В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Пономарев: `ТВ-пультики` Назад
Александр Пономарев: `ТВ-пультики`
В эфире "Эхо Москвы" Александр Пономарев, генеральный директор ТРК "Культура".

Эфир ведет Нателла Болтянская.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - 21:11, вы слушаете "Эхо Москвы". У микрофона Нателла Болтянская. И сегодня у нас в гостя гендиректор ТРК "Культура" Александр Пономарев. Александр Сергеевич, здравствуйте.

А. ПОНОМАРЕВ - Здравствуйте.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Вообще, было бы неправильным, если бы гендиректор такой ТРК носил другое имя-отчество. Уже хорошо. Уже пошли вопросы к вам на наш пейджер. "Будет ли в новом сезоне передача "Культурная революция"?". Задаю сразу.

А. ПОНОМАРЕВ - Будет.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Все, легче стало? Ну, а теперь давайте поговорим. Я попрошу надеть Вас наушники, и мы как обычно в программе "Телепультики" разговариваем с нашими уважаемыми слушателями о том, что они смотрят на прошедшей неделе, как они пользуются своими "ленивчиками" - они же пультики. И что они смотрели. Вы сами что смотрели на прошедшей неделе по всем каналам, как ходили пультиком?

А. ПОНОМАРЕВ - Я обычно всегда стараюсь смотреть новости на всех каналах, на каких возможно. Естественно, я смотрел прямую трансляцию из Пскова на нашем канале, потому что все, что исполняет Темирканов и его оркестр, как мне кажется, пропускать просто преступно. И я внимательно смотрю свои ночные эфиры на нашем канале, например, "Ночные полеты".

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Ночные полеты" это святое. Объявляю наш эфирный тел. 783 48 83, и мы сейчас поговорим с вами о том, что вы смотрели, что вам показалось наиболее удачным, что вам показалось неудачным. Существует у вас какое-то осмысленное определение, на каком месте вы переключаете? Говорят, что когда снимаешь программу, обычно режиссер и руклит программы говорят: значит так - 3 минуты, потом внимание уходит, поэтому картинка должна смениться. Все так?

А. ПОНОМАРЕВ - Не всегда. На нашем канале приведу пример. По-моему, на прошлой неделе у нас был показ телевизионной версии спектакля театра кабуки. Мы смотрели всей семьей. Дети смеялись, не понимали вообще, что происходит на экране. И мне многое казалось странным. Но при всем этом даже через телевизор, даже в 20-й копии я смотрел этот спектакль и чувствовал некую магию это неспешного изысканного действа, и переключать не хотелось.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - У вас нет такой привычки читать газету "Известия"?

А. ПОНОМАРЕВ - Есть, я ее просматриваю со всеми другими газетами.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Я ведь не случайно задаю Вам этот вопрос. Несколько дней назад перед своим юбилеем давал интервью этой газете Евгений Александрович Евтушенко. И упомянул, что какая-никакая была советская власть, а поэтические вечера транслировались, телевизионный театр был. Сейчас у меня такое впечатление, что заповедник для такого рода передач это, в основном, канал "Культура".

А. ПОНОМАРЕВ - Пока да. Хотя вечер Евгения Александровича из Кремлевского дворца съездов, насколько я знаю, транслировал какой-то очень большой канал. И вечер Дементьева транслировал какой-то немаленький канал. Естественно, и мы это делаем у себя на канале. А недавняя трансляция вечера, фантастического, на мой взгляд, гениального просто поэта Андрея Вознесенского показывал Первый канал. Так что, в общем

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Ну, это штучные, так сказать, разовые.

А. ПОНОМАРЕВ - Вы знаете, а мне кажется, что они и должны быть штучными для такой широкой, большой аудитории. А другой вопрос, очень хочется, чтобы возродилась традиция тех вечеров в Политехническом музее, может быть, чтобы туда приходило много молодой публики, чтобы была та же самая взволнованная атмосфера, но я думаю, что это все впереди, потому что интерес к поэзии не только не угасает, мне кажется, он все больше возрастает.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Вашими бы устами да мед пить. Почему так грустно хихикаю, потому что понятно, что диктат идеологии во многих местах сменился диктатом финансовой конъюнктуры. И это затрудняет проведение тех мероприятий, когда дыхание перехватывает. Очень хорошо помню, когда однажды я поздно вечером после какого-то ток-шоу, я даже не помню дня недели, не успела выключить канал "Культура" и вдруг вижу передачу, посвященную Давиду Самойлову. И как снятую! И как сделанную! На одном дыхании! И потом я несколько дней включала, были разные программы, но такого уровня, как о поэте Самойлове не было.

