В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Лауреаты медали им. Ф. Н. Плевако. Свой человек в Минюсте. Назад
Лауреаты медали им. Ф. Н. Плевако. Свой человек в Минюсте.
За свою долгую жизнь в юстиции Михаил Павлович не нажил палат каменных. У человека, стоявшего у истоков многих прогрессивных адвокатских инструкций и нормативных документов, одного из первых чиновников, активно поддержавшего нарождавшийся российский бизнес, сегодня нет ни дачи, ни машины. Основной доход его и супруги - скромные гражданские пенсии в тысячу восемьсот рублей. Но Вышинский ни о чем не жалеет. Ведь он из поколения военных подростков, послевоенных бессребреников и энтузиастов.

Главное для него - быть, действовать, а не иметь какие-то дополнительные блага и привилегии. До сих пор, несмотря на возраст и недуги, он замечает: По характеру я остался трудоголиком. Десятилетие с небольшим назад этот человек занимал очень высокий государственный пост. А общий трудовой стаж его насчитывает добрые полвека. Причем официально трудиться начал будущий первый замминистра юстиции СССР... в десятилетнем возрасте! И это не преувеличение, а, пожалуй, преуменьшение. Реально стаж-то начался еще на пару-тройку лет раньше.

Место рождения нашего героя - деревушка Канонерка близ Набережных Челнов. Впрочем, разве мало крупных советских да и дореволюционных деятелей начало свой славный путь в таких глухих местечках, каких к настоящему времени не осталось ни на географической карте, ни в природе? Маленький Миша с самого нежного возраста, когда перед городскими детьми стоит проблема разве что самостоятельного одевания и умывания, вынужден был вполне по-взрослому работать в колхозе и дома. Сеял, полол, косил, копал, охранял огороды, два лета ходил в подпасках.

Деревенский паренек, обитавший в самом центре сухопутной России, лелеял мечту стать моряком. И для начала сразу же после сельской школы поступил в Казанский речной техникум, который окончил в 1952 году. Начинающего речника направили на одну из тогдашних грандиозных строек коммунизма - возведение Куйбышевской ГЭС. Как говорится, существуют дороги, которые нас выбирают. Это направление в немалой мере решило его дальнейшую судьбу. Молодому диспетчеру, а затем прорабу пришлось воочию увидеть всю изнанку тогдашнего общественного строя. На ГЭС и в гигантском котловане под ее машинную станцию работали в основном заключенные, в том числе и женщины. Между зеками, работягами и блатными порой вспыхивали жестокие разборки.

--- Отребья, уголовников было не так уж много. В основном-то сидели ни за что: собрал в поле немного зерна для детей (надо же было что-то есть в те голодные годы), надерзил начальству - завели дело, - вспоминает Михаил Павлович.

Быть может, именно тогда обострилось в нем чувство справедливости, в испытаниях окрепло желание защищать сограждан и создавать для них более совершенные законы. Не потому ли без отрыва от производства сумел окончить Куйбышевское отделение ВЮЗИ? На стройке Вышинский познакомился и со своей будущей супругой Риммой Александровной, оказавшейся выпускницей того же речного техникума. С тех пор он не расставался с ней во всех перипетиях своего непростого пути.

Между тем ответственного, не по годам серьезного молодого человека с общественной жилкой заприметил, как часто тогда водилось, комсомол и выдвинул его на руководящую работу. Михаил стал первым секретарем Ставропольского (так тогда назывался нынешний Тольятти) горкома ВЛКСМ. Затем поработал в аппарате ЦК ВЛКСМ и вскоре был избран вторым секретарем ЦК комсомола Узбекистана. Что ж, партия сказала - надо, комсомол ответил - есть. Ташкент, город хлебный, после декабрьского московского мороза и бурана поразил почти летним теплом и сочной зеленой травой на газонах. Набравшись практического опыта организации молодежной деятельности в южной республике, вернулся в Москву. В столице встретили знакомые коридоры комсомольского ЦК, потом последовало назначение в Комитет партконтроля при ЦК КПСС. А тут после хрущевских реорганизаций стало восстанавливаться Министерство юстиции СССР. Требовались энергичные, а главное, знающие люди. Вышинский подходил по всем статьям: юрист с опытом работы в центре и на местах. Так в 1971 году несколько неожиданно для себя чиновник КПК возглавил кадровый аппарат Минюста.

Для начала ему выделили маленькую комнату в здании Верховного суда СССР, и работа закипела. Через Михаила Павловича проходили в день десятки посетителей, желающих устроиться в министерство. Необходимо было быстро оценить деловые и человеческие качества соискателя, определить, подходит ли он для ответственной службы, и если да - подобрать наиболее подходящую должность. Хорошо, если в человеке образование подкреплено практикой или наоборот. А если чего-то недостает, как тут быть? Впрочем, Михаил Павлович с тех пор считает, что бывает и такой критерий: избыточное образование. У гражданина за спиной два-три института, вдобавок различные курсы переподготовки и усовершенствования. А конкретной специализации и каких-либо профессиональных навыков нет. Словом, везде нужен разумный баланс.

Вместе с тем серьезное базовое образование в любом деле совершенно необходимо. А его-то в юриспруденции тех лет многим как раз и не хватало. Обнаружив это, кадровик Вышинский вышел с инициативой значительного увеличения в стране числа юридических вузов, повышения качества подготовки юристов. И вот в МГУ прошла 1-я Всесоюзная научно-практическая конференция по подготовке юридических кадров. Стали появляться новые юридические вузы и кафедры, постепенно реализовывались и идеи Михаила Павловича о приоритете дневного юридического образования, сокращении числа заочников.

