В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Конец игры Назад
Конец игры
Спектакль Нины Чусовой "Мамапапасынсобака" по пьесе сербского драматурга Биляны Срблянович не назовешь типичным для "Современника". Да разве только для "Современника"? Молодая выпускница режиссерского курса Леонида Хейфеца, едва закончив ГИТИС, ворвалась в размеренную жизнь московского театра всего год назад, но с тех пор успела натворить много важного и интересного. В своих спектаклях ("Герой" и "Шинель" в РАМТе, "Гедда Габлер" в "Сатириконе") она играючи перечеркивает привычный темп московских театральных партитур ("медленно и печально") и нахально устанавливает свои правила игры: "легко и отвязно".

Энергетика в ее спектаклях и впрямь бешеная. Вот с детской горки один за другим, не жалея штанов, стремительно съезжают три клоуна. Сверившись с программкой, можно определить, что где-то здесь на сцене должны быть Галина Петрова ("папа"), Ольга Дроздова ("мама") и Чулпан Хаматова ("сын"), но распознать известных современниковских актрис в этих нелепых и смешных чучелах поначалу непросто. Барбиобразная "мама" в розовом кокетливом платьице, в огромных остроносых туфельках и в невообразимом макияже косит под Мэрилин Монро. "Папе" явно велики штаны, но он, ничуть не смущаясь, развернув вверх ногами газету, любит, агрессивно размахивая руками, поговорить о хоккее и политике. А Хаматова? Где Хаматова? Мои соседи справа так и покинули театр в полной уверенности, что Хаматова заболела и вместо нее срочно взяли на роль какого-то мальчика. Кто же поверит, что этот гундосый, картавый пацан в бейсболке задом наперед и с игрушечными чебурашкиными ушами и есть знаменитая Чулпан? Преображение полное: Хаматова, возможно, сыграла в этом спектакле лучшую свою театральную роль.

Чусова не заставляет современниковских актрис изображать травести. Она выстраивает иной мир, где клоунессы играют детей, а дети, копошась в песочнице, играют во взрослую жизнь. Киллеры, террористы и радикалы - вот герои их детских игр. В левом углу сцены - кислотное граффити, в правом - огромный, в полсцены, hi-fi-монитор, на котором по компьютерным лабиринтам скачут цифровые фигурки. В беспощадном детском мире выживает тот, кто сильнее, а тому, кто слабее, придется исполнять роль "собаки" (Полина Рашкина). "Жизнь сурова!" - с упоением кричат они и делают рифмованный вывод: "Клево, клево, клево!"

В свою очередь спектакль Нины Чусовой, как ни странно это прозвучит, легко рифмуется с одним из фаворитов прошлого сезона - спектаклем Михаила Угарова "Облом off". И Угаров, и Чусова рассматривают в своих постановках тот неизбежный миг, когда детская игра заканчивается. Называется он просто и страшно - смерть. Илья Ильич Обломов пытался защититься от смерти, складывая над головой руки и приговаривая: "Я в домике!" Дети-клоуны из спектакля Чусовой кричат в голос: "Я больше никогда не буду себя плохо вести, мамочка, только не умирай!" Но, кричи не кричи, а спектакль рано или поздно закончится, фигурки на мониторе замрут, и вместо них неизбежно появится надпись: "Game over".









Глеб Ситковский
"Эксперт" No5
10.02.2003
http://www.expert.ru/printissues/expert/2003/05/05ex-novkult3/


Док. 505646
Перв. публик.: 10.02.03
Последн. ред.: 14.10.08
Число обращений: 211

  • Чусова Нина Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``