В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павел БОРОДИН: `ВЗЯТОЧНИКИ ЕСТЬ, НО ИХ НЕ ОЧЕНЬ МНОГО` Назад
Павел БОРОДИН: `ВЗЯТОЧНИКИ ЕСТЬ, НО ИХ НЕ ОЧЕНЬ МНОГО`
Государственный секретарь союза Белоруссии и России Павел Павлович Бородин известен стране и миру не только своей должностью. Вокруг его имени много шума. Начиная с мелочей.
- Павел Павлович, говорят, что вы никому не отказываете и подписываете все бумаги, но - чернилами разных цветов?
- Слова "нет" действительно не говорю. А если говорю "да", то всегда делаю. А что же касается разноцветных чернил - не так поняли. Я говорю, что финансовые документы подписываю только перьевой ручкой, а все остальные - шариковой.
- А какая перьевая ручка?
- "Лонжин".
- Ну так скромно, с достоинством...
- Могу позволить. У меня третья зарплата в стране. А сейчас даже больше, потому что я работаю международным чиновником...
- А сколько, если не секрет?
- Двенадцать тысяч рублей плюс коэффициент один и восемь.
- Ну, не море.
- На жизнь хватает.
- С какого момента вы перестаете ждать зарплаты и понимаете, что на самом деле вам подвластно практически все?
- В Кремле такие же обыкновенные чиновники, как и везде. И они живут, кстати, очень трудно. И то, что сегодня пишется о них, на девяносто девять и девять десятых процента просто ложь. Да, есть чиновники, которым полагается, в том числе и мне, государственная охрана, и машины, и дача, и... Я еще в девяносто третьем - девяносто четвертом году предлагал Государственной думе совершенно другую систему финансирования высших государственных органов власти. Как на Западе. Чиновник получает довольствие и получает от сорока до шестидесяти процентов на свое содержание. То есть не надо никакого Управления делами президента Российской Федерации, которое бы строило квартиры, содержала машины, связь и все остальное. Это все нанимает сам чиновник на те деньги, что ему полагаются. Но депутаты посчитали: сегодня они впрямую получают десять процентов, а девяносто - косвенно. В виде гостиниц, поездок, и прочее, и прочее, и прочее. И они сочли мои предложения для себя невыгодным.
- Я бензобак в машине заправляю - это стоит ровно столько, сколько пенсия моей матери. А тут костюм ручной работы, хорошие часы, хорошие ручки. Двойной и тройной стандарт. Я не могу поверить, что в Кремле люди живут на зарплату! И ездят на переговоры в костюме фабрики "Большевичка".
- В семье не без урода, есть и в Кремле, и в правительстве, и везде, во всей высшей власти. У нас очень много чиновников высших берут и слева, и справа, и, так сказать, внизу, под столом. Но таких не очень много.
- Как-то раз вы сказали, что вам очень нравится Якутия, вы любите этот край. А вдруг сейчас решили стать или попытались стать мэром Москвы. Зачем?
- Мне с русскими тяжело. Потому что я семнадцать лет прожил в Туве, двадцать лет в Якутии и пять лет в Ульяновске, где основное население - татары, чуваши и мордва.
Почему хороша Якутия - там минус шестьдесят восемь зимой и плюс сорок семь летом. И там ...дерьмовые люди вымерзают. Они там не держатся. Эти двадцать лет в Якутии я строил города, поселки, газопроводы, газопромысловые хозяйства, школы, больницы, жилье, целый город отстроил на Мытой дамбе в городе Якутске.
- Так и называется сейчас - Бородинское поле?
- Да, Бородинское поле называется. Так что для меня это то место, где я и сформировался как руководитель, и где я стал просто человеком. И обеспеченным, кстати, человеком. Когда все вы здесь получали по сто двадцать, по сто сорок рублей, я тогда уже получал две с половиной - три тысячи рублей, это в семидесятых годах.
А потом, переехав в Москву, предлагал пути выхода страны из кризиса. Это и возврат выделенных средств, это и аудит, программа занятости, рынок земли, финансово-кредитное обращение. Это не мои идеи, это делал Рузвельт, делали японцы и немцы. Можно жить по разному. Можно эти деньги транжирить, а можно их вкладывать во что-то.
- То есть вы их вкладывали во что-то?
- Конечно.
- А во что вкладывали?
- Я часто о себе читаю, что я бриллиантовый король, потому что в Якутии жил. Хотя я бриллианты в последний раз видел в восемьдесят первом году, на совещании в городе Мирном, в музее. Я был заместитель генерального директора "Якутгеологии" по капитальному строительству.
- Строительный бизнес считается одним из самых прибыльных в России. Вы возглавляли гигантское министерство, деятельность которого многократно проверялась различными инстанциями, но не очень хорошо известна обычному народу. Если Лужков может похвастаться стройками в Москве, то вы - стройками в Кремле.
- Здание Сената, Большого Кремлевского Дворца, восстановление Дома Правительства в Москве, здание Думы в Москве, здание Совета Федерации в Москве, Счетной палаты на Зубовской площади. Под Москвой - Бор, Ватутинки, всего триста тридцать четыре крупных объекта, имеющих федеральное значение. Два с половиной миллиарда долларов - годовой оборот Управления делами президента Российской федерации, где работают сто пятьдесят тысяч человек.
