В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью заместителя Министра иностранных дел России А.В.Яковенко в связи с проведением в Москве 20 октября с.г. Экономического форума и Руководящего совета Специальной программы ООН для экономик стран Центральной Азии Назад
Интервью заместителя Министра иностранных дел России А.В.Яковенко в связи с проведением в Москве 20 октября с.г. Экономического форума и Руководящего совета Специальной программы ООН для экономик стран Центральной Азии
Вопрос: 20 октября с.г. в Москве состоятся заседание Руководящего совета Специальной программы ООН для экономик стран Центральной Азии (СПЕКА), а также Экономический форум СПЕКА. Что представляет собой данная ооновская Программа?

Ответ: СПЕКА была создана в 1998 году в целях укрепления субрегионального сотрудничества в Центральной Азии и содействия интеграции государств данного региона в мировую экономику. Первоначально участниками Программы являлись Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Позднее к ней присоединились Азербайджан и Афганистан. Программа осуществляется совместно Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН и Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО).

Основы СПЕКА заложены в Ташкентской декларации, подписанной 26 марта 1998 года странами-участницами, с одной стороны, и ЕЭК и ЭСКАТО - с другой. Целями Декларации объявлены поддержка стран Центральной Азии в создании условий для их экономического развития и интеграции в экономику Европы и Азии. Основным органом Программы является Руководящий совет, осуществляющий общее политическое руководство деятельностью, проводимой в рамках СПЕКА, а также наблюдение за деятельностью проектных рабочих групп СПЕКА, определение будущих приоритетов, утверждение программы работы.

Вопрос: В чем же заключается особенность программы СПЕКА? Чем она отличается от большого количества разнообразных проектов и инициатив в центральноазиатском регионе?

Ответ: К приоритетным направлениям работы СПЕКА, отмечающей в этом году десятилетний юбилей с момента своего создания, отнесены развитие транспортной инфраструктуры, упрощение процедур пересечения границ, рациональное и эффективное использование энергетических и водных ресурсов Центральной Азии, поиск вариантов путей доставки углеводородного сырья на мировые рынки, перестройка промышленных предприятий с целью создания международных конкурентоспособных компаний.

План работы СПЕКА включает в себя ряд проектов в области транспорта, водных ресурсов, энергетики, окружающей среды, торговли, статистики, информационно-коммуникационных технологий в целях развития. В нем сформулированы конкретные мероприятия технического содействия (исследования, консультационные услуги, проведение экспертных встреч), а также обозначены такие области сотрудничества, как развитие малого и среднего предпринимательства, туризм.

Особенность Программы состоит в том, что при ее реализации используется потенциал обеих региональных комиссий ООН - ЕЭК и ЭСКАТО, в силу специфики своей деятельности имеющих выход на обширный круг специалистов в различных областях экономического сотрудничества. Соответственно, через эту широкую экспертную сеть, в которую включены представители подавляющего большинства наиболее развитых государств в мире, страны - реципиенты СПЕКА имеют уникальную возможность доступа к передовому опыту в самых разных сферах. Кроме того, авторитет Организации Объединенных Наций дает возможность свести к минимуму политизацию проектов в таких чувствительных для государств региона областях, как экология, энергетика, водное хозяйство.

Вопрос: Расскажите, в чем интерес для Российской Федерации в функционировании программы СПЕКА?

Ответ: Являясь полноправным и активным членом ЕЭК и ЭСКАТО, Россия поддерживает программу СПЕКА и принимает участие в мероприятиях, проводимых по линии региональных комиссий ООН в рамках этой Программы. План работы СПЕКА в значительной степени затрагивает интересы Российской Федерации в таких областях, как транспорт, энергетика, водные ресурсы. Учитывая высокий потенциал стран Центральной Азии в расширении субрегионального взаимодействия, наше практическое участие в данной Программе является значимым фактором в многостороннем сотрудничестве.

