В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павел Бородин: `Требуется лидер с именем и лицом` Назад
Павел Бородин: `Требуется лидер с именем и лицом`
"Наиболее оптимальным мне представляется одновременное избрание президента и вице-президента Союзного государства на основе прямых всеобщих свободных выборов".

Вопрос, будет ли принят Конституционный акт, который прочно узаконит единение России и Беларуси, уже не обсуждается. Будет, и, скорее всего, уже в этом году. Дебаты касаются некоторых статей документа, которые несколько различаются в разных вариантах: существует четыре практически готовых редакции Конституционного акта, но серьезно соперничают два основных проекта - от специальной комиссии, сопредседателями которой являются спикеры парламентов России и Беларуси Борис Грызлов и Владимир Коноплев, и от Государственного секретаря Союзного государства Павел Павлович Бородин прокомментировал по просьбе редакции суть этих отличий: Отличия касаются в основном структуры системы власти. В официальном проекте обозначены предметы совместного ведения и предметы исключительного ведения. У нас, конечно, - тоже. Но там очень широкий перечень и тех и других. Есть Высший Государственный Совет как коллегиальный орган, и есть двухпалатный парламент. То есть, все, что было записано в Договоре, перенесено в этот официальный проект. В нашем проекте предлагается другая структура власти. Это, прежде всего, президент и вице-президент. Парламент мы предлагаем однопалатный и резко сокращаем количество мест в нем по сравнению с официальным проектом. При этом мы сокращаем и количество предметов исключительного ведения, передаваемых Союзному государству. Но это реальные 6-7 предметов ведения, такие, как граница, таможня, валюта, оборона - то, что реально необходимо для того, чтобы функционировало Союзное государство. Соответственно, численность парламента должна быть небольшой - 100, максимум 150 человек. Плюс к этому соответственно выстраивается система нормативных актов. Мы предлагаем, чтобы по предметам исключительного ведения принимались законы, отсутствии внутренних границ, единой денежной единице и плотном военно-техническом взаимодействии.

- Конституционный акт будет иметь высший юридический статус. И каков тогда будет его статус по отношению к Конституциям Беларуси и России?

- Союзное государство будет строиться по типу Евросоюза. Речь не идет о какой-то весьма жесткой вертикали. Государства, входящие в союз, делегируют часть своих полномочий. Но эти полномочия затрагивают законы макроэкономики. Которая в свою очередь даст возможность собрать деньги на военный комплекс, на оборону, на границу, на таможню. Должно быть делегирование полномочий.

Эти полномочия - таможня, граница, нормативно-правовая база, единое платежное средство, единая кредитно-финансовая политика, единая ценовая политика, военно-техническое сотрудничество, наращивание капитала. А правила межгосударственных взаимоотношений внутри союза известны и отработаны: сначала в Советском Союзе, теперь в Евросоюзе. Неслучайно же в каждом названии присутствует слово "союз". Союз - наиболее емкое обозначение для объединения суверенных государств.

- Почему вы так настаиваете на введении постов президента и вице-президента?

- Исключительно в интересах дела. Коллегиальное управление обезличено и потому никак не соответствует славянской ментальности, для которой нужен сильный лидер с лицом и именем. Когда есть лидеры, есть и решение задач, которые они ставят.

- Введение двух постов - президента и вице-президента - предполагает, что президентом будет Путин?

- Президент Российской Федерации. Должен же быть какой-то баланс, учитывая соотношение России и Беларуси. Президент Беларуси сохраняет возможность отстаивать интересы своей страны, она не будет ущемлена в правах и равновесие интересов будет соблюдено. Но не исключаются и другие варианты формирования президентской власти в Союзном государстве. Наиболее оптимальным мне представляется одновременное избрание президента и вице-президента Союзного государства на основе прямых всеобщих свободных выборов. Это укрепит политическую и правовую легитимность президентской власти, придаст ей вес и, несомненно, повысит ответственность перед гражданами.

- Каким вам представляется наиболее эффективный срок президентских полномочий?

- Я думаю, целесообразно продлить его до семи лет. За четыре года объективно невозможно провести реформы, реализовать планы социально-экономического развития. Семь лет - оптимально, чтобы обеспечить стабильность в государстве, укрепить институты власти и создать базу для уверенного социально-экономического развития. Ведь потенциал здесь просто колоссальный. Посмотрите, даже при недостаточной правовой обеспеченности мы уже создали очень приличный задел. 8 тысяч предприятий Беларуси и России работают по союзным программам, в которых занято свыше 250 тыс. работающих. Благодаря союзным программам в достаточно короткие сроки удалось возродить телевизионную промышленность, наладить выпуск автомобилей, соответствующих европейским экологическим стандартам. Мы смогли вдохнуть новую жизнь в ряд важнейших производств, восстановить торгово-экономические и информационные связи и на этой основе обеспечить рост уровня жизни граждан двух стран. Только за последний год взаимный товарооборот увеличился на 46,6%. Уже положено начало реализации поистине прорывного проекта - это создание транспортного и телекоммуникационного трансконтинентальных коридоров, которые будут проходить через территорию Беларуси и России и связывать между собой европейский и азиатский континенты. Так что успехи очевидны, а перспективы - просто головокружительные. И можно понять стремление тех, кто занимался этим все последние годы, создать максимально соответствующие условия для мощного развития нашего союза двух государств. Если говорить о создании правовой базы, то и эта работа движется: уже приняты практически две трети документов, необходимых для создания Союзного государства.

- Конституционный акт может заложить основу для третьего срока Владимира Путина?

- Должности президента Союзного государства и президента России, вице-президента Союзного государства и президента Беларуси - это совершенно разные права и обязанности. Речь ведь идет не о конкретных государственных деятелях, а о действенной и эффективной структуре на многие годы вперед.



http://www.lukashenko2008.ru/articles/stat_i/151/

Док. 506861
Перв. публик.: 29.03.07
Последн. ред.: 16.10.08
Число обращений: 107

  • Бородин Павел Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``