В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ситуацию на мировом рынке нефти комментирует Леонид Федун Назад
Ситуацию на мировом рынке нефти комментирует Леонид Федун
- В последнее время цены на нефть определялись событиями вокруг Ирака. Какие факторы теперь будут играть главную роль в формировании цен?

- С окончанием войны спекуляции закончились, так что теперь определяющее значение вновь приобрели спрос и предложение. Чтобы их сбалансировать, ОПЕК на своем заседании двадцать четвертого апреля скорее всего примет решение о сокращении добычи. Поэтому - я уже делал прогноз вашему журналу - по-прежнему считаю, что этот прогноз сбудется: цены в ближайшие годы будут колебаться в интервале двадцать-двадцать пять долларов.

Рынок нефтью не насыщен. В ближайшие десять лет будет сокращаться добыча нефти в Мексиканском заливе, на шельфе Северного моря. Персидский залив, где сосредоточены основные запасы нефти, по-прежнему будет оставаться регионом нестабильным. Потребление же нефти, прежде всего в Китае, будет быстро расти. Поэтому нет никаких глобальных факторов, которые давали бы основание считать, что цены могут надолго выйти из этого коридора.

Конечно, возможна сильная игра на понижение, если для этого даст повод ОПЕК. Например, объявит о том, что организация не будет снижать квоты, либо какая-то страна объявит о выходе из ОПЕК. Но влияние подобных решений будет краткосрочным. Фундаментальных факторов, которые говорят о том, что что-то в ценах на нефть изменится, нет. Месторождений по-прежнему не хватает. Основные месторождения, которые служили основой добычи после кризиса семидесятых годов, исчерпали себя.

Диапазон цен двадцать два-двадцать восемь долларов за баррель является объективно правильным как для потребителей, так и для производителей. Потребителям они дают возможность заниматься экономией энергии, а производителям - разрабатывать месторождения. Если цена будет выше, начнется разработка месторождений с трудноизвлекаемой нефтью, что невыгодно основным производителям. Если цена будет ниже, то они просто теряют деньги. То есть сегодня цена двадцать два-двадцать восемь долларов за баррель - это цена равновесия спроса и предложения.

- А что вы думаете по поводу решения правительства о строительстве Мурманской трубопроводной системы?

- Сегодня вся Россия привязана к одному - европейскому - рынку потребления, то есть от нас это не зависит. Теперь, как мы свою нефть продаем? То, что мы продаем через Новороссийск, продается по мировым ценам; поставляя же нефть по трубопроводам, мы даем дисконты, фактически дотируя экономику стран Восточной Европы, бывших советских республик Украины и Белоруссии. Так вот, с этого рынка, к которому мы сегодня привязаны, необходимо уйти на глобальный рынок. А для этого необходимы соответствующие нефтепроводы - нужна труба на Мурманск и нужна труба на Находку (возможно, восточный нефтепровод имеет смысл тянуть в Китай).

Решение о строительстве Мурманской трубопроводной системы правительство уже приняло. А мурманская труба - это около двух миллионов баррелей в день на трехсоттысячные танкеры, которые могут ходить по всему миру, как в США, так и в Сингапур. Это даст российским компаниям возможность влиять на мировой рынок. После реализации этих проектов позиции России на глобальном рынке будут близки тем позициям, которые сегодня имеет Саудовская Аравия - шесть миллионов баррелей в день Россия будет выбрасывать на рынок.










Петр Михальчук
"Эксперт" No15
21.04.2003
http://www.expert.ru/printissues/expert/2003/15/15ex-fedun1/

Док. 505572
Перв. публик.: 21.04.03
Последн. ред.: 14.10.08
Число обращений: 211

  • Федун Леонид Арнольдович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``