В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Храмчихин. США достигнут пика могущества Назад
Александр Храмчихин. США достигнут пика могущества
В мире останется полторы армии.

В отличие от Российской армии, которая в ближайшие годы окончательно превратиться в придаток карательных органов, армия США, наш бывший потенциальный противник, несмотря на сегодняшний кризис, надолго сохранит положение безусловного и все более могущественного лидера.

Центр стратегических и бюджетных оценок - один из наиболее авторитетных в Штатах негосударственных аналитических институтов. Конгресс США ежегодно направляет туда проект военного бюджета и, как правило, принимает его рекомендации по оптимизации расходов. Исполнительный директор - отставной полковник Эндрю Крепиневич, один из наиболее известных военных экспертов не только в Штатах, но и мире. Пентагон заказал Центру исследование состояния войск в Ираке. Крепиневич по собственной инициативе опубликовал в прессе доклад "Тонкая зелёная линия". Основной вывод доклада американского Центра стратегических и бюджетных оценок должен ошеломить значительную часть россиян, для которых "профессиональная армия" превратилась в фетиш.

"Уровень стресса и напряжения среди личного состава достиг критической черты. Солдаты и офицеры воюют из последних сил. Ещё несколько месяцев - и военный контингент США в Ираке перестанет существовать как организованная структура. Мы не сможем подавить вооружённое сопротивление как минимум в ближайшие год-два. А с каждым новым днём войны число желающих служить в армии будет сокращаться. Если не предпринять срочных мер, мы можем столкнуться с тем, что боеготовность упадёт до опасного уровня не только в Ираке, но и во всех ВС США в целом. Напряжение в рядах армии и в КМП достигло высокого уровня и продолжает расти. Это ставит под угрозу сам принцип формирования ВС на добровольной основе".

Столь любимая в России идея "профессиональной армии" потерпела крах. Мотивация наёмника, идущего служить не за идею, а за деньги и льготы, не подразумевает участия в войне, на которой убивают. Ведь деньги в гроб не положишь. Разумеется, есть люди, которые считают военное дело своим призванием. Это офицеры и профессиональные наёмники, "псы войны". Однако не из тех, не из других полноценную армию составить нельзя. Вернуть всеобщий призыв американское руководство не может по политическим соображениям. Более того, это, пожалуй, уже не спасёт. Об отправке призывников в Ирак не может быть и речи, но даже если пойти на паллиативный вариант - оставлять призывников служить в самих Штатах и Европе, а высвободившихся контрактников слать в Ирак - проблема с нехваткой контрактников никуда не денется. Они всё равно не захотят умирать за деньги. Таким образом, Америка оказывается перед выбором - либо полностью отказываться от возможности силовых акций за рубежом, либо развивать технику, обеспечивая себе возможность воевать без потерь. Впрочем, одно другому не мешает. На смену недавно изжитому вьетнамскому синдрому, безусловно, придёт иракский, поэтому в ближайшем будущем проведение крупномасштабных операций иракского типа представляется для США невозможным. При этом в новейшие технологии будут вкладываться ещё более бешеные деньги, чем сейчас.

В обозримом будущем эволюция вооруженных сил в мире представляется примерно следующей. Америка продолжит стремительно уходить в отрыв, её армия и флот получат возможность наносить удар по любому противнику в любом месте земного шара в любой момент с высочайшей точностью, причем в подавляющем большинстве случаев противник узнает о нанесенном по нему ударе в момент самого удара. Всё большую роль начинут играть наземные и летающие боевые роботы. Военнослужащие получат обмундирование, созданное на основе нанотехнологий, делающее их неуязвимыми от огня стрелкового оружия, само залечивающее раны, позволяющее перепрыгивать через стены высотой несколько метров и невидимое в инфракрасном, а, возможно, и в оптическом диапазоне. Заодно каждый солдат будет иметь индивидуальный компьютер, космическую систему навигации и связи, а также личный БПЛА, позволяющий вести разведку. Такого бойца можно отправить и на войну иракского типа, поскольку риск гибели сводится к минимуму. Только в таком варианте возможно существование наёмной армии, если её целью является участие в реальных войнах.

Препятствием может быть только резкое изменение внутриполитической ситуации в США, когда в обществе и во власти возобладают пацифистские настроения европейского типа. Пока, однако, такой вариант представляется маловероятным. Или расходы окажутся неподъёмными даже для гигантской экономики США.

Европейские страны гнаться за Америкой не станут, им (в первую очередь, естественно, Великобритании), а также Австралии, Японии и Израилю перепадёт кое-какая мелочь из американских технологий. При этом только израильская армия сохранит серьезное самостоятельное значение как боевая сила. Британская армия останется средством усиления ВС США. Страны континентальной Европы, впавшие в глубочайший пацифизм, более не рассматривают возможности участия в классических войнах. Их армии превращаются в глобальное МЧС с полицейскими функциями. Поэтому они поголовно переходят на наёмный принцип комплектования, раз не будет войны, не нужен и призыв.

Угнаться за Америкой попытаются Китай и Индия. Причем Индия не будет видеть в Америке противника, но постарается быть "на уровне" с целью повышения своего престижа, а также обеспечения возможности доминировать в Индийском океане и успешно противостоять Китаю. Китай постарается соперничать с Америкой по-настоящему. Страны "третьего мира" не будут даже рассматривать возможность военного противостояния с США, их ВС станут смесью классических армий и полицейских формирований для локальных разборок внешнего и внутреннего характера. При этом серьезной альтернативой регулярным ВС станут разного рода партизанские и террористические формирования. Наиболее яркий пример - война на территории бывшего Заира (ныне - Демократическая республика Конго), в которой участвовало несколько регулярных армий соседних стран и множество местных и иностранных иррегулярных формирований. Несколько стран, видимо, будут иметь достаточно сильные классические армии, возможно, с элементами высоких технологий. Кроме Израиля это могут быть Турция, Египет, Саудовская Аравия, Сирия, Иран, Пакистан, Таиланд, Малайзия, Вьетнам, Республика Корея, Бразилия, Аргентина. Правда, большинство из них будет играть чисто региональную роль. Наконец, внесистемные силы будут пытаться бросить вызов США альтернативными способами, наподобие терактов 11 сентября.

При этом надо учитывать, что уровень боевой подготовки ближневосточных армий (за исключением Израиля) традиционно невысок в силу причин социокультурного характера. Поэтому главным "полюсом силы", наряду с США, станет Южная и Восточная Азия. Именно здесь будут сосредоточены самые мощные армии XXI века. И именно США и Азия сформируют новые военные традиции, лишив Европу многовековой монополии на них. Россия заведомо выпадает из мирового военного "мейнстрима", попытки догнать через некоторое время, видимо, станут окончательно бесполезными - мы отстанем от лидеров навсегда.


Апрель 04, 2006
http://www.prognosis.ru/news/iworld/2006/4/4/hramchihin.html

Док. 506059
Перв. публик.: 04.04.06
Последн. ред.: 15.10.08
Число обращений: 131

  • Храмчихин Александр Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``