В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
А.Филипенко: соревнование в нормотворчестве между минэкономразвития, министерством природных ресурсов и Госдумой надо прекратить Назад
А.Филипенко: соревнование в нормотворчестве между минэкономразвития, министерством природных ресурсов и Госдумой надо прекратить
Около тридцати депутатов Государственной Думы побывали в конце прошлой недели в Когалыме. Основной целью визита столь представительной делегации российских парламентариев было участие в выездном расширенном заседании Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию. Для многих из депутатов это была первая поездка на Север, во время которой они смогли познакомиться с тем, как живут и работают нефтяники, какие проблемы волнуют сегодня северян. Если еще учесть, что она случилась через две недели после проведения также выездного заседания Президиума Госсовета в Салехарде с участием Президента страны Владимира Путина, то ясно, что темы разговора парламентариев были во многом созвучны с теми проблемами, которые обсуждались в столице Ямала.

В повестке дня заседания Комитета значились два вопроса, касающиеся совершенствования налогового законодательства и законотворчества в области природопользования и усиления государственного контроля над работой нефтедобывающих предприятий. Но разговор шел не только в рамках обозначенных тем, а в целом о сегодняшних проблемах нефтяной отрасли.

Когалым был выбран местом встречи, наверное, не случайно. Сегодня на территории Ханты-Мансийского автономного округа работают около 60 нефтяных компаний, из них полтора десятка являются градообразующими для ряда населенных пунктов. Если Ханты-Мансийский автономный округ добывает около шестидесяти процентов всей российской нефти, то ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" является крупнейшей нефтяной компанией на территории округа.

Наталья Комарова, председатель Комитета по природным ресурсам и природопользованию, открывая заседание, сказала, что депутаты приехали сюда, чтобы посмотреть и послушать, что сегодня необходимо для развития нефтяной отрасли и чем депутаты Государственной Думы могут помочь. Поэтому на заседание были приглашены руководители нефтяных предприятий, мэры ряда городов округа. И само заседание было построено так, что основные выступления были от принимающей стороны, а депутаты выслушивали и впитывали в себя их идеи, мысли и предложения.

Выступивший первым губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко обозначил несколько проблем, которые необходимо решать на уровне федеральных законодательств.

- Если говорить о федеральной нормативной базе, то имеется много возможностей организовать работу таким образом, чтобы был абсолютно точно выверен баланс интересов между инвестором (нефтяной компанией), государством в лице федерального правительства и региональными властями. Необходимо, чтобы вектор усилий всех участников процесса был направлен в одну сторону. Когда этот баланс нарушается, и кто-то пытается перетянуть "одеяло" на себя, то процесс усложняется и обостряется. Сегодня не используются многие стимулы. Я имею в виду и "пряник", который манил бы новыми доходами инвестора, территорию и государство в целом, и меры регулирования и воздействия административного, нормативно-правового характера. Те изменения, которые в последние годы произошли в регулировании взаимоотношений недропользователя и государства не во всем дали позитивные результаты. Всем известно, что, потеряв фонд восстановления минерально-сырьевой базы, мы не создали никакой альтернативы. Я не думаю, что сегодня можно вернуться к прежней схеме, когда государство полным рублем финансировало эти мероприятия. Но надо, к примеру, заинтересовать инвестора на участие в этом процессе. Здесь есть одна, совершенно необъяснимая для меня проблема. Мы потеряли два года в результате моратория, который наложило министерство природных ресурсов на проведение аукционов на поиск и разработку новых месторождений, хотя желающих участвовать в геологоразведочных работах имеется достаточно. Эти двухлетние "каникулы" не пройдут для нас бесследно. И если мы не исправим ситуацию и не сделаем прирост новых месторождений хотя бы в объеме, равном добыче, то лет через пять мы получим новые проблемы. Потому что сегодня мы проедаем запасы, созданные в свое время.

По словам Александра Филипенко надо привлечь инвестора таким образом, чтобы вложения в геологоразведку были бы оправданы. Сегодня же предлагается: давайте мы проведем аукционы для тех, кто желает заниматься геологией, и если они обнаружат новые месторождения, то предложим их для разработки нефтяным компаниям. Александр Филипенко подчеркнул, что это достаточно сложная и не очень реальная схема. По его мнению, правильнее было бы, что если инвестор решил потратиться на геологоразведку, то он и должен иметь право на разработку месторождений.