- И с таким объемом - двенадцать тысяч зарплаты? Неужели прибыль от этих работ хоть каким-то образом не облагодетельствует человека, который является отцом-вдохновителем как деятельности министерства, так и всей коммерческой его деятельности?
- У нас специфика несколько иная. У нас объекты все режимные. Представляете? Вот мы с вами вдвоем сидим. А когда строите, - один строит, а еще трое наблюдают.
- Конечно. Микрофончик вдруг куда-нибудь поставил.
- Микрофончик, да мало ли что... В общем, один строит, трое наблюдают. Сложно очень...
- Сложно что сделать?
- Украсть. Вы знаете, вот вы мне очень напоминаете некоторых кремлевских небожителей. Они думают: "Если уж он нам столько сделал, то сколько же он себе сделал?" Да не сделал я себе ничего! Вот часы у меня "Лонжин" - с восемьдесят пятого года. Когда мы строили газопровод и газопромысловое хозяйство, мне их подарили.
- Вы платите людям зарплаты в тысячи долларов в месяц, потому что специалист не пойдет работать сейчас на маленькую зарплату, а у вас в графе "итого" получается копеечная сумма. Вы альтруист?
- Когда меня в девяносто восьмом году увольняли, я очень попросил: "Не увольняйте меня, пока я не закончу Большой Кремлевский Дворец". Для меня это... Это моя жизнь. И когда я водил Клинтона, Кофи Аннана, Ширака, Коля по этим апартаментам, Кофи Аннан сказал: "Я такого не только не видел, я даже представить не мог, что такое можно сделать". Для меня это образ жизни. Понимаете?
- То есть вам сам процесс нравится?
- Ну какой-то зачуханный якут Бородин приехал в Москву. Тут же все крутые, навороченные, все строители, пять или шесть премий государственных... А я сделал то, чем восхищаются все - от Клинтона до... Это приятно!
- Как вы считаете, министр вашего ранга какую должен получать зарплату?
- Сто двадцать, сто тридцать тысяч долларов, плюс пятьдесят-шестьдесят процентов на содержание - машина, дача, и так далее. А простой рабочий должен получать две - две с половиной тысячи долларов. В месяц. Это можно сделать и нужно делать, понимаете?
- После влиятельнейшего поста управляющего делами администрации президента РФ вы получили пост государственного секретаря союза России и Белоруссии. Это важно? Не скучно будет?
- Прекрасная работа будет. Белоруссия - уникальное образование, она геополитически расположена уникально. Это самый близкий мост между весьма развитой Европой и весьма не развитой Азией. Я говорю не только о России, но и вообще о всей Азии, в том числе и Китае, вплоть до Сингапура. Мост во всех смыслах, в том числе и энергетическом. У меня уже появились ходоки из Германии, Франции, Италии...
- А легенды, которые о вас ходят, не мешают образу международного чиновника?
- Да, я алмазный король, золотой король. Недавно встречался с алюминиевым олигархом, он говорит: "Давайте еще и алюминием займемся". А я даже не представляю, что такое алюминий. Ну, летал на самолетах, вот и всё. Но скоро будут говорить, что я еще и алюминиевый король.
- А что из этого правда? Вы себя считаете королем чего?
- Это страшно приятно, когда говорят... Я встречался с генеральным прокурором Америки. Такая статная, высокая женщина в возрасте. Я ей показал Большой Кремлевский Дворец. Она все время говорила: "Господин Бородин, давайте мы с вами сфотографируемся". Я говорю: "Помилуйте, но вы - главный борец с коррупцией, а я - главный коррупционер в стране. Как же вы?.." Она отвечает: "Господин Бородин. Кроме той дурости, которую мне приносят из Швейцарии, я ничего больше не могу о вас сказать. Но когда я увидела вашу работу, я просто... Давайте с вами сфотографируемся лучше".
И она мне сказала в конце: "Господин Бородин. Я чувствую, вы очень хитрый человек". Я: "В каком смысле?". Она говорит: "Да все эти скандалы вы сами заказываете, чтобы быть самым популярным в мире человеком". И еще добавила: "Если бы сейчас проводили выборы в сенат Америки, вы бы наверняка могли выставить свою кандидатуру". Я говорю: "Так я, как Чапаев, языков не знаю. А то я, конечно, выставил бы свою кандидатуру".
- Вы готовы были к своему проигрышу на выборах мэра Москвы?
- Это соревнование. Конечно.
- Кто вы больше? Правый, левый, центрист?
- Центрист.
- Вы пробовали наркотики когда-нибудь?
- Никогда в жизни.
- Как вы относитесь к прессе, к журналистам?
- Нейтрально отношусь. Я знаю, кто им заказывает и сколько платит. Я всё знаю. Я сделал столько добра людям в Москве, что они мне в ответ очень многое рассказывают, чтобы я знал всё о тех людях. Мне их просто жалко...
- Какова сейчас степень вашей близости к Ельцину, к его семье?
- До сих пор с ним встречаюсь, разговариваем. В семью я никогда не был вхож, это просто глупость. Потому что у нас есть закон о статусе охраняемых лиц, и семьей занималась Федеральная служба охраны. А с самим Ельциным мы всегда были в хороших отношениях.
- Правда ли, что вы подарили дачу вместе с землей президенту Якутии, а в деревне Раздоры подарили лесок Тяжлову?
- Так я бы лучше себе подарил! На какой мне черт президент Якутии? А уж Тяжлов - тем более, понимаете?



http://www.vsoloviev.ru/strasti/text.mhtml?PubID=145

Док. 506847
Перв. публик.: 06.03.06
Последн. ред.: 16.10.08
Число обращений: 116

  • Бородин Павел Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``