В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павел Бородин: Я никогда не интриговал Назад
Павел Бородин: Я никогда не интриговал
Пал Палыч Бородин, несмотря на то, что сидит на шатком стуле, возглавляя Союз России и Белоруссии, держится при этом вполне уверенно. Смело делает прогнозы о будущем Союза, любит вспомнить былые, ельцинские времена, эмоционально рассуждает о настоящем. В каждом интервью он любит подчеркивать, что вовсе не политик, а завхоз. Но ему мало кто верит. Кто знает завхозов в лицо? Да и масштаб у Бородина другой. Политический.

Друзья, прекрасен наш Союз

- Павел Павлович, в апреле Союз России и Белоруссии отметил 11-летие. И до сих пор его многие называют призрачным или мифическим. Вы, конечно, с этим не согласны?
- Недавно на совете министров России и Белоруссии я назвал эту цифру знаковой. Наш средний бюджет в 5 млрд рублей в 20 раз больше бюджета СНГ. Существует более 20 совместных производственных программ, в которых заняты более 5 млн россиян и белорусов. А ведь в 2000 году все заводы стояли. Союзное государство дает людям рабочие места. И пусть говорят мне, что это не главное, думаю - одно из важнейших достижений.
- Но не все так гладко, наверное...
- Вы опять намекаете на так называемый газовый конфликт? Это всего лишь межкорпоративные отношения. Когда происходит конфликт других корпораций, допустим автомобильных, никто не считает это чем-то из ряда вон выходящим. Но если поссорились Белтрансгаз с Газпромом - это событие становится золотой жилой для нашей прессы. Но при чем тут Союзное государство? Если говорить в целом о сотрудничестве наших стран, оно ведь не пострадало. Не отменили ни одну союзную программу, не закрыли ни одного рабочего места.
- Чем еще может гордиться Союз?
- Я думаю, что именно с союзного государства России и Белоруссии началось восстановление постсоветского пространства. Кстати, мы берем на вооружение лучший опыт советских времен. Однажды заведующий отделом "Нью-Йорк таймс" сказал мне, что конституция Евросоюза - это прекрасно переписанная Конституция СССР.
В Советском Союзе были прекрасные плановики. На Западе многие взяли на вооружение наши советские методы управления, которые нами незаслуженно забыты. В России в центральном аппарате Министерства сельского хозяйства работают 350 человек, а в Америке - 32 тысячи, хотя там все частное. Для чего? Для того, чтобы по основным продуктам выработать единую объемную и ценовую политику. Поэтому у них такой инфляции и нет. А в России решения часто принимаются поспешно, без планирования и прогнозирования. Вот американцы спросили Грефа: "Как вы собрались в ВТО вступать? Что будет с ценами на внутреннем рынке?" Ведь у нас газ стоит 39 долларов, а у них все 700.
- Но при чем здесь Союз России и Белоруссии?
- А вот в Союзе России и Белоруссии мы весь лучший опыт прежних лет на вооружение взяли. 85% комплектующих для машиностроительных комплексов белорусы получают из России. 95% энергоносителей тоже из России. 85% собранных машин и оборудования белорусы отправляют в Россию. 75% товаров из Европы идет в Россию через Белоруссию. Это и есть Союз.

Бог им судья...
- Вы часто вспоминаете Америку... Пребывание в тамошней тюрьме повредило вашей карьере?
- Конечно, повредило, меня ведь обвиняли в коррупции. А в России только дай повод, потом вовек не отмоешься. То ли у тебя украли, то ли ты... Никто уже в твою невиновность на все сто не поверит.
Вообще, это был хорошо организованный заказ. Я ведь много чего могу сделать. Сколько людей работало с Ельциным, многих он выгонял по 2-3 раза, а меня не трогал. Поэтому думали, что я плету интриги. А я никогда не интриговал, просто делал свою работу. Вообще, легенды разные ходят. То рассказывают про какие-то заводы, якобы принадлежащие мне, про алмазные копи. А недавно разговаривал со знакомыми из очень крупной американской корпорации, так они поинтересовались: "Сколько вы заплатили, господин Бородин, чтобы сделать себе на весь мир такую рекламу? Теперь американским экскурсантам показывают бруклинскую тюрьму, потому что там три месяца находился русский Бородин".
- Кстати, про алмазные копи. Вы когда-нибудь озвучивали размер своего состояния, чтобы не давать пищи для разговоров?
- Я алмазы-то один раз видел, когда был заместителем генерального директора "Якутгеологии". Тут дело не в алмазах, а в том, что приехал я - то ли тувинец, то ли якут - и Ельцин меня почему-то не гонит. Что касается состояния, то сейчас у меня на счету около 2 млн рублей, в месяц я получаю 140.000 рублей. Если бы американцы, которые меня 2,5 месяца в тюрьме держали, что-нибудь нашли, думаете, меня бы выпустили из Америки? Какие там счета в швейцарских банках?!
- Но об этом столько писали...
- Моя ошибка еще и в том, что я не трачу деньги на прессу. Мне предлагали: плати, организуем кампанию в СМИ. Но лучше я эти лишние деньги на детский дом потрачу. А тем, кто меня заказал, руки не подам, но мстить не стану. Я человек верующий. Бог расставит все по своим местам. Я не политик, чтобы тратить деньги на пиар, а хозяйственник. Политики приходят в белых штанах - черных пиджаках и горланят: "Ура, да здравствует демократия!" И разваливают все на фиг. А у нас все заводы работают, которые раньше стояли.