Центральная Азия объективно становится одним из центров политического и экономического притяжения на евразийском пространстве. Заложенные еще в советское время политические, культурные и экономические основы, включая создание топливно-энергетического потенциала, создают предпосылки для наращивания значения данного региона в мировой хозяйственной системе.

В настоящее время в Центральной Азии сформирована институциональная среда для широкого многостороннего сотрудничества. Ядром интеграционных процессов выступает Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - одно из наиболее динамичных межгосударственных образований на постсоветском пространстве. К примеру, несомненное достижение этой уже зрелой организации - действующая зона свободной торговли. Свою позитивную и стабилизирующую роль играют также СНГ, ОДКБ и ШОС.

Все это, однако, не исключает возможности развертывания новых действенных международных механизмов. Главное, чтобы их цели были ясны и транспарентны, отсутствовала какая-либо скрытая "повестка дня". СПЕКА, являясь инструментом ООН - крупнейшего и уникального международного объединения, имеющего многолетний опыт работы в области развития, может стать действенным ресурсом в достижении странами региона устойчивого экономического роста.

Россия, не являясь непосредственно страной - участницей СПЕКА, тем не менее, активно поддерживает работу региональных комиссий ООН, осуществляющих эту Программу. И делаем мы это не только на словах. Так, принято и осуществляется решение Правительства Российской Федерации о выделении ежегодно 1,2 млн. долл. для поддержки программной деятельности в рамках Европейской экономической комиссии.

Эта Комиссия, располагающая передовой практикой и обширным опытом, накопленным в ключевых областях экономических знаний, ведет, в том числе посредством оказания технического содействия, активную деятельность по модернизации и сопряжению центральноазиатских экономик с мировым хозяйством.

Вопрос: Чего Вы ожидаете от предстоящих мероприятий в Москве?

Ответ: В рамках аналогичной встречи СПЕКА в Германии в 2007 году Россия выступила с предложением провести Экономический форум и заседание Руководящего совета Программы в Москве. Данная инициатива находится в русле нашего курса на дальнейшее повышение уровня российского участия в международных мероприятиях с фокусом на Центральную Азию.

Экономический форум, ставший в последние годы традиционной площадкой для взаимодействия деловых кругов стран - участниц СПЕКА, будет посвящен вопросам интенсификации инвестиционного партнерства с государствами Центральной Азии. В мероприятии ожидается участие руководителей ряда министерств и ведомств России и стран Центральной Азии, представителей делового сообщества, крупных чиновников ООН, других международных организаций. Участникам будет направлено приветственное послание от имени Президента Российской Федерации Д.А.Медведева.

Название форума - "Инвестиционные партнерства для усиления экономического сотрудничества и интеграции в Центральной Азии" - говорит о необходимости широкого международного взаимодействия среди участников программы СПЕКА. В ходе форума мы постараемся уйти от фокуса на сырьевую составляющую. Ее роль нельзя преуменьшать, но и сводить все обсуждение к тематике извлечения углеводородов было бы также неправильно. Важную роль в развитии государств - членов СПЕКА играет транспортная инфраструктура, рациональное использование водно-энергетических ресурсов, инновационное развитие. На сессиях Форума бизнесмены, политики, представители ведущих международных организаций и финансовых институтов обменяются мнениями и своим видением дальнейших перспектив по данным вопросам.

Встреча в рамках СПЕКА не носит характер глобального мероприятия с большим количеством участников. Однако мы рассчитываем на живую дискуссию между заинтересованными партнерами. Надеемся, что этот Форум придаст дополнительный импульс сотрудничеству в регионе СПЕКА и налаживанию добрососедских связей между всеми странами-участниками. Россия как никто другой заинтересована именно в таком развитии событий.


15 октября 2008 года

http://www.mid.ru/brp_4.nsf/sps/076A4495FC8BABE7C32574E300299287

Док. 506632
Перв. публик.: 15.10.08
Последн. ред.: 16.10.08
Число обращений: 35

  • Яковенко Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``