Заметим, к слову, что вузовскую проблему Вышинский не оставлял и тогда, когда рос в должностях - стал заместителем, а потом и первым заместителем министра юстиции, и в том, что сегодня общество постепенно выбирается из трясины малограмотности юристов - существенная заслуга Михаила Павловича.

Став заместителем министра, он сам попросил, чтобы областью его ответственности стала адвокатура. В отличие от своего печально знаменитого однофамильца - прокурора сталинских времен, Михаил Павлович всегда тяготел не к обвинению, а к защите человека. Еще со студенческой скамьи его пристальный интерес вызывала интеллигентная, достаточно независимая даже в советских условиях корпорация адвокатов. И его желание решать проблемы сообщества было удовлетворено.

Рассказывает Исай Юльевич Сухарев, бессменный сотрудник, а затем и начальник отдела адвокатуры Минюста:

--- Не знаю никого, кто в те годы сделал бы так много полезного для адвокатов и их объединений, как тогдашний замминистра юстиции. Начиная от впервые принятого в нашей стране Закона об адвокатуре (по нему фактически мы живем по сей день) и кончая какой-то инструкцией - все нормативные документы в этой сфере разрабатывались и утверждались при его участии. В былые времена министр юстиции мог самолично лишить адвоката профессии, теперь этому был положен конец. Появилась вполне демократическая инструкция по рассмотрению дисциплинарных дел адвокатов (где были прописаны также их права), затем положение о выборах руководящих органов адвокатуры. Михаил Павлович Вышинский много внимания уделял обобщению адвокатской практики, обмену опытом, выступал сторонником того, чтобы коллеги активно участвовали не только в уголовных делах, но и в гражданских. С началом перестройки именно он призывал оказывать правовую помощь нарождающемуся бизнесу, и именно через его знакомых в ЦК КПСС мы забросили туда идею о создании в стране единого адвокатского объединения как самоуправляемой ассоциации (тезис XIX партконференции). В итоге был образован Союз адвокатов СССР. По указанию замминистра я стал одним из учредителей (от Минюста) этого добровольного объединения адвокатов.

Сам Михаил Павлович из значимых встреч с адвокатами вспоминает такой эпизод. К нему на прием пришел один набиравший известность энергичный защитник и поднял очень острую тему. Почему затруднен доступ к делам тех людей, которых обвиняет КГБ? Адвокатам не позволяют с ними знакомиться должным образом, а после рассмотрения дела хранятся в комитете, а не в суде, как положено по закону. Где же справедливость? Замминистра связался с всесильным замом председателя КГБ Бобковым, долго убеждал его решить назревшую проблему, но тот вежливо уходил от конкретного ответа. Лишь постепенно, с развитием перестройки, удалось продвинуться и на этом направлении.

Вместе с тем жизнь богата на самые неожиданные сюжеты. Распадалось союзное государство, и получилось так, что именно Михаил Вышинский подписал акт о роспуске Министерства юстиции СССР и о передаче его функций российскому министерству. Обязанности союзных министров тогда на короткий срок перешли к их первым замам по устному указанию вышестоящих властей. Так что пришлось Михаилу Павловичу скрепить своею подписью факт ликвидации структуры, беззаветной службе коей отдал двадцать лет... Бывший и. о. министра надеется написать воспоминания, в которых бы отразились события тех бурных, переломных дней. Эпизоды и подробности их непосредственного свидетеля и участника, безусловно, послужили бы ценным материалом для будущего историка.

В 92-м, уйдя с государственной должности, но сохранив высокий авторитет в юридических кругах страны, Михаил Павлович возглавил Международную ассоциацию правоведов Юристы - деловому миру, а через год стал также первым заместителем председателя президиума только что зарегистрированной коллегии адвокатов Мосюрцентр. Давний сторонник современной адвокатуры был ею же и востребован.

Председатель президиума Мосюрцентра, депутат Госдумы РФ Гасан Борисович Мирзоев высоко оценивает личность и значение Вышинского:

--- Михаил Павлович -- ярчайший представитель российской юстиции. Все последние советские годы он представлял адвокатуру Советского Союза. И у многих выдающихся адвокатов сложилось о нем мнение как о высококлассном специалисте. Одним из первых в 1989 году он поддержал создание государственной юридической структуры нового типа - Московского государственного центра правовой помощи предприятиям по предупреждению правонарушений. Когда Госюрцентр постепенно преобразовался в коллегию я предложил ему в нее прийти и он согласился. Этот выдающийся по духу и совести юрист заслуженно получил нашу высшую награду - медаль имени Ф. Н. Плевако за огромный вклад в новую российскую адвокатуру.

Правда, скоро вмешалась болезнь, пришлось оставить пост зампредседателя, но Михаил Павлович по-прежнему активно участвует в делах коллегии.

Говорит нынешний первый заместитель председателя президиума Мосюрцентра Владимир Сергеевич Игонин:

--- Однажды во время горячих споров по поводу нового закона об адвокатуре, помню, один известный адвокат сказал: Мне кажется, слишком много в адвокатуре развелось чиновников. Я тогда ответил: На этом этапе становления ее беда не в том, что в ней много чиновников, а в том, что в ней мало хороших чиновников. Хороших - значит профессиональных, добросовестных, грамотных... Как раз в свое время Михаил Павлович Вышинский таким чиновником и был. К тому же это прекрасной души человек, хорошо знающий проблемы адвокатуры. Вполне справедливо, что именно ему доверено возглавить нашу Комиссию по адвокатской этике и дисциплине. И если раньше ее, по сути, не было, то сегодня комиссия активно действует и пользуется авторитетом.

Александр ГОРШЕНКОВ,

спецкор Российского адвоката
"Российский адвокат" N3, 2002

Док. 506642
Перв. публик.: 16.03.02
Последн. ред.: 16.10.08
Число обращений: 369

  • Вышинский Михаил Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``