В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ольга Волжина: Чиновничья `выделенка` для школ Назад
Ольга Волжина: Чиновничья `выделенка` для школ
Реформа российского образования делает очередной виток. В сентябре 2006 года чиновники правительства заявили, что практически все школы страны в ближайшее время будут подключены к Интернету. Альтернативный оператор связи "РТКомм" выиграл конкурс и теперь должен в ближайшие два года обеспечить доступ к мировой сети 52940 школам. "РТКомм" и Федеральное агентство по образованию уже подписали соответствующий контракт на сумму 3 миллиарда рублей. Предполагается, что до конца только этого года Интернет появится в 18 тысячах учебных заведений.
    
    
Со скоростью спортивной черепахи

Программа интернетизации российских школ считается одним из приоритетных направлений национального проекта "Образование". Идея действительно заслуживает всяческого одобрения, поскольку доступность информации как для школьников, так и для преподавателей напрямую сказывается на качестве учебного процесса. Однако реализация федерального проекта вызывает немало вопросов.

Для подключения большинства школ компания "РТКомм" намерена использовать технологию ADSL - широкополосного подключения по традиционным телефонным сетям. На сегодня речь идет о скорости подключения 128 кбит/сек. - это нижний предел, по которому вообще определяется широкополосный Интернет. Такая скорость всего лишь в два-три раза выше обычного доступа по dial-up. При этом чиновники грезят совместными опытами по химии и физике, которые будут проводить ученики школ из разных регионов. "Планируемые линии подключения шириной 128 кбит/сек. позволят полноценно работать со всеми ресурсами, и никаких технических проблем с загрузкой не будет", - уверяет Ольга Волжина, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию. Но сами учителя резонно отмечают, что даже для нескольких рабочих мест эта скорость унизительно мала. Например, для городского школьного радио нужен поток не менее 64 кбит/сек., а если учитель захочет получить с сервера учебный видеофрагмент для урока хотя бы размером в 40 мегабайт? Сколько на это уйдет времени - даже представить страшно!

Со скоростью 128 кбит/сек. может вполне комфортно работать один, максимум два пользователя. То есть заявления Ольги Волжиной можно считать справедливыми, если доступ к Интернету будет иметь только компьютер, допустим, директора школы и секретаря. Конечно, информационный обмен между директорами школ и Федеральным агентством по образованию - штука важная, но чиновники говорят о внедрении Интернет-технологий в сам учебный процесс, а не в администрирование учебных заведений. Подключение же полноценного компьютерного класса к выделенной линии шириной 128 кбит/сек. - это все равно что пустить городской транспортный поток через узкую проселочную дорогу.

Теоретически технология ADSL может обеспечить скорость до 2 Мбит/сек., то есть в 16 раз выше, но это невыгодно ни агентству по образованию, ни компании "РТКомм". Дело в том, что в стоимость трехмиллиардного контракта также включена и предоплата неограниченного интернет-трафика до конца 2007 года. То есть РТКомму выгодно, чтобы школы потребляли как можно меньше трафика, ведь для компании он вовсе не является бесплатным. В этой связи возникают некоторые сомнения в гарантиях пропускной способности линии. 128 кбит/сек. - это номинальная ширина канала. Ну, скажем, до узла РТКомма в Красноярске она может быть действительно такой, а вот дальше оператор способен делать со скоростями что хочет. Если школьный трафик начнет расти, то канал могут заузить, ведь иначе начнутся прямые убытки, которые вряд ли входят в планы руководства РТКомма.
Мнимая бесплатность

Интересно, что даже такое отчасти ущербное, но бесплатное подключение к Интернету получат далеко не все учебные заведения. В федеральный проект попало только пять ачинских школ (5-я, 9-я, 10-я, 19-я и 21-я), а также несколько краевых и федеральных образовательных учреждений, расположенных на территории города. Считается, что в остальных учебных заведениях скоростной Интернет уже есть и тратить государственные деньги на них не стоит. Директора большинства городских школ действительно давно решили проблему интернетизации, причем сделали это самостоятельно и за свой счет. Доступ во Всемирную паутину предоставляют местные Интернет-провайдеры. В отличие от подключений РТКомма ачинские операторы связи скорость не ограничивают, и поэтому она в десятки раз превышает пресловутые 128 кбит/сек. Есть только одна проблема: самостоятельно подключившимся школам за трафик приходится платить тоже самостоятельно. Согласно федеральной программе, неограниченный бесплатный доступ к ресурсам Интернета до конца 2007 года предоставляется только школам, подключенным через РТКомм. Все остальные от госпроекта не получат ровным счетом ничего. Начальник управления образования Ачинска Александр Лесняк сейчас жалеет, что поторопился с организацией Интернета в городских школах, потому как бесплатного доступа им теперь не видать.

Позиция чиновников из Федерального агентства по образованию в этой связи кажется весьма странной. Получается, что школы, в которых стараются идти в ногу с научно-техническим прогрессом, не нуждаются в помощи государства? А то, что школьные бюджеты не позволяют пользоваться Интернетом на полную мощность, никого не волнует.

Специалисты в области связи считают, что когда речь идет об Интернет-проектах, особенно образовательных, то нужно рассматривать не проблему подключения, а именно стоимость дальнейшей эксплуатации, то есть трафика. Например, организация Интернет-канала в Ачинске стоит не дороже 10 тысяч рублей, причем речь идет о сверхскоростных волоконно-оптических линиях связи, а не об устаревшей ADSL-технологии. Однако уже в первые месяцы работы стоимость трафика превысит стоимость подключения (если, конечно, школы действительно будут использовать Интернет в образовательном процессе). Сейчас большинство школ старается экономить трафик, широкомасштабного внедрения Интернет-технологий школы позволить себе пока не могут.

