В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Храмчихин. Украина: все останется, как прежде Назад
Александр Храмчихин. Украина: все останется, как прежде
Цветные революции не решат проблему периферийности постсоветских стран.

Нынешние события на Украине были предопределены еще во время "оранжевой революции". И дело не в порочности революционного выбранного пути, о чем с такой радостью рассказывают сегодня идеологи российской управляемой демократии, а в личностях конкретных революционеров и искусственности самого украинского государства в его нынешнем виде.

Президент Ющенко никогда не был революционером по складу характера. Он очень осторожный, умеренный человек, волей случая ставший "народным вождем". Некоторым российским аналогом Виктора Ющенко можно считать Егора Гайдара, которому, будучи человеком, категорически не созданным для публичной политики тоже приходилось выходить "на Майдан" 3 октября 1993 г. и возглавлять крупную политическую организацию, которая некоторое время даже была правящей. В результате Гайдар нанес немалый вред делу, которому искренне пытался служить.

Соратником Ющенко оказалась чрезвычайно активная Юлия Тимошенко. Она и только она своей "пассионарностью" сделала Ющенко президентом. Не было бы пламенной Юли - не было бы никакого Майдана: Виктор Андреевич смирился бы с всевластием административного ресурса Кучмы-Януковича и навсегда уполз в политическое небытие. Поэтому после победы "оранжистов" Ющенко не мог не поставить ее во главе правительства.

Однако "оранжевая принцесса" на премьерском посту преследовала исключительно собственные интересы. При этом в политическом плане Тимошенко продемонстрировала выдающийся левый популизм, за несколько месяцев превратив украинскую экономику из самой быстрорастущей в Восточной Европе, в стремительно падающую. После того, как Ющенко нашел в себе мужество ее уволить, она успешно представила себя жертвой коррумпированного президентского окружения. Что обеспечило блоку Тимошенко успех на выборах в Раду.

Выборы показали, что "оранжевые", к которым можно отнести ющенковский блок "Наша Украина", "Блок Юлии Тимошенко" (БЮТ) и Социалистическую партию Укарины (СПУ), в отличие от "бело-голубых" Партии регионов (ПР) Виктора Януковича, почти не утратили популярность. Принципиальное значение имел вопрос, как именно перераспределятся голоса между тремя "оранжевыми" силами и каково будет их соотношение с Партией регионов. Победительницей оказалась Тимошенко, полностью обыгравшая Ющенко и ненамного отставшая от Януковича. В итоге она получила практически беспроигрышную политическую конфигурацию, позволяющую блокировать любые действия своих оппонентов и диктовать им свои условия.

Внутри "оранжевой коалиции" БЮТ имеет абсолютное большинство, поэтому требует для поста премьера Юлии Тимошенко и никаких других вариантов не приемлет. Единственный альтернативный вариант - союз "Нашей Украины" и Партии регионов - Тимошенко блокирует голосами своих депутатов при поддержке СПУ. Кроме того, такой союз дискредитирует обе участвующие в нем политические силы, позиционировавшие себя как непримиримые противники во время избирательной кампании. Учитывая, что и "Наша Украина", и Партия регионов набрали на выборах гораздо меньше голосов, чем планировали, то столь беспринципный союз окажется для них смертельным в силу еще большей утраты популярности.

Причем именно Тимошенко заберет все голоса, потерянные Ющенко и часть симпатий, потерянных Януковичем, остальные сторонники ПР перейдут Наталье Витренко и коммунистам. Как показали выборы в Раду, Украина по прежнему территориально расколота на Запад и Восток, этот раскол хорошо иллюстрирует голосование за "Нашу Украину" и Партию регионов. Единственной силой, объединяющей страну, выступает Юлия Тимошенко, выигравшая Центр Украины и нигде полностью не провалившаяся. Она выигрывает и нынешнюю Раду, и, тем более, новую, если нынешнюю придется распустить из-за невозможности сформировать правящую коалицию.

Собственно. основным проигравшим в происходящей борьбе окажется Украина. Страна уже серьезно пострадала от экономических экспериментов Тимошенко, от повышения цены на российский газ и теперь стоит перед перспективой возвращения пани Юлии, обладающей гораздо большим уровнем легитимности и полномочий. Во время своего прошлогоднего премьерства Тимошенко была всего лишь назначенным чиновником. Теперь она будет политиком, облеченным народным доверием. К тому же, премьер-министр на Украине сегодня важнее президента, т.е. Тимошенко и де-юре, и де-факто становится главным человеком страны.

Что бывает, когда к власти приходят люди, руководствующиеся почти исключительно личными коммерческими интересами, известно по опыту России. В случае с Украиной ситуация усугубляется двумя обстоятельствами: территориально-политическим расколом и тем, что эта страна не экспортирует, а импортирует энергоносители. Т.е. Украина и политически, и экономически слабее России, где к тому же в принципе нет такого политического "дуализма", как на Украине. У украинцев ресурс воровства гораздо ниже - поэтому, кстати, Тимошенко чуть ли не главной своей задачей считает снижение цены на российский газ - даже для руководства может не хватить, а делиться с народом тем более не получится. Что, соответственно, приведет к "расползанию" страны. Правда, до прямого раскола вряд ли дойдет.

Судя по результатам выборов, подтвердилось предположение о том, что Янукович - слабый и, видимо, бесперспективный политик. Он не может послужить объединителем Востока и Юга, по-настоящему он популярен лишь в родной Донецкой области, а прочие "восточники" голосуют за него только из-за отсутствия альтернативы. Заметное снижение результата Партии регионов на выборах в Верховную Раду по сравнению с результатом самого Януковича на президентских выборах показывает, что он оказался не способен даже воспользоваться ошибками "оранжевых" и расколом среди них. Поскольку консолидирующей фигуры Восток и Юг не имеют, они сами начнут фрагментироваться. За Януковичем останутся только Донецкая и, видимо, Луганская области, отдельные интересы будут у Одессы и Николаева, особняком выступит Крым, где лидеры татарского движения будут постепенно дистанцироваться от Киева и играть в свою игру. Это ослабит страну, но уменьшит возможность ее развала. К тому же, наличие демократических процедур способствует снижению социально-политической напряженности, и это единственный фактор, в котором Украина сильнее России.

Запад будет нагружать Украину непосильными и ненужными ей требованиями возглавить антироссийскую коалицию на постсоветском пространстве. Однако если полтора года назад можно было предполагать, что Украина станет "маяком", показывающим пример успешной демократической модернизации, сегодня очевидно, что этого не получилось. Лидерство в ГУАМе окажется для страны бессмысленной "общественной нагрузкой", не дающей никаких реальных выгод. Прием Украины в НАТО вполне возможен, но также совершенно бесполезен и даже обременителен, а о членстве в ЕС можно даже не думать - такую ношу Брюссель на себя взваливать не будет ни при каких обстоятельствах.

Москва же еще долго будет мстить Киеву, подыгрывая восточным и южным сепаратистам. На этом фоне наиболее вероятным будущим Украины становится превращение ее в слабую клептократию, выступающую полем борьбы между Западом и Россией. Каковой она, собственно, была и до "оранжевой революции".


Июнь 05, 2006
http://www.prognosis.ru/news/crevolution/2006/6/5/hramchihin.html

Док. 506052
Перв. публик.: 05.06.06
Последн. ред.: 15.10.08
Число обращений: 135

  • Храмчихин Александр Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``