- В свое время субъекты федерации финансировали геологоразведку и мы вышли через четыре года работы на показатель, когда прирост запасов стал опережать объемы добычи нефти в автономном округе, - сказал Александр Филипенко, - но в связи с отменой ВМСБ мы провалились в два с лишним раза. При этом из собственных средств мы в течение ряда лет продолжали выделять от 5 до 1,5 миллиардов рублей для того, чтобы поддержать хотя бы начатые программы геологоразведочных работ. Мы понимаем, что во многом перспектива развития автономного округа и России в целом будет зависеть от того, насколько успешно будем действовать в этом плане. Да, существующая ситуация с запасами в автономном округе говорит о том, что в течение ближайших 20-30 лет половина российской нефти будет добываться в Югре. Сегодня разведанных запасов нефти как минимум 14 миллиардов тонн, а вообще потенциал автономного округа оценивается примерно в 40 миллиардов. Это с высот наших сегодняшних знаний и сегодняшних технологий.

Александр Филипенко остановился еще на одной проблеме:

- Почти два года назад я возглавил комиссию Госсовета, которая занималась этими вопросами. Мы выработали концепцию природопользования и недропользования, которая была одобрена Президиумом Госсовета, рекомендована правительству для того, чтобы на этой базе были сформированы законодательные акты и, прежде всего, закон о недрах. Я должен сказать, что с того времени появились как минимум дюжина различных вариантов законопроектов, но не появилось ни одного принятого документа. На одной из последних встреч с Президентом Владимиром Путиным я попросил его, чтобы он тверже сказал всем о том, что соревнование в нормотворчестве между минэкономразвития, министерством природных ресурсов, Госдумой надо прекратить.

Губернатор Югры подчеркнул, что необходимо с одной стороны усилить роль государства в управлении нефтедобычи и повысить ответственность недропользователя, а с другой стороны дать нефтяникам больше стимулов для расширенного воспроизводства. Кстати, нового выдумывать не надо. Уже имеются интересные во многих аспектах региональные законодательства Югры и Ямала. Дума Ханты-Мансийского автономного округа приняла порядка 60 законов, связанных с этой проблематикой в развитие федерального законодательства. К сожалению, от некоторых из них в Югре были вынуждены отказаться. К примеру, закон Ханты-Мансийского автономного округа "О стимулировании ускоренного ввода в разработку нефтегазовых месторождений в пределах лицензионных участков недр на территории ХМАО" за время его действия в течение двух с половиной лет позволил ввести в эксплуатацию 15 новых нефтяных месторождений, что дало возможность бюджету получить дополнительные деньги. Как уточнил Владимир Карасев, заместитель председателя правительства Югры по вопросам недропользования, федеральный центр получил 12 миллиардов рублей налогов, а автономный округ еще 6 миллиардов в свой бюджет. Нефтяные компании смогли вложить сэкономленные средства в развитие нефтяных месторождений, в этом и состояла идея принятия закона. Но в связи с принятием нового Налогового кодекса, окружной закон пришлось отменить. Принятие подобного федерального закона помогло бы усилить эту работу и дать больший эффект для страны в целом.

Продолжая свою мысль, Владимир Карасев пояснил, что для разработки новых месторождений нефтяным компаниям делались "налоговые каникулы". Они рассчитывались на 60 месяцев с момента получения первой нефти. То есть, в этот период компания не облагалась налогом на добычу полезных ископаемых.

- Мы следовали принципу: либо вообще ничего государство не получает, либо у нефтяных компаний появляется стимул и мы, потерпев некоторое время, потом получаем полновесные налоговые поступления, - сказал Владимир Карасев.

Александра Филипенко и Владимира Карасева поддержал в своем выступлении генеральный директор ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" Владимир Некрасов. Он отметил, что в связи с отменой платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы, начиная с 2002 года, финансирование геологоразведочных работ осуществлялось за счет кредитов и займов в размерах 1,2 - 1,3 миллиардов рублей в год. Этого явно недостаточно и соответственно прирост запасов нефти сокращается.

По словам Владимира Некрасова восполнение ресурсной базы возможно также за счет покупки лицензионных участков с промышленными категориями запасов на аукционах, но мораторий министерства природных ресурсов на эти мероприятия лишил нефтяные компании и подобных шагов.

Владимир Некрасов отметил, что государству необходимо пересмотреть налоговые распределения по бюджетам различных уровней, потому что с 2002 года бюджеты нефтяных городов потеряли три четверти средств, которые имели до того времени. Это вызвано уменьшением налога на прибыль в местный бюджет до 2 процентов и введением НДПИ, который полностью идет в федеральный бюджет.

