В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Светлана Липина: Социальные корни криминализации экономики регионов Северного Кавказа Назад
Светлана Липина: Социальные корни криминализации экономики регионов Северного Кавказа
Доклад Липиной С.А. Научный семинар "Организованная преступность и экономика страны" в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Организаторы: Комитет Государственной Думы по безопасности и Национальный Антикриминальный и Антитеррористический Фонд.

В настоящее время обстановка в большинстве республик Северного Кавказа остается сложной, имеющей тенденцию к дальнейшему обострению. До сих пор сохраняются условия, при развитии которых происходит резкое обострение общественно-политической ситуации: так было в 2004 году в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия - Алания, сейчас далеко неспокойно в Республике Дагестан и тем более Ингушетии. По мнению большинства кавказских исследователей, межнациональные конфликты, проходившие на Северном Кавказе, были связаны, прежде всего, с политическим кризисом в государстве, с ростом национально-этнического сознания ранее репрессированных народов, и, самое главное, с наследием политики частого "территориального передела".

Национально-этническое сознание раннее репрессированных народов актуализировало стремление разрешить десятилетиями копившиеся проблемы социальной и политической несправедливости, дискриминации по этническому признаку.

Ухудшение показателей уровня жизни в республиках естественно выражается в вынужденном сужении потребностей и ухудшении качества жизни, её деградацию, маргинализацию и криминализацию.

Сегодня, остро требуются нетрадиционные, отличные от общепринятых, методы анализа состояния социально-экономического сферы, уровня общественно-политической обстановки, отдельно каждой республики.

Непростая общественно-политическая ситуация, сложившаяся к настоящему времени, отягощенная социально-экономическими, национально-культурными и идеологическими проблемами, является следствием кардинальных изменений в геополитическом положении региона, военных действий, деятельности зарубежных спецслужб и радикальных исламистских организаций.

Необходимо знать и помнить!!! От положения населения Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской, Чеченской и Северо-Осетинской республик в немалой степени зависит обеспечение безопасности южных рубежей России.

В республиках сложилась олигархия в классическом ее понимании, которой принадлежит вся полнота власти, собственность, огромные по местным меркам финансовые ресурсы, находящиеся, как правило, в тени.

В настоящее время правящие элиты во многих республиках не имеют серьезной социальной опоры вне рамок созданных ими корпоративных сообществ. Зачастую крупные предприниматели недовольны тем, что вынуждены входить в орбиту влияния "правящих фамилий"; а малый и средний бизнес - множеством административных барьеров, которые жестко ограничивают рост числа независимых предпринимателей, не позволяют им оформиться в самостоятельный социальный слой.

Накопившиеся политические и экономические проблемы взаимоотношений центра и регионов, пробелы и дефекты федерального законодательства и правоприменительной практики в сочетании с местными особенностями (в том числе национальным менталитетом и традициями), а также историческим причинами, обусловили масштаб и последствия системного кризиса не только властных структур, но и проявления, в открытой или скрытой формах, кланово-корпоративных сообществ, которые присущи практически всем государственно-административным системам национальных республик Северного Кавказа.



1. Факторы, определяющие общественно-политическую напряженность.

Узловыми системными факторами, определяющими общественно-политическую напряженность в республиках Северного Кавказа, в настоящее время являются:

1.отсутствие положительной динамики в социально-экономической сфере, низкий уровень общественной безопасности в сочетании с нарастающим отчуждением власти от общества, ее "закрытостью" и кланово-корпоративным характером.
    
Находящиеся у власти и нередко сформированные по этническому принципу или на основе семейно-родственных связей, эти структуры монополизировали политические и экономические ресурсы, установили неформальные механизмы принятия политико-управленческих решений.

Таким образом, в национальных республиках Северного Кавказа сформировались сплоченные мощные кланово-корпоративные образования, объединяющие различные ветви и уровни публичной власти. Они, по сути, разрушили систему сдержек и противовесов, призванную обеспечить взаимный контроль институтов власти.



2. Региональный монополизм - основной тормоз развития экономики.

В специфических условиях большинства республик Северного Кавказа распределение собственности шло по клановым, национальным и прочим принципам, не имеющим ничего общего с интересами предприятий, их коллектива, потребителей или государства.

Давно не модернизированные и дышащие на ладан предприятия республик за время экономических реформ пришли в полный упадок, породив тем самым массовую безработицу, а властная элита, пользуясь фактическим отсутствием контроля как снизу (со стороны народа), так и сверху (со стороны федерального центра), обеспечивала финансово-экономическую базу своего благополучия, доведя до банкротства практически все крупные промышленные предприятия республик, что давало возможность скупать эти объекты за бесценок.

Сегодня до половины оборота товаров и услуг в республиках приходится на теневой сектор экономики.

Это существенно выше аналогичных показателей по Южному федеральному округу (26 %) и Российской Федерации (17 %).

Теневая экономика тесно связана с преступностью, питает ее и провоцирует постоянное обострение криминогенной обстановки.