Ельцин мне был почти как отец



- О детских домах, которым вы помогаете, много говорится. Но согласитесь, ведь


многие
занимаются благотворительностью с популистскими целями...
- Согласен. Когда я работал управляющим делами президента России и ведал огромным хозяйством, возле меня крутилось множество известных и меркантильных людей. Банкиры и шоумены помогали тогда вместе со мной детским домам, а теперь, когда я не управделами, они этих детей просто бросили. У меня из-за этого сложилось убеждение, что большинство чиновников поддерживают отношения, только исходя из полезности того или иного человека.
- А вы почему этим занялись?
- Когда мы жили на Севере, моя супруга уже в 40 лет, прочитав заметку о детском доме в якутском городе Вилюйске, вдруг решила пойти туда работать. И стала завучем. Постепенно детдомовские дети вошли в нашу жизнь, некоторые - и в нашу семью. А началось все с самого детства. Ее мама тоже когда-то работала в детском доме медсестрой. А я почти не знал своего отца. На работу пошел в 6 лет, в подсобное хозяйство. А потом чем только не подрабатывал - был и штукатуром, и маляром, и плотником, и грузчиком... Мы тогда в Туве жили, в Кызыле.
Для меня детские дома не просто благотворительность - это моя вера. Когда я вижу никому не нужных детей, не могу оставаться равнодушным. Я "нагинаю" банкиров, крупных предпринимателей, они дают денег, и это моя жизнь. Как-то пришел один человек с пакетом денег, хотел пожертвовать. Жена говорит: "Вы поднимитесь в бухгалтерию". А он оставил пакет и ушел со словами: "Я вам верю".
- Ваше нелегкое детство повлияло на отношение к деньгам?
- За рубежом люди состоявшиеся - политики и звезды шоубизнеса - берут в семью приемных детей. Они тем самым подают пример другим, чтобы дети жили не в детдомах, а только в семьях. А мне иногда наших олигархов хочется поставить к стенке. Столько наворовали, так помогайте детям! Но боюсь, что на курок нажать не смогу...
- Вы что, не охотник?! А говорите, якут...
- Однажды был на охоте, подстрелил зайца, а он заплакал. И я заплакал тоже. С тех пор ружье в руки не беру.
- А почему вам так рано пришлось работать?
- Я вырос в семье, где были одни женщины - мама и три сестры. Отец воевал, попал в плен, сидел в сталинских лагерях. Потом вернулся совсем другим человеком и прожил с нами недолго. Я не успел почувствовать отцовского влияния. Хотя, конечно, потом было много мужчин-учителей, наставников. Ельцин меня просто покорил своим добрым, почти отеческим отношением, все остальное по сравнению с этим оказалось второстепенным. За эти отношения я всегда ему буду благодарен. Мне никогда не приходилось встречать ни в одном человеке такого удивительного сочетания доброты и строгости. Его смерть - страшная потеря для меня.
- Вы с ним постоянно виделись?
- Я бывал у него как минимум два-три раза в год. А недавно Борис Николаевич приезжал ко мне на дачу и просто ахнул: "У вас что, только 25 соток?" Я говорю: "Как мне эту дачу в 1994 году дали, так и живу здесь". Борис Николаевич удивился: "Я тут у некоторых ваших друзей был, так у них 25 гектаров".

