В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Исаев: Бюджетникам надо предоставить социальный пакет Назад
Андрей Исаев: Бюджетникам надо предоставить социальный пакет
В октябре российские профсоюзы отмечают 100-летие со дня создания первых профессиональных союзов в нашей стране. Редакция журнала "БОСС" попросила ответить на вопросы о современном положении дел в области социальной защиты трудящихся председателя Комитета Государственной думы по труду и социальной политике, одного из лидеров профсоюзного движения "Союз труда" Андрея Исаева.

Андрей Константинович, не могли бы вы рассказать нашим читателям, какие дополнительные социальные гарантии планируется предоставить бюджетным работникам? В последнее время в печати появились сообщения, что эта тема обсуждается совместно Государственной думой и представителями профсоюзов...

- Президент РФ поставил задачу обеспечить рост заработной платы работников бюджетной сферы в течении трех лет, с тем чтобы этот рост в полтора раза перекрыл уровень инфляции. По нашим оценкам, это означает, что номинально, то есть по своей нынешней стоимости, заработная плата должна вырасти в два раза. Для отдельных категорий бюджетников, которые находятся в узловых точках, связанных со здоровьем людей, с воспитанием подрастающего поколения, президент предложил установить специальные целевые надбавки к заработной плате с 1 января 2006 года: врачам общей практики, участковым врачам, терапевтам, педиатрам в размере 10 тыс. руб., а также классным руководителям, которых около 1 млн человек, в размере 1 тыс. руб.

К сожалению, несмотря на все эти усилия, мы вынуждены констатировать, что заработная плата работников бюджетной сферы значительно отстает от заработной платы в промышленности. Их труд оплачивается существенно ниже, чем он должен оплачиваться. Мы понимаем, что обеспечить одномоментный рывок по зарплате всех бюджетников не сможем по ряду причин. Во-первых, потому что 80% российских бюджетников получают заработную плату из бюджетов субъектов РФ, где просто нет таких денег. Во-вторых, нельзя допустить резкого скачка денежной массы, поскольку это приведет к всплеску инфляции, которая быстро поглотит все прибавки к заработной плате и пенсиям. Поэтому, реализуя задачу повышения зарплаты, мы должны искать менее чреватые инфляцией механизмы.

Наш комитет выступил с предложением предоставить бюджетникам социальный пакет, аналогичный тому, что сегодня имеют федеральные льготники. На наш взгляд, речь должна идти о санаторно-курортном лечении, полной или частичной оплате лекарств, льготном проездном билете на проезд в пригородном железнодорожном транспорте. Можно было бы начать с восстановления системы санаторно-курортного лечения, обеспечения работников диспансеризацией и вакцинацией за счет остатка средств фонда социального страхования. Пока это прозвучало как предложение нашего комитета, которое поддержано профсоюзами. Мяч находится на поле правительства, и мы ждем от него реакции.

- Как вы оцениваете вероятность того, что все-таки будет осуществлен переход на отраслевую систему оплаты труда работников бюджетной сферы? Какие трудности вы видите при реализации этой цели?

- Переход на отраслевую систему оплаты труда бюджетников давно назрел. Единая тарифная сетка возникла в таком виде в 90-х годах и выполнила свою миссию. Тогда она была необходима, поскольку в стране бушевала гиперинфляция. Цены росли с потрясающей скоростью, инфляция составляла десятки, а то и сотни процентов в год, поэтому не приходилось говорить о реальном подъеме зарплаты - после индексирования она только догоняла инфляцию. Чтобы никто из бюджетников не был забыт, государство и ввело единую тарифную сетку, по которой одновременно для всех 15 млн работников бюджетной сферы производилось увеличение заработной платы.

Сегодня эта сетка с 18 разрядами тормозит решение вопросов о качественном повышении заработной платы работников бюджетной сферы. Мы давно говорим о необходимости законодательно установить отдельные отраслевые сетки, в которых учитывались бы особенности той или иной отрасли, было бы меньшее количество разрядов, ни в коем случае не 18. Тогда, шаг за шагом, мы смогли бы осуществить повышение окладов бюджетников. Но трудности возникают в первую очередь из-за отсутствия политической воли у правительства. Вопрос о формировании таких сеток обсуждается уже несколько лет, и до сих пор никаких внятных развернутых предложений в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социальных отношений правительством не внесено.