Компании "РТКомм" на подключение каждой школы выделено приблизительно 56 тысяч рублей. Но поскольку сюда же входит и неограниченный трафик до конца 2007 года, то сумма получается весьма скромной. В Ачинске примером успешного внедрения Интернета в образование можно считать педагогический колледж. Здесь устраиваются сетевые видеоконференции, создаются специализированные информационные ресурсы, организуется совместная работа с другими учебными заведениями страны. В общем, спектр применения Интернета очень широк. Месячная потребность колледжа в Интернете составляет 8 - 10 Гигабайт. Если считать в деньгах, то это порядка 100 тысяч рублей в год. Причем подсчет идет по максимально низким ценам, которые только возможны в регионе. При таких потребностях педколледж вряд ли бы устроил Интернет-канал шириной в 128 кбит/сек. Ни видеоконференции, ни другие ресурсоемкие проекты при таких скоростях просто невозможны. Многим преподавателям и руководителям учебных заведений более логичным кажется выделение денег на оплату трафика, который проходит по уже существующим подключениям. Но чиновники ничего менять не хотят. Более того, после 31 декабря 2007 года - срока окончания выполнения ОАО "РТКомм" работ по интернетизации - государством будет проводиться отдельный конкурс на предоставление услуг связи в 2008 - 2009 годах с дополнительным финансированием по 1,1 миллиарда рублей в год. Почти никто не сомневается, что победу в этом конкурсе одержит РТКомм, то есть самостоятельно подключившиеся к Интернету школы снова останутся без бесплатного доступа к глобальной сети.
Проект без идей и стратегий

Проблема такого странного подхода чиновников Федерального агентства по образованию к обеспечению школ Интернетом, скорее всего, заключается в отсутствии внятной концепции. Для чего школам нужен Интернет? На этот вопрос до сих пор нет четкого ответа. Помимо самого подключения к сети, государство обеспечивать школы больше ничем не планирует. Покупка компьютеров, программного обеспечения для дистанционного образования и прочего сопутствующего инструментария целиком ложится на плечи региональных и местных властей. А потом еще чиновники говорят о каком-то едином государственном образовательном стандарте.

Не менее острым остается и кадровый вопрос. На сайте pedsovet.org в сентябре прошла пресс-конференция с участием руководителей Федерального агентства по образованию и дирекции компании "РТКомм", где учителя и школьное руководство пытались прояснить некоторые моменты проекта интернетизации школ. Чиновникам был задан вполне резонный вопрос: предусматривает ли проект оплату ставки системного администратора, ведь за сетью должен кто-то следить? Оказалось, что никаких денег на специалистов агентство выделять не собирается, мол, мы вам даем Интернет, а что с ним делать - решайте сами и, главное, своими силами. О запуске национальных образовательных Интернет-программ при таком отношении говорить весьма трудно.

Не менее трудно говорить и о сетевых информационных проектах в рамках одного населенного пункта. Например, в Ачинске более двух десятков школ. Больше половины из них подключено к Интернету компанией "СиНТ", одним из самых крупных ачинских провайдеров. Если не вдаваться в технические подробности, то физически эти школы соединены между собой локальной сетью со скоростью не менее 100 Мбит/сек. Внутригородской трафик практически ничего не стоит, он на несколько порядков дешевле Интернет-трафика. То есть теоретически школы спокойно могут объединить свои ресурсы в единую школьную сеть и пользоваться ими почти бесплатно. Скоростей хватит и для видеоконференций, и для совместных уроков, и для многого другого. Однако создания школьной сети до сих пор не произошло. Главной причиной этого можно назвать нехватку в школах IT-специалистов и отсутствие вменяемой государственной политики. В общем, правительству не мешало бы сначала понять, что оно хочет получить на выходе, а уж потом разрабатывать проекты по интернетизации школ. Может быть, тогда школы, в которых стараются внедрить современные технологии как можно быстрее, не обделялись бы государственными деньгами.


СПРАВКА "СГ"

Реализация нынешнего Интернет-проекта, скорее всего, не оправдает надежд чиновников. Эксперты опасаются повторения ситуации 2002 года, когда значительно более высокие инвестиции на обеспечение школ Интернетом не принесли результатов. Тогда похожий тендер на сумму 2,9 миллиарда долларов, объявленный Минобрнауки, выиграл оператор спутниковой связи "Кросна", который поставил в сельские школы около 11 тысяч спутниковых Интернет-терминалов VSAT. Проект оказался на грани провала из-за того, что выходить в Интернет на деле оказалось невозможно - исходящий трафик должен был отправляться к провайдеру по телефонной сети, которой во многих сельских школах российской глубинки просто не оказалось. Технология ADSL тоже подразумевает наличие в школе хотя бы одной качественной телефонной линии, и это при том, что по сравнению с 2002 годом ситуация с проводной связью в деревнях и селах лучше не стала.

Константин ГАВРИЛЬЧЕНКО


http://sga.eachinsk.ru/sgzt/archive/content/2006/11/45/sections/S001/articles/P04A0003P00

08.11.2006

Док. 506398
Перв. публик.: 08.11.06
Последн. ред.: 15.10.08
Число обращений: 152

  • Волжина Ольга Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``