В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Храмчихин. Южная Осетия: если завтра война Назад
Александр Храмчихин. Южная Осетия: если завтра война
У Саакашвили есть только один шанс вернуть непризнанную республику - убедить осетин в том, что Москва их "сдала".

Грузинская "Розовая революция" выдохлась по вполне объективным причинам. У Грузии нет никаких ресурсов для развития, ни природных, ни индустриальных, ни научных, ни людских. Пожалуй, единственная возможность не быть вечным failing state - превратиться в этнографический и природно-климатический заповедник для туристов. Но для этого надо побольше порядка и поменьше коррупции и амбиций. Грузинскому президенту можно даже посочувствовать. Видимо, он действительно хотел для страны чего-то хорошего, только не прыгнул выше головы. И Запад сколько-нибудь заметных денег не принёс, потому что Грузия не представляет такой ценности, чтобы в неё вкладываться, заведомо понимая, что в хоть сколько-нибудь обозримом будущем отдачи не будет. Тем не менее, уходить Саакашвили не собирается. Как известно, война бывает очень полезна для подъёма популярности президента. Сегодня на повестке дня война в Южной Осетии.

В настоящее время сухопутные войска Грузии насчитывают около 25 тыс. чел., 6 бригад и 2 батальона. Часть войск считается обученным американскими инструкторами по американским программам, правда, большинство этих обученных уже уволилась из ВС из-за крайне низкого денежного содержания. На вооружении состоит до 200 танков, до 300 БМП и БТР, более 200 артиллерийских орудий, 18 РСЗО БМ-21 "Град". Большая часть этой техники закуплена при Саакашвили в странах Восточной Европы, которые сваливают в Грузию металлолом. Так, из 40 БМП-2, закупленных Грузией на Украине, 38 (95%!) оказались полностью небоеспособны.

В ВВС Грузии насчитывается от 5 до 15 штурмовиков Су-25, 10 древних учебных самолетов L-29, которые можно приспособить под лёгкие штурмовики, около 30 вертолетов, в т.ч. 3 ударных Ми-24 и 6 многоцелевых американских UH-1 "Ирокез" (ветеран вьетнамской войны, по своим ТТХ существенно уступающий даже Ми-8).

Про ВС Южной Осетии известно чрезвычайно мало. По данным некоторым неофициальным данным, непризнанная республика имеет не менее 70 танков Т-72, 24 САУ 2С5 "Гиацинт", 5 РСЗО "Град", некоторое количество ПЗРК "Игла". Численность личного состава Национальной гвардии и сил МВД - не менее 5 тыс. чел., впрочем, резервистами являются почти все боеспособные мужчины.

Для проведения успешной войсковой наступательной операции в горной местности (где обороняться намного легче, чем наступать) Грузия должна иметь существенное превосходство над Южной Осетией в силах и средствах, в уровне боевой подготовки личного состава и, last but not least, в психологической готовности войск и населения к войне. В реальности превосходства Грузии в наземной технике совершенно не достаточно для победы, а формальное господство в воздухе компенсируется наличием у осетин ПЗРК. Уровень боевой подготовки трудно взвесить, но вряд ли за 14 лет истекшие с первого конфликта ситуация сильно изменилась: осетины, как минимум, не уступают потенциальному противнику. Психологическая мотивация осетин заведомо будет выше, ведь они защищают родину.

СССР/Россия в Афганистане и "первой Чечне", США во Вьетнаме и, похоже, во "втором Ираке" в военном плане имели возможность "дожать" противника, но не имели политической воли продолжать войну (её не принимало общество). Грузия в случае атаки на Осетию до такого этапа, скорее всего, не дойдёт, она очень быстро утратит возможность воевать по чисто военным причинам: будет выбита большая часть техники и хоть сколько-нибудь обученного личного состава. А если в дело вступят ещё и российские войска и/или добровольцы из Северной Осетии, коллапс грузинского блицкрига будет мгновенным.

