В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Размышления у директорского подъезда Назад
Размышления у директорского подъезда
Большой театр в ожидании перемен

Неновый белый "мерседес" Владимира Васильева смотрелся у 16#8722;го (директорского) подъезда Большого театра довольно странно. Ведь руководителей и солистов обычно доставляют на работу служебные габтовские легковушки. Личная машина Юрия Григоровича подкатывала последний раз к 16#8722;му подъезду накануне отставки главы театра в начале марта 1995 года. Григорович загружал тогда в машину свои награды, презенты, афиши, - короче, все то, что оставил ему в наследство первый театр страны. Так что нынешнее явление васильевского "мерседеса" под окнами театра еще более усилило подозрения артистов, билетеров и рабочих сцены в скорой смене руководства.
Спартак в роли Цезаря

Сменив 25 марта 1995 после громкого скандала хореографа Григоровича на посту главы театра полный творческих замыслов и энергии Васильев, знакомый всем и каждому по партии Спартака, почувствовал себя в роли цезаря и первым делом решил освоить новый для себя оперный жанр. Однако его постановка вердиевской "Травиаты", заместившая в репертуаре Большого классическую версию Бориса Покровского, особого энтузиазма у поклонников высокого оперного искусства не вызвала. Спасибо новому худруку можно было сказать лишь за то, что он-таки отказался от идеи продирижировать своей постановкой.

Первое разочарование не укротило пыл Спартака. Новым словом в репертуарной политике Большого театра стало замещение классической редакции "Лебединого озера" Юрия Григоровича современной версией Владимира Васильева. Этот политический ход должен был положить начало вытеснения балетов Григоровича со сцены театра, но попытка слегка модернизировать "Озеро" потерпела оглушительное фиаско. Все оправдания балетмейстера после премьеры, что он, дескать, вынужден был наступить на горло собственной музе в угоду имиджу консервативного национального театра, никем из критиков всерьез не принимались.

Тогда импульсивный руководитель не нашел ничего лучшего, как объявить войну журналистам - многих он просто велел не пускать в театр. Особенно бойкие решили добиваться визы в Большой через суд. Попытка Дома журналистов примирить Васильева с прессой превратилась в трагифарс. Приняв чеховский облик (крашеная бородка, очки-пенсне), директор ГАБТа вместо ответов на вопросы ко всеобщему изумлению стал зачитывать свои стихотворные памфлеты, где выражал желание "всех критиков в ад упечь". Нетрудно догадаться, что примирения не случилось.

Но Спартак-Васильев не собирался смиряться с поражением: за "Лебединым" последовала несколько более успешная классическая "Жизель" (мало чем хореографически отличавшаяся от прежней репертуарной постановки, но зато с развернутой вариацией Лесничего и в костюмах от Живанши). Но на высокой моде все и закончилось - последующие репертуарные "находки" Большого лишь усугубляли его репутацию деградирующего театра. При вхождении в репертуар провалились "Конек-горбунок" Николая Андросова и васильевская балетная "Сказка о попе и работнике его Балде", а об оперных шедеврах после обшарпанной "Аиды" и убогой "Иоланты", да еще при непрорезавшихся голосах, здесь даже мечтать перестали.

Конечно, были и удачи: модернистская версия прокофьевской оперы "Любовь к трем апельсинам" в постановке англичанина Питера Устинова, работы молодого балетмейстера Алексея Ратманского ("Сны о Японии"), крепкий "Русский Гамлет" Бориса Эйфмана. Но эти немногочисленные победы не могут залечить раны прежних провалов. Особенно, если иметь в виду, что за последние пять лет дирекция успела рассориться со многими именитыми друзьями театра - среди них Мстислав Ростропович, которому отказали в просьбе поставить оперу "Леди Макбет Мценского уезда" в год юбилея Дмитрия Шостаковича, и Майя Плисецкая, которой не дали провести ее конкурс в стенах театра. Кроме того, знаменитая балерина была обескуражена интригами вокруг ее протеже - хореографа Николая Андросова. На все претензии знаменитостей Васильев резонно отвечал, что в театре теперь действует контрактная система и нарушать ее в угоду чьим-то личным интересам он не может. Заметим, что контрактная система Большого весьма специфична: к примеру, приме Нине Ананиашвили контракт дал возможность работать в Америке и в Японии, тогда как балетному премьеру Николаю Цискаридзе из-за контракта было запрещено участвовать в недавней премьере Мариинского театра.
Призрак "мерседеса"

Слухи о смене руководства театра в этом году могут отпраздновать свой пятилетний юбилей. Однако только сейчас они приобрели реальные основания. Репертуарная и финансовая политики театра не раз подвергались критике со стороны прессы. Но в прежние годы мало кто сомневался в устойчивости кресла под Владимиром Васильевым - глава ГАБТа находился под личным покровительством президента Ельцина, ведь в 1991#8722;м он стоял с ним плечом к плечу на баррикадах у Белого Дома. А на недавнем габтовском вечере по случаю 60#8722;летия Васильева в царской ложе не было видно не только нынешнего президента, но и ни одного представителя правительства. Валентина Матвиенко, посетившая день рождения как частное лицо, демократично расположилась в партере.

Как стало известно корреспонденту "Эксперта", Владимир Васильев не так давно заявлял, что и сам готов подать в отставку. На это у него имеются вполне веские причины: например, подписание документов на проведение в Большом театре в 2001 году Московского международного конкурса артистов балета, который возглавляет лютый враг Васильева Юрий Григорович, не раз говоривший, что ноги его в театре не будет, пока там Васильев, или состоявшееся, по слухам, уведомление о передаче театра из-под личной опеки президента в ведение Министерства культуры.

Так или иначе, перемены в руководстве Большого театра могут произойти уже в течение ближайшего полугодия (контракт Васильева с государством, по нашим сведениям, может быть закрыт с окончанием текущего театрального сезона). Пока же дирекция производит довольно странные манипуляции: по словам артистов, недавно без вразумительных объяснений их контракты были продлены до октября. Выходит, что нынешний концертный сезон театра фактически перейдет в грядущий. Дополняется вся эта неразбериха и тем, что нынешний глава оперы Большого театра Алексей Григорьев в кулуарных беседах с коллегами предупредил их о своем решении подать прошение об отставке, не дожидаясь, пока его об этом попросят.

По нашим сведениям, сегодня на самом высоком уровне всерьез рассматривается возможность слияния дирекций Большого и Мариинского театра под началом Валерия Гергиева, а также вариант возрождения единой концертной дирекции Кремлевского дворца съездов и Большого театра под руководством Андрея Петрова. Пока же призрак белого "мерседеса" будоражит воображение всей труппы Большого театра, продолжая держать всех в состоянии напряжения в ожидании перемен.









Михаил Малыхин
"Эксперт" No20
29.05.2000
http://www.expert.ru/printissues/expert/2000/20/20ex-spartac/

Док. 504837
Перв. публик.: 29.05.00
Последн. ред.: 13.10.08
Число обращений: 307

  • Григорович Юрий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``