В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Режиссер Федор Бондарчук снял фильм о войне Назад
Режиссер Федор Бондарчук снял фильм о войне
К дебютному фильму Федора Бондарчука, разрекламированному и проанонсированному по самое не могу - отечественный суперблокбастер, девятимиллионный бюджет, спецэффекты голливудского качества, беспрецедентные сборы в шесть миллионов долларов за первый уик-энд, - зрителю, мало-мальски знакомому с современным отечественным кинематографом, сложно отнестись без предубеждения. Во-первых, триумфальное шествие по стране "Турецкого гамбита" уже доказало всем, кто в этом сомневался, что качество и смысловое наполнение фильма вовсе не обязательно напрямую связано с его прокатной судьбой, когда в дело вмешивается дополнительная потусторонняя сила - пиар. Во-вторых, ну стоит ли ждать от популярного актера, клипмейкера, ведущего модного телешоу и по совместительству успешного ресторатора, никогда доселе не снимавшего большого кино, какого-то полноценного авторского высказывания на тему афганской войны?

Фраза одного из второстепенных персонажей "Никто и никогда не мог завоевать Афганистан", выбранная почему-то в качестве слогана в рекламном трейлере к фильму, тоже не вселяла оптимизма - скорее, какую-то смутную тревогу. Словом, "9 рота" изначально представлялась этаким пафосным, напыщенным, ура-патриотическим зрелищем. И совершенно напрасно. Все это не так.

"9 рота", история ребят-призывников, прошедших подготовку, перед самым выводом войск попавших на войну и нелепо погибших, так и не успев толком подготовиться ни к войне, ни к смерти, - один из очень немногих современных отечественных фильмов, которые можно с удовольствием смотреть без всяких скидок на то, что он современный и отечественный. Дебютанту Бондарчуку-младшему, как выяснилось, вовсе не нужна подобная фора. Он и без нее способен честно соревноваться и с сегодняшними западными режиссерами, и со вчерашними - теми, на чье творчество он, собственно, ориентировался (в "9 роте" цитируются - цитируются, а не передираются - "Цельнометаллическая оболочка" Кубрика, "Апокалипсис сегодня" Копполы, "Взвод" Оливера Стоуна и много чего еще), а также с собственным отцом, одним из самых мощных и талантливых представителей отечественной военной классики.

И дело не в том, вернее не только в том, что большой бюджет полностью оправдан, что фильм действительно снят отлично, без всякого клипового мелькания, без неопрятных монтажных швов, которые так любят оставлять на телах своих кинодетищ режиссеры, набившие руку на музыкальных или рекламных роликах. Дело не только в том, что батальные сцены хороши, что черные дымовые хвосты подорванных вертолетов не кажутся нарисованными, что крови - веришь. Секрет сокрушительного, почти магического действия, которое фильм производит на зрителя, в другом. "9 рота" начисто лишена фальши. Здесь все соразмерно, все в нужных пропорциях - смех и страх, крик и шепот, глупость и отчаяние, смерть и жизнь. Здесь есть, возможно, банальности, но нет спекуляций и нет перебора. Очень чистую, очень правильную ноту, интуитивно взятую с самого начала, режиссер держит до самого конца и этого же по большей части добивается от занятых в фильме актеров. Что до последних - роли, собственно, ребят из штрафной девятой роты (Алексей Чадов, Михаил Евланов, Артур Смолянинов) сыграны практически безукоризненно, некоторые претензии можно адресовать командному составу: натужны и не слишком убедительны истерики контуженного прапорщика Дыгало (Михаил Пореченков), вяловато выступил сам Бондарчук (в фильме - прапорщик Хохол), старающийся дотянуть, но явно не дотягивающий до полковника Курца. Но это уж так, придирки. Фильм получился честный. Не в смысле - честные, документально подтвержденные факты, а в смысле - честное художественное произведение.
Уцелевший

Что же до фактов, только ленивый не пнул режиссера за так называемую недостоверность. Бурный интерес к фактуре как со стороны журналистов, так и со стороны людей, прошедших Афган, вполне объясним. Собственно, фильмов про войну в Афганистане у нас практически нет. Так, на вскидку, можно назвать только три, может, даже два с половиной. Во-первых, "Афганский излом" Владимира Бортко: действие там тоже происходило в последние дни войны, а главную роль доблестного майора Бандуры играл зачем-то Микеле Плачидо, что автоматически придавало происходящему на экране оттенок некоторой выморочности и ирреальности. Во-вторых, "Пешеварский вальс" Тимура Бекмамбетова про мятеж русских солдат в плену у душманов, получивший даже некоторое международное признание (приз за лучшую режиссуру в Карловых Варах), но практически не замеченный отечественным зрителем. Ну и, в-третьих, фильм "Нога" Ивана Охлобыстина, в котором, собственно, вся война осталась за кадром. В кадре же артхаусная, а-ля Гоголь, зарисовка, мрачная и отдающая шизофренией: об оторванной в Афганистане конечности, которую необходимо найти и обезвредить, чтобы она не строила козни своему бывшему хозяину, то есть всему остальному телу, вернувшемуся с медалью на родину.

Искать достоверность в вышеупомянутых картинах никто и не пытался. Фильм же Бондарчука вроде бы сам на это напрашивается, тем более что сюжет его, как сказано в титрах, основан на реальных событиях. Вопрос только в том, что понимать под этой самой достоверностью. В 1989 году солдаты реальной девятой роты 345#8722;го отдельного парашютно-десантного полка, послужившие прототипами героев фильма, в ходе операции "Магистраль" героически удерживали и удержали стратегическую важную высоту 3234. К моменту прихода подкрепления большинство солдат было ранено, несколько человек погибло. У Бондарчука погибли все, кроме одного. Самое же главное - подкрепление так и не пришло. "Высота наша", - снова и снова повторяет этот единственный уцелевший, отказываясь понимать, что роту попросту забыли на этой самой высоте, которую в связи с выводом войск уже не нужно было удерживать. Так что если рассматривать цифры и факты - то да, Бондарчук чудовищно недостоверен. Только при чем же здесь цифры и факты? Достоверность его - совсем в другом.

В самом начале фильма есть такая сцена: один из солдат, самый меткий, целится в монетку - он, собственно, еще не попал в Афганистан, перед нами учебное стрельбище. На какую-то секунду монетка эта занимает весь экран - скрещенные серп и молот крупным планом. Потом парень наконец стреляет, и монетка падает. Возможно, именно в этот момент у зрителя и возникает впервые то тянущее, тревожное ощущение какой-то фатальной ненужности всего происходящего, которое будет его потом преследовать на протяжении всего фильма. Не важно, что там было на самом деле: "9 рота" не историческое кино. А достоверность складывается из двух простых составляющих. Ненужная война во имя интересов ненужной страны, которой уже через два года не станет, - это первая. Победа над собственным страхом, над слабостью и эгоизмом, нужная даже в такой ненужной войне, - вторая.

Об этом Бондарчук и рассказал - спокойно, внятно и искренне. Рассказал, с легкостью используя киноязык, на котором умели изъясняться "их" Коппола и "наш" Бондарчук-старший и которым до сих пор не мог овладеть даже на разговорном уровне ни один из современных российских режиссеров. Так что - высота наша.




Анна Старобинец
"Эксперт" No38
10.10.2005
http://www.expert.ru/printissues/expert/2005/38/38ex-9rota/

Док. 506211
Перв. публик.: 10.10.05
Последн. ред.: 15.10.08
Число обращений: 111

  • Бондарчук Федор Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``