В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий ВИНОГРАДОВ: `Миграционная политика в столице должна вестись с учетом особенностей мегаполиса` Назад
Валерий ВИНОГРАДОВ: `Миграционная политика в столице должна вестись с учетом особенностей мегаполиса`
В Правительстве Москвы обсуждается новая городская миграционная программа до 2010 года. Речь идет о реализации на рынке труда нового миграционного законодательства, усилении контроля за легальной и нелегальной миграцией и привлечении в Москву иностранной рабочей силы. На прошедшей недавно в мэрии пресс-конференции, посвященной этим вопросам, заместитель мэра в Правительстве Москвы по межрегиональному сотрудничеству Валерий ВИНОГРАДОВ заявил о том, что в столице будет осуществляться своя, особая политика в отношении мигрантов. Сегодня Валерий Виноградов отвечает на вопросы нашего корреспондента.

- Валерий Юрьевич, почему возникла необходимость в особой, отличной от федеральной, миграционной политике в столице?

- Все дело в том, что масштабы миграции в Москве несопоставимы ни с одним из городов России. И миграционная политика в столице обязана исходить из этих особенностей мегаполиса, она должна иметь свой организационный механизм для решения всех проблем мигрантов, связанных с регулированием привлечения в город иностранных трудовых ресурсов, регистрацией приезжих, постановкой их на налоговый учет, оформлением медицинских документов, а также обеспечением их местами для проживания. К настоящему моменту по заданию московского правительства специалисты разработали единую схему; после детального обсуждения мы приступим к ее реализации в перспективе до 2010 года.

- Каковы результаты миграционной политики в Москве после принятия новых правил, предусмотренных федеральными законами "О миграционном учете" и "О правовом положении иностранных граждан в РФ"?

- В связи с вступлением в силу с 15 января 2007 года указанных законов нами был создан Штаб, который занялся регулированием использования труда иностранцев, привлекаемых на работу в столице России. В его состав вошли специалисты на уровне первых лиц всех ведущих департаментов Правительства Москвы, которые заинтересованы в урегулировании процессов миграции: Федеральная миграционная служба, Управление труда и занятости, Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, здравоохранения, Ростпотребнадзор. В Москве было сформировано 12 контрольных рабочих групп, которые провели большую работу по проверке нелегальных мигрантов и их работодателей, в том числе сотни комплексных проверок рынков, строительных площадок, объектов дорожно-транспортного хозяйства. По результатам проверок было привлечено к административной ответственности сотни юридических и физических лиц, взыскано десятки миллионов рублей штрафа. В результате за полгода нам удалось переломить тенденцию использования труда нелегалов на московских предприятиях. Высокий размер штрафов, как показывают повторные проверки, отбил у работодателей охоту брать на работу гастарбайтеров.

- Каким образом, согласно новой программе, планируется контролировать миграционные потоки в городе?

- Для упорядочения миграционных потоков было принято решение о создании единой информационной базы ФНС и ФМС по Москве. С этого момента каждое уведомление в миграционную службу о приеме мигранта на работу будет одновременно поступать в налоговые органы. Такая система упростит выявление работодателей, нарушающих закон. В русле новой программы создана концепция Московской городской миграционной биржи, где будут учтены абсолютно все мигранты, как получившие разрешение на работу в столице, так и реально работающие. Это позволит осуществлять политику постепенного замещения иностранной рабочей силы россиянами.

- Как повлияло на нелегальную трудовую миграцию в столице упрощение процедуры регистрации?

- С момента введения новых правил на миграционный учет в УФМС было поставлено 680 тысяч иностранных рабочих, из них трудовые договоры с работодателями заключили немногим больше 360 тысяч человек, а подтверждений приема на работу было получено только 100 тысяч. Колоссальная разница поставленных на учет мигрантов и реально трудоустроившихся свидетельствует о том, что количество поданных заявок было завышено относительно реальных потребностей в иностранной рабочей силе. Некоторые московские предприниматели все еще предпочитают действовать по принципу: беру разрешение на труд мигранта, при этом на учет его не ставлю.

- Каковы на сегодняшний день условия получения разрешения на работу для мигрантов?

- Для нас самое главное, чтобы приезжающие в Москву иностранцы были здоровы. По новой системе иностранному работнику необходимо будет пройти три диспансера: КВД, туберкулезный и наркологический, а затем получить итоговый документ в управлении здравоохранения округа. Работодатель обязан в течение 10 дней, после того как трудовой мигрант получил разрешение на работу, уведомить Управление занятости о заключении с мигрантом трудового договора и в течение месяца - Федеральную миграционную службу о том, что им получено положительное заключение о состоянии здоровья мигранта. Иначе разрешение аннулируется.

- Гражданам каких государств, представителям каких профессий, согласно городской концепции трудовой миграции, будет отдаваться предпочтение в разрешении на работу?

- Сегодня в общей массе занятого населения Москвы трудовые мигранты составляют около 14%. Традиционно это неквалифицированные работники из Украины, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Вьетнама и Китая. Согласно статистике, мигранты, желающие работать в торговле, составляют около 40%, в сфере строительных работ - около 27%, на предприятиях транспорта и связи - 17 %, в сфере жилищно-коммунального хозяйства - 8 %, в других отраслях - по совокупности 8%. Это ни по структуре занятости, ни по квалификации не соответствует реальной потребности города в иностранной рабочей силе. Рабочие места для мигрантов сегодня готовы предоставить промышленные предприятия, социальные службы, малый бизнес, общепит, ЖКХ, сфера бытовых услуг. Городская программа будет стимулировать приток в Москву необходимого количества высококвалифицированных кадров, предусматривая для них особые преференции. Планомерно будет сокращаться количество иностранцев на столичных рынках, а в две области приезжие не будут допущены категорически - это торговля спиртным и медикаментами. Мы не хотим административно ограничивать потребности предприятий в мигрантах, вводя квоты, но будем строго требовать с заявителя создания нормальных условий для проживания мигрантов, их медицинского обслуживания и постановки на налоговый учет.

- Предусмотрено ли в программе создание инфраструктуры для проживания иностранных работников?

- Уже в 2007 году в Москве в рамках проекта создания единого миграционного терминала появятся первые гостиницы для приезжих, в которых будут созданы все удобства для жизни рабочих. Эти гостиницы будут представлять собой мобильные городки из жилых модулей, подключенных ко всем коммуникациям и системам жизнеобеспечения и расположенных вблизи рабочих мест, где трудятся мигранты, например, рядом со строительными площадками.

- Валерий Юрьевич, каковы глобальные перспективные задачи столичной целевой миграционной программы на 2008-2010 годы?

- Мы хотим сделать миграционные потоки более открытыми, создать для мигрантов нормальные условия труда и быта, максимально приравненные к условиям труда российских работников. Важнейшая же перспективная задача - создание в Москве новой этнокультурной общности, независимой от места рождения жителей города и их национальности.



http://www.vacansia.ru/index.php?act=info&story=1541

Док. 505635
Перв. публик.: 09.07.07
Последн. ред.: 14.10.08
Число обращений: 121

  • Виноградов Валерий Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``