- В своем недавнем интервью радиостанции "Маяк" вы выразили недоумение относительно того, что в проекте федерального бюджета на следующий год индексация пенсий ожидается ниже предполагаемого уровня инфляции. Имеются ли, на ваш взгляд, реальные рычаги, способные заставить правительство пересмотреть норматив индексации пенсий в 2006 году?

- Мы будем готовить поправки в бюджет Пенсионного фонда и в федеральный бюджет, предусматривающие увеличение дотаций Пенсионному фонду и увеличение размеров пенсий. Если нам не удастся добиться этого, мы подготовим текстовую редакцию бюджета Пенсионного фонда, содержащую запись о том, что, в случае если инфляция окажется выше 6%, в августе 2006 года должна быть проведена повторная индексация базовой части пенсии. Для чего будут выделены дополнительные средства из наполнительных доходов федерального бюджета. Такая поправка в качестве отдельной статьи будет записана в закон о бюджете Пенсионного фонда, и она даст нам основание вернуться к вопросу индексации, если весной 2006 года станет очевидно, что наполнение бюджета идет с превышением плана.

- Расскажите, пожалуйста, какими партии "Единая Россия" представляются приоритеты в расходовании инвестиционного фонда, формирование которого предусмотрено проектом бюджета. Естественно, это будут приоритеты социальные, но хотелось бы услышать более детализированную информацию.

- Я хотел бы разделить в представлении читателей журнала те проекты, которые закладываются в бюджет 2006 года. Одно дело, когда речь идет о национальных проектах, о которых заявил президент: это снабжение больниц и поликлиник необходимым медицинским оборудованием, закупка машин скорой помощи, компьютеризация школ и подключение их к Интернету. Они не относятся собственно к инвестиционному фонду. Инвестиционный фонд - это средства, направляемые в национальную экономику для поддержки развития важных инфраструктурных предприятий. Расходование средств фонда будет осуществляться по принципу частно-государственного партнерства.

Предположим, представители частного капитала намерены построить некие серьезные объекты. Тогда государство обязуется обеспечить строительство инфраструктуры этих объектов. К примеру, "подтянуть" дорогу, продолжить линии электропередачи, то есть возвести комплексы, которые и так останутся в собственности государства. Государство будет обеспечивать условия для развития бизнеса. Мы говорим о строительстве промышленных зон, о вложении в ЖКХ, в реконструкцию портов. Таким образом, основные направления расходования инвестиционного фонда - это в первую очередь создание нормальной инфра-структуры рынка, вложение в будущее нашей экономики. При этом мы хотели бы, чтобы выбор проектов для инвестиционного фонда стал максимально открытым и не превратился в "междусобойчик" чиновников Министерства экономического развития и торговли. Фракция "Единой России" будет настаивать на том, чтобы депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации принимали участие в разработке и оценке проектов, чтобы это были открытые проекты.

- Недавно лидеры Ассоциации профсоюзов объявили о намерении провести 12 октября всероссийскую акцию протеста в связи с тем, что правительство не собирается так значительно, как того хотят участники предполагаемой акции, повышать заработную плату работников бюджетной сферы. Каково ваше отношение к таким формам борьбы трудящихся за свои права?

- Это нормальная форма давления, которая применяется профсоюзами во всем мире. Проведение акции 12 октября актуально, она как раз будет проходить перед вторым чтением бюджета в Государственной думе. Это серьезный фактор давления, усиливающий позиции думских "социальщиков" в нашем споре с финансистами, желающими соблюсти прежние макроэкономические параметры и ограничить рост зарплат. Мы же настаиваем на другом. И в данном случае выступление профсоюзов окажется как нельзя кстати.


Материал подготовил Андрей Ядыкин
Босс No10 (2005 г.)
http://www.bossmag.ru/view.php?id=2221





Док. 505171
Перв. публик.: 14.10.05
Последн. ред.: 14.10.08
Число обращений: 143

  • Исаев Андрей Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``