Если в промышленности России 92 % российских рынков являются конкурентными, то значительная часть предпринимателей республик практически избавлены от конкуренции. Её место занимает неформальный сговор, раздел сфер влияния, коррупция и клановость.

Использование монопольного доминирования не только на рынке, но и во власти в условиях республик может быть мощным инструментом дестабилизации ситуации - как в области экономик и социальной сфере, но и в политике.

3. Территориальные претензии - фактор дестабилизации обстановки в регионе.

Одним из самым ярких примеров дестабилизации обстановки являются территориальные претензии субъектов Российской Федерации Северного Кавказа друг к другу

Границы, созданные еще в советский период, ныне жестко охраняются, став одним из основных атрибутов этнической самоидентификации и, соответственно, причиной возможной межэтнической конфликтности во всем регионе.

Практически каждая республика имеет к соседям территориальные претензии:

Республика Ингушетия постоянно поднимает вопрос о Пригородном районе Северной Осетии. Идут постоянные дискуссии об очертаниях границ Дагестана, Ставропольского края. Не до конца урегулированы границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой, между Чечней и Дагестаном постоянно вспыхивают земельные споры в высокогорных районах за пастбища для скота.

Вследствие указанных процессов возникают конфликты интересов старожильческих этносов - кумыков, ногайцев, русских с мигрантами: аварцами, даргинцами и др. Это, в свою очередь, служит питательной почвой для радикализации требований некоторых этнических групп.

С проблемой миграции тесно связан другой фактор нестабильности - земельный вопрос, обострившийся вследствие миграционных процессов, в частности, проблема равнинных земель отгонного животноводства (кутаны). Хозяйства более 30 горных районов пользуются землями на территории Ногайского, Тарумовского, Кизлярского, Бабаюртовского, Хасавюртовского, Кизилюртовского, Дербентского и других районов. В результате невнятного правового статуса этих земель развивается процесс их хозяйственного освоения, не связанный с первоначальной целью (капитальная застройка, ранее на этих землях запрещенная, в основном индивидуального жилья и коммерческих объектов). В условиях земельного дефицита отмеченные проблемы могут послужить поводом для открытых межэтнических столкновений

Поэтому сегодняшнее общественно-положение в ряде республик нельзя рассматривать вне контекста всего происходящего на Северном Кавказе.

Здесь, на Кавказе, мы стоим перед выбором - оставлять неизменными имеющиеся огромные экономические и общественно-политические проблемы, оправдывая все это "сложившимся веками укладом", либо проявить волю и преодолеть клановость в политике и экономике, создать условия для добросовестной, законной конкуренции в тех сферах общественной жизни, где преимущество состязательности подтверждено мировой исторической практикой.

4. Вопросы собственности

Особое значение имеет необходимость провести проверку законности передачи из федеральной собственности в республиканскую собственность многих предприятий оборонного значения. Срочно требует проверки и законность передачи объектов туризма, курортов, альпинистских лагерей и других объектов туристско-рекреационного назначения из собственности ВЦСПС в собственность республик. При этом следует подчеркнуть, что эти все предприятии туристско-рекреационного комплекса находятся в районах, располагающих богатейшими полезными ископаемыми, уникальнейшими рекреационными и другими природными ресурсами. Поэтому суть кроется глубже, в земле, её недрах.

Специалисты полагают, что в течение ближайших лет, используя бюджетные средства, и обзаведясь мощной производственной и иной материально-технической базой, вновь образованные по решению администраций республик ГУПы (государственные унитарные предприятия) непременно станут акционерными обществами, с правом разработки недр. Согласно законам рыночной экономики каждый собственник, т.е. владелец земли, будет сам вправе решать, кому жить, а кому не жить на его земле и кто ее будет разрабатывать. А разрабатывать здесь есть что.

Необходимо также отметить, что сама сложившаяся структура экономики республик "стимулирует" развитие теневой экономики.

Одним подтверждением преобладающей занятости населения Ингушетии в неформальной экономике служит удивительно низкая легальная занятость в сфере торговли (менее 1%), хотя только Центральный рынок в Назрани ежедневно дает работу нескольким тысячам человек. В Назрани и других городах и крупных селах практически вся торговля представлена небольшими магазинами при частных домах, а такого рода самозанятость, судя по всему, вообще не учитывается. Существующая система внутритайпового (внутрикланового) перераспределения доходов позволяет части населения вообще не работать. Особенно это распространено среди молодежи, и безделье при достаточных доходах представляет большую проблему в официально бедном и слаборазвитом регионе.

По данным обследований ученых рынка труда 2006 г., в Ингушетии уровень безработицы молодежи в возрасте 15-24 лет составлял 93% экономически активного населения этого возраста, в то время как в России в целом - около 10%. Фактически молодое поколение жителей республики не социализируется в сфере трудовой деятельности.