Депутаты Государственной Думы, судя по всему, также подготовились к этому заседанию. Василий Тарасюк, депутат от ЛДПР, заместитель председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию в своем выступлении назвал многочисленные пробелы в существующем федеральном законодательстве. Правда, по его мнению, необходимо усиливать государственное регулирование, контроль и влияние над большинством процессов в нефтяных компаниях, начиная с кадровых и заканчивая стратегическими задачами развития. Одной из возможностей влияния государства на нефтяную отрасль Василий Михайлович назвал внедрение "Золотой карты". Но, судя по реакции депутатов и особенно присутствующих на заседании нефтяников, эти его предложения не нашли должного отклика. Представители автономного округа считают, что влияние государства должно носить не административный, а законотворческий и экономический характер. Хотя несколько других высказываний Василия Тарасюка были восприняты положительно. Это касается подготовки законопроектов о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от сроков эксплуатации месторождений, налоговых льгот при добыче трудноизвлекаемых запасов нефти, реанимирования бюджетного фонда восстановления минерально-сырьевой базы и так далее.

В ходе развернувшейся дискуссии губернатор Югры Александр Филипенко затронул еще одну проблему:

-Мы говорили о так называемой "новой" нефти, а есть еще и "старая". Сегодня у нас порядка 5,5 тысячи скважин с суточным дебетом около 5 тысяч тонн. Они простаивают, потому что якобы нерентабельны. Но нерентабельны они потому, что система налогообложения несовершенна и делает их таковыми. Если снизить для таких скважин налоги, то дополнительно можно получить огромные количества нефти, а значит и финансовые поступления в бюджет. Кроме того, простаивающие скважины - это миллиарды долларов, которые были в них в свое время вложены. Некоторые государства были бы просто счастливы иметь подобные скважины и добывать эту нефть.

Еще на одной теме акцентировал внимание депутатов Государственной Думы и Владимир Карасев:

-Забота государства в нефтяной отрасли должна проявиться в формировании информационных потоков о деятельности компаний по поиску, разведке и разработке полезных ископаемых. Это банки данных, анализ разработки месторождений и так далее. К сожалению, мы с вами все еще живем по правилам разработки месторождений, написанных в 1984 году. Для компаний это тяжело. По закону они должны выполнять проектно-сметные документы, подготовленные в другой, социалистической эпохе, в которых закреплено положение о максимальном извлечении нефти из нефтяного пласта. Новое законодательство должно ориентироваться на мировые аналоги, а там оно в основном технологическое.

Наталья Комарова попросила Александра Филипенко высказать свое мнение по поводу усиления налогового бремени на нефтяную и газовую промышленность, как один из способов получения дополнительных налогов.

-Сегодня цепочка государственных сборов выстроена так, что для нефтяников цена на мировом рынке наиболее эффективна на уровне 18 - 19 долларов за баррель, - ответил губернатор Югры, - потому что по нашему законодательству, чем выше цена, тем меньше доходов получает предприятие. Слухи о том, что есть возможность пополнять бюджет дополнительно за счет высокой цены, сильно преувеличены. Дело в том, что в этой ситуации компании вынуждены экономить на якобы издержках, а, по сути, экономить на основном производстве. А это влечет за собой невыполнение технологических схем.

Генеральный директор ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" Владимир Некрасов подтвердил:

-За два последних года, чтобы оптимизировать наши расходы, мы вынуждены были сократить три тысячи человек. В результате они стали безработными, и трудоустроиться в наших монопрофильных городах практически невозможно.

Подводя итоги состоявшегося обсуждения, председатель Комитета по природным ресурсам и природопользованию Наталья Комарова отметила, что поездка в Когалым была необходимой. В составе депутатской делегации были представители многих комитетов Госдумы. Рассматривая и обсуждая законопроекты в Москве, в стенах Государственной Думы, они смогут теперь более реально представить те условия, в которых трудятся северяне, рассказать об этом своим коллегам. Конкретно по обсуждаемым вопросам Наталья Владимировна сказала:

-Если мы будем стимулировать геологоразведку, следовательно, мы будем вовлекать в производство новые месторождения, будем увеличивать объемы добычи и, следовательно, будем наращивать новые рабочие места, налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Немного надо ума, чтобы нам проголосовать за увеличение налоговой нагрузки на нефтяников. Но это бесперспективно. Потому что в результате наступит период, когда отрасль перестанет развиваться. Наша задача - принимать законы, которые позволяли бы развиваться отраслям экономики, в том числе и нефтяной.

И еще одно самокритичное высказывание депутата Игоря Чернышенко:

- На заседаниях комитетов, парламентских слушаниях мы говорим умные, правильные вещи. А законы принимаем совершенно иные. Давайте же не забудем наши выступления и решения, которые состоялись здесь, в Ханты-Мансийском автономном округе. Об этом сообщает пресс-служба губернатора ХМАО.


17.05.2004

Когалым

http://www.nakanune.ru/news/2004/05/17/afilipenko:_sorevnovanie_v_normotvorchestve


Док. 505095
Перв. публик.: 17.05.04
Последн. ред.: 13.10.08
Число обращений: 177

  • Некрасов Владимир Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``