Короче Ельцина на 1 см



- Вы с ним еще в Якутии познакомились?
- Да в якутском аэропорту, в депутатском зале. Я тогда был председателем Якутского горисполкома. Стоял мороз 57 градусов, а самолет может приземлиться при минус 55, поэтому он час кружил над городом. Выходит Ельцин в ушанке, и я говорю: "Борис Николаевич, вы уши-то у шапки опустите, а то свои отморозите". Он отвечает: "Ну, Пал Палыч, у нас в Екатеринбурге тоже нежарко". Но уши опустил. Эта поездка произвела на него впечатление. Он тогда назвал Якутск "городом кишками наружу" (все коммуникации над землей) - это выражение потом стало крылатым. Кстати, только тогда, в Якутии, при поездке за полярный круг, мы единственный раз и были с Ельциным в бане. Все остальное - просто слухи.
- А как вы управделами стали?
- В 1993 году я приехал в Москву проситься к Ельцину на работу. Он меня вспомнил и говорит: "Как же я вас возьму на работу, если вы все время голосовали против меня?" Я нашелся: "Так я такой же коммунист, как и вы, - настоящий. Если партия решала голосовать против вас, я подчинялся". Тогда он спрашивает: "Рост какой у вас?" Я отвечаю: "Борис Николаевич, вы на один сантиметр длиннее и на десять голов выше". Тут он и говорит: "Беру без собеседования".
- В каком-то интервью вы называли себя везучим человеком. А в чем вам по-крупному повезло?
- Мне всегда везло на людей. Представьте, когда я приехал поступать из города Кызыла в Московский институт химического машиностроения, был одет в женские штаны, кофту, перешитую из женской, и женскую шапку. Но мне встретились настоящие друзья, и жизнь сложилась так, как сложилась. Знаете, мне очень нравится певица Мадонна. В одном интервью она сказала: "Я - никто! Когда я приехала в Нью-Йорк, в кармане было 30 долларов, меня никто не знал, но я оттрахала всю Америку". Когда я приехал в Москву, у меня была другая сумма в кармане - курс тогда был другим. Не могу сказать, что я Москву поимел, но... мне очень нравится Мадонна.


анекдот от Бородина
Ехал Ельцин на ЗИЛе, а навстречу - Кириенко на "Запорожце". На перекрестке Кириенко решил Ельцина подрезать, да неудачно - "Запорожец" угодил прямо под колеса ЗИЛа. Кириенко выходит из помятой машины и плачет: "Извините, Борис Николаевич, я думал, проскочу..." А Ельцин ему в ответ: "Я 40 лет за рулем, у меня хрен проскочишь!"

интересные факты из жизни
1. Как известно, Пал Палыч любит крепкое словцо. Первые уроки были получены в детстве, когда после четвертого класса юный Паша подрабатывал на кирпичном заводе. Бывало, что вагонетки съезжали с рельсов, и женщины, которые работали на заводе, при этом страшно ругались. Мальчик принес первые познания русского матерного домой, за что здорово получил. Но поздно, урок был усвоен.
2. Примерами для подражания считает Рузвельта, Черчилля, немцев, японцев и китайцев. Достойным внимания он называет воплощение принципов национальной идеи в экономическом плане - дорожное строительство, ипотеку, государственное регулирование.
3. слухи об участии в каких-либо выборах Бородин опровергает. Свою должность называет третьей в стране, а политику - делом малопривлекательным.
4. Павел Павлович Бородин - знаменитый рассказчик анекдотов. Говорят, однажды на спор на отдыхе он рассказывал анекдоты едва ли не всю ночь, один за другим, ни разу не запнувшись. Слушатели спали по очереди, чтобы зафиксировать рекорд. "Собеседник" не мог не попросить ПП вспомнить что-нибудь специально для нас.

анекдот от Бородина
Один большой политик в белых штанах прилетел в Японию. Встречает премьера Хасимото и видит: у того на пиджаке - три кнопки. Интересуется: "А это для чего?" "А это у меня костюм-кондиционер, - отвечает Хасимото. - Когда мне холодно, я нажимаю на красную кнопку - тепло идет. Когда жарко - нажимаю на зеленую, идет холод. А когда я устаю, нажимаю на желтую, и идет поток энергии". Через некоторое время Хасимото прилетает в Москву, а его во Внуково встречает все тот же политик в белых штанах. И у него на ремне дверь от "Волги" висит. Премьер спрашивает: "Что это у вас?" "Кондиционер, - отвечает политик. - Когда мне жарко - я стекло открываю, когда холодно - стекло закрываю". "А когда устаете?" - "Когда устаю, я дверь снимаю".



http://www.sobesednik.ru/archive/sb/22_2007/pavel_borodin/

Док. 506843
Перв. публик.: 22.10.07
Последн. ред.: 16.10.08
Число обращений: 102

  • Бородин Павел Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``