Завершая анализ теневых процессов в экономике республик необходимо сказать о высоком теневом обороте нефтепродуктов, который включает оборот контрафактной продукции, суррогатов, производимых кустарным способом, а также нефтепродуктов с многочисленных военных объектов, которых гораздо более высокая доля теневой экономики, чем в любом другом регионе страны. В Осетии, Адыгее и Кабардино-Балкарии темпы роста продаж бензина уступают только Москве и Петербургу (в других республиках из-за теневых продаж горючего невозможна статистика) . В республиках также велик объем совершаемых физическими лицами валютообменных операций на душу населения - в этом регионе он самый высокий в стране .

5. Дотационность республик

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что, несмотря на рост консолидированных расходов субъектов Федерации (за четыре года возросли в 2,6 раза) и финансовую помощь из федерального бюджета (в расчете на одного жителя увеличилась в 3,4 раза), улучшения социальной ситуации не произошло. По исследованиям ученых республик безработица даже увеличилась (в 1,6 раза), а официальные доходы граждан по-прежнему в 1,5 раза ниже среднероссийских.

Еще в 2003-2004гг. самые низкие доходы на душу населения были отмечены в Кабардино-Балкарской республике. Оценка современного положения региона в России по основным показателям социально-экономического развития (рассчитывается по сумме мест региона по каждому конкретному показателю из всего массива данных о социально-экономическом развитии регионов) - рейтинг - 73 место. А стратегические приоритеты развития этой республики намечают развитие туристско-рекреационной и курортной базы. Однако все экономические расчеты, экологические экспертизы, а также и другие характеристики говорят о необходимости, прежде всего, формирования хозяйственного комплекса республики, обеспечения населения республики собственными сельхозпродуктами.

В настоящее время в республиках сложилась система, при которой малый бизнес и физические лица подвергаются жестокому налоговому прессингу, а предназначенные для платежей по крупным предприятиям суммы, исчисляемые десятками миллионов рублей, вообще перестают поступать в бюджеты всех уровней. Кроме того, все финансовые потоки, шедшие из федерального центра в виде бюджетных дотаций, госинвестиций, а также кредитные ресурсы, получаемые под гарантии Правительства России, подконтрольны этой системе.

На Кавказе всегда такие сферы экономики, как туризм, ресторанный бизнес, казино, рыбная промышленность, а теперь добавились и переработка нефти и её продуктов, характеризовались высокой долей налично-денежного оборота и традиционно были криминализированы и являлись проблемными в точки зрения их налогообложения и вывода из тени.

В силу своей "закрытости" доминирующие кланово-корпоративные объединения не заинтересованы в развитии эффективных коммуникаций между властью и обществом.

События в Карачаево-Черкесской Республике и Республике Северная Осетия Алания, Ингушской Республике прошлого десятилетия показывают, что при незрелости структур гражданского общества, низкой способности граждан к самоорганизации, неразвитости демократических институтов - отсутствие таких коммуникаций, приводит к тому, что кризисные ситуации на местах могут развиваться крайне остро и динамично и протестные акции практически сразу же приобретают радикальный характер. При этом региональные власти в условиях кризиса не в состоянии контролировать ситуацию, поскольку исчерпали "кредит" доверия граждан (Речь в данном случае не идет о Чеченской Республике, где рейтинг доверия населения к Руководству Республики достаточно высок) . Все это свидетельствует о развитии системного кризиса власти, проявления которого присущи практически всем государственно-административным системам республик Северного Кавказа.

Сохранение существующего положения дел резко осложняет обстановку в Южном Федеральном округе, так как нынешние государственно-политические элиты зачастую нередко прямо заинтересованы в поддержании контролируемой общественно-политической напряженности, что позволяет им паразитировать на бюджетной поддержке со стороны федерального центра. Это явление переросло в полностью сформировавшуюся систему, которая препятствует попыткам нормального функционирования отдельных чиновников и мгновенно встраивает их в себя. Такой способ управления становится нормой жизни. Замена отдельных руководителей просто приводит к смене одного клана другим, но существо системы остается неизменным.

Кроме того, для выхода из кризиса в ряде республик необходима не только смена ряда должностных лиц, потерявших доверие населения, но и изучение возможности возвращения к квотному принципу в кадровых назначениях в органах государственной власти, дифференцированный подход, при котором получатели финансовой помощи имели бы меньше свободы и самостоятельности, с обозначением жестких норм личной политической и юридической ответственности.


Источники:

http://atlas.socpol.ru/overviews/labor_market/index.shtml

http://www.gks.ru/wages/2008/may_08.htm

http://www.refbank.ru/region/2/region2.html

http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0269/gazeta035.php

Ю.Г. Лесных. "Паспортизация нефтепродуктового сектора топливно-энегетического комплекса региона как фактор его экономической безопасности. Ж. Региональная экономика. Теория и практика. N16(55) -2007 год. стр.36-44

http://www.bujetnews.ru/index.php?SHOWALL_1=1&SHOWALL_2=1&ID=3091


25.09.2008

Липина

Док. 506560
Перв. публик.: 25.09.08
Последн. ред.: 20.10.10
Число обращений: 91

  • Липина Светлана Артуровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``