довольному узкому слою больше выбора информации.

- А что мешает давать больше выбора информации вам? Это какая-то установка?
- Это не установка, это правила игры. Это абсолютно нормальная ситуация.

- Непредоставление большей информации - это правила игры?
- Понимаете, частное, независимое СМИ на медиарынке во всем мире имеет конкурентное преимущество, поскольку у него другие принципы существования, нежели у государственного. Мы этого лишены в силу определенных правил игры, которые абсолютно прозрачны: мы государственное СМИ, и для нас любая государственная точка зрения будет приоритетной, мы не сможем ее игнорировать. Для нас важнее в первую очередь обсуждение того круга проблем, который находится в повестке дня, задаваемой государственными органами власти нашей страны. Да, мы всегда представим вторую точку зрения, но мы необязательно представим пятую, восьмую и так далее.

- То есть не представите полифонию мнений?
- Нет, мы не создадим то, что граничит с эпатажем. В наших планах на ближайшее время - вернуться к единому брэнду, потому что в сознании слушателей произошло некоторое раздвоение сознания. Калька взята нами с достойных образцов - есть Би-би-си-1, Би-би-си-2 и так далее. Но если в случае с Би-би-си это работает, то у нас не сработало, и долгое время наличием двух брэндов мы помогали своим уважаемым коллегам с "Эха Москвы". С ноября, когда произойдет объединение "Маяка-24" и "Маяка", мы им перестанем "помогать". При этом основным содержанием "Маяка" будут новости. Да, мы потеряем какую-то часть аудитории, которая предпочитала музыку, но решим главную задачу - получим более молодую и более влиятельную аудиторию и как минимум не уступим "Эху Москвы" в рейтинге.

- Александр Герасимов, который собирается в январе следующего года начать в рамках холдинга "Газпром-медиа" вещание новой разговорно-информационной радиостанции, ориентированной на молодежную аудиторию, заявил мне, что его детище затопчет "Маяк"
- Я считаю, что нам, давно находящимся на этом рынке, нужно относиться к таким заявлениям коллег снисходительно. Радийный медиарынок тяжел, и ворваться туда на коне, пролетев к вершинам рейтингов, очень и очень трудно. Во всяком случае, таковых примеров в информационном радио пока не было. Хотя, насколько я знаю, те финансовые возможности, которые есть у "Газпром-медиа", позволяют им повесить впереди коня ли или любой другой тягловой силы, которой они воспользуются, перед носом, такие стимулы, что животина пойдет вперед.

- У ВГТРК таких возможностей нет?
- Знаете, всегда чужие возможности кажутся большими. У нас тоже есть возможности, чтобы занять конкурентное место на рынке. Хотя никогда коммерческие цели не будут у нас на первом месте.

- Тем более что вы как государственная радиостанция действуете не вполне в рыночных рамках.
- Да, не вполне, но совсем абстрагироваться от рынка мы не можем.

- Вы финансируетесь государством, сколько же вам не хватает?
- Выделяемые средства из бюджета закрывают около 70% даже не программинга, то есть работы редакции, а необходимых средств для распространения сигнала.

- На что же вы существуете?
- Необходимые деньги мы берем на рынке, плюс нам выделяет холдинг от своей коммерческой деятельности.

- Получается, что вы нахлебники?
- Это как считать. У нас по стране огромная сеть распространения, и ни одна коммерческая радиостанция такой сети не имеет. Если же попробует что-то подобное создать, то она денег не заработает, поскольку наличие такой сети у нас - это выполнение социальной функции. Но самое затратное то, что мы должны вести вещание по всем диапазонам - на средних, длинных и ультракоротких волнах. А надо сказать, что средневолновое вещание - самое дорогое. Никому из коммерсантов, которые выживают на этом рынке, не придет в голову содержать средневолновый передатчик где-нибудь в Якутии, как это делаем мы.

- Вам не кажется, что ваши программы, которые в силу своего монопольного распространения обязательны для многих радиослушателей, являются пропагандистскими?
- Пропаганда - это не где, а что звучит.

- Ну, если вы вещаете на всех видах волн, только что из утюга не звучите, то как же это назвать?
- Если люди будут слышать из единого источника одну и ту же точку зрения, то рано или поздно они от этого откажутся, перестанут этому доверять и глупо надеяться, что можно вести пропаганду таким образом. Как и упрекать государственные СМИ в пропаганде только потому, что они являются единственными в том или ином населенном пункте. Мы в своих программах, пригласив человека, который, на ваш взгляд, ведет пропаганду, как, например, министр здравоохранения и соцразвития Зурабов, даем его рассказ о реформе здравоохранения или монетизации льгот. Для нас это человек, который не пропагандирует, а информирует население. Но мы не выполним до конца свою задачу, если на следующий день к нам не придет человек, который расскажет, какие в этой реформе есть недостатки, поскольку мы знаем, что возражений у простых людей против того, как идет реформа, более чем достаточно.

- Какой процент в эфире занимает обсуждение инициатив президента и правительства?
- Нам такой процент никто не устанавливал. Такой цифры нет, и ее невозможно спустить сверху. Что же касается самих представителей власти, то парадоксально, но они не всегда считают, что должны помогать в рассказе о себе.

- Есть ли табуированные темы или персоны? Например, Каспаров?
- Списка нет и никогда не было. Каспаров недавно был в нашем эфире. Другое дело, что на радиостанции "Эхо Москвы" Каспаров высказывается намного чаще.

- А у вас что, какая-то квота на него?
- Нет, у нас нет на него квот, но если к нам пришел господин Каспаров и высказался по всему кругу вопросов, то на следующей неделе мы его приглашать не будем.

- Получается все-таки квота?
- Проблема Каспарова - это не проблема государственной пропаганды, это проблема самого Каспарова. Для нас нужно, чтобы он сказал что-то новое. Пусть он найдет развитие своих идей, и, если, кроме критики недостатков существующей власти, он расскажет, например, как все-таки он собирается строить свои взаимоотношения с другими участниками так называемого демократического лагеря, мы его обязательно пригласим еще.


28.10.2005
http://www.media-atlas.ru/items/?a=view&id=347&cat=interview

Док. 506887
Перв. публик.: 28.10.05
Последн. ред.: 16.10.08
Число обращений: 149

  • Курохтин Сергей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``