Участие в конфликте войск США (тем более - европейских стран НАТО) на стороне Грузии нет смысла даже обсуждать, хотя, возможно, что в Тбилиси ещё сохранились по данному поводу какие-то иллюзии. Воевать за чужие интересы, идя, к тому же, на прямую конфронтацию с Россией, Америка не была готова никогда, а теперь, когда она безнадёжно проигрывает иракскую кампанию, одновременно оказываясь перед объективной необходимостью начинать войну в Иране, подобный вариант исключен в принципе. Можно, конечно, дать Грузии много оружия, но его, как минимум, надо хотя бы освоить. А потом ещё в бой с ним пойти. Проблемы будут как с первым, так и со вторым.

В качестве других внешних сил, способных решить для Грузии проблему Осетии, можно рассматривать Украину и Турцию. Тбилиси добивается того, чтобы войска именно этих стран заняли место российских миротворцев. Поскольку последние считаются заведомо проосетинскими, то украинцы и турки, видимо, должны проявить симпатии к Грузии, т.е. не мешать ей воевать. Однако, как уже было сказано, Грузия, скорее всего, проиграет, даже если ей не мешать. Ей надо, чтобы воевали за неё. Это уже сложнее. В высокой боеспособности украинских войск есть определённые сомнения, зато нет ни малейших сомнений в том, что если украинские хлопцы начнут умирать за интересы Саакашвили, население Украины этого, мягко говоря, не поймёт. Турки, конечно, "зачистить" Осетию смогут, здесь для Тбилиси другая опасность - что освободители "забудут" уйти. Кроме того, методы зачистки могут оказаться не очень цивилизованными.

Ещё один вариант действий Грузии - заставить осетин самих пойти в наступление, представить себя жертвой агрессии, после чего официально попросить иностранной помощи. Добиться этого можно путём массированного обстрела с грузинской территории Цхинвали и других населённых пунктов Южной Осетии. Впрочем, в этом случае Грузия может проиграть гораздо быстрее, чем придёт помощь, которая, к тому же, отнюдь не гарантирована.

Наконец, можно попытаться деморализовать противника, чтобы он сдался без войны (это Саакашвили в своё время проделал с Абашидзе), чего можно добиться, если убедить осетин в том, что Россия их сдала. Это, отчасти, уже произошло. Москва признала грузинский план урегулирования конфликта в Южной Осетии, хотя сейчас делает вид, что это не так. Россия находится в юридически сложной ситуации: нельзя поддерживать осетинских и абхазских сепаратистов в Грузии, требуя при этом полной поддержки своих действий против сепаратистов в Чечне. Саакашвили уже показал, что он сильнее Путина, выбросив из Грузии российские базы. Если очень захочет - выкинет Россию и из Южной Осетии. Сегодня Грузия активнейшим образом "прессует" наших миротворцев, вынуждая их уйти. Поскольку Москва явно сворачивает своё присутствие в СНГ, это давление вполне может привести к желаемому для Тбилиси результату. И тогда осетины могут действительно поверить в то, что проиграли. Наличие российских паспортов их не спасёт. Спасение утопающих у нас традиционно является делом рук самих утопающих.

Осетины могут уйти за перевал в Северную Осетию, могут сдаться на милость Тбилиси, могут сражаться, рассчитывая на помощь не Москвы, но Владикавказа. Россия в любом случае получит дальнейшую дестабилизацию на Северном Кавказе и дальнейшее отчуждение некогда самого лояльного из кавказских народов - осетин. Грузия получит либо самоубийственную войну, либо пиррову победу, не решающую ни единой проблемы страны.


Февраль 15, 2006
http://www.prognosis.ru/news/region/2006/2/15/hramchihin.html

Док. 506061
Перв. публик.: 15.02.06
Последн. ред.: 15.10.08
Число обращений: 126

  • Саакашвили Михаил Николозович
  • Храмчихин Александр Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``