А. ПОНОМАРЕВ - Вашими бы устами.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - А что, рейтинг низкий?

А. ПОНОМАРЕВ - Для нас хороший был рейтинг именно этой передачи.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Или, например, программа с человеком, который неоднократно бывал в эфире "Эхо Москвы", такое даже не интервью, а круговорот жизни с Борисом Гавриловичем Голубовским. Тоже совершенно фантастическая программа, очень благодарна вам. Потому что, знаете, когда еще не было канала "Культура", и Голубовский в ночи сидел на вашем месте, я смотрю на него и думаю: господи, чтобы кто бы это снял! Сняли, спасибо, мое вам зрительское спасибо! Давайте послушаем, что говорят наши уважаемые слушатели.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте, меня зовут Полина. На этой неделе, кроме тех передач, которые смотрю постоянно, которые мне нравятся, я смотрю единственный сериал на ОРТ "За кулисами".

Н. БОЛТЯНСКАЯ - А что Вы постоянно смотрите?

СЛУШАТЕЛЬ - Очень люблю НТВ, хозяйственные передачи: "Растительная жизнь", "Квартирный вопрос" и т.д., кулинарные поединки.

А. ПОНОМАРЕВ - А сколько Вам лет, извините?

СЛУШАТЕЛЬ - Мне 25.

А. ПОНОМАРЕВ - А на наш канал заходите редко.

СЛУШАТЕЛЬ - Я вообще в Омске живу. У нас большая напряженка. Раньше показывали полностью, а потом урывками, попеременно, если не ошибаюсь.

А. ПОНОМАРЕВ - Полина, это означает, что когда его показывали постоянно, Вы все-таки к нам заходили.

СЛУШАТЕЛЬ - Конечно, у меня даже есть две, если не брать просто проекты, а сами передачи, это "Журнал" с Ивановым и "Школа злословия", отдых для души.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Успехов вам, Полина, наша первая ласточка.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте, меня зовут Владислав. На этой неделе смотрел на НТВ "Николая Второго" с Жженовым, хотя 1998 года передача. "Культура" я смотрел, "Проверка на дорогах". А вообще "Культура" - мой любимый канал, хотя я тоже звоню не из Москвы, и у нас тут тоже урезали "Культуру", обидно, звоню из Саратова. Побольше бы документальных фильмов. Я всегда смотрю их, научно-популярные, вот ВВС показывает, "Культура" - очень хороший канал. И знаете, чем "Культура" меня прельщает, то, что нет рекламы между фильмами.

А. ПОНОМАРЕВ - Если Вы смотрели "Проверку на дорогах", сегодня, уже скоро в эфире, начнется "Хрусталев, машину!". Думаю, что это событие для нашего телевидения. А вам сколько лет?

СЛУШАТЕЛЬ - Мне около 30.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Смотрю на пейджер, вижу, что нам пишут. "Мне кажется, что у Артема Варгафтика слишком мало времени. "Партитуры не горят" следовало бы увеличить по времени", - так считает Игорь. "Когда и на какой волне начнет работать радио "Культура"? ", - спрашивает Валерий.

А. ПОНОМАРЕВ - Очень больной для нас волне. На какой волне, мы еще не знаем. То, что на волне FM, это точно. Мы очень рассчитываем на ближайший конкурс, очень рассчитываем, что мы там выиграем частоту, хотя я знаю, что существует некая точка зрения, что государственным телерадиовещательным организациям не следует больше выделять каких-либо частот, мне эта точка зрения непонятна, не нравится, особенно в части, когда это касается радио "Культура". Но мы рассчитываем, что мы встретимся с нашими радиослушателями уже в эфире не позже октября.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Уважаемый Александр Сергеевич, спасибо за канал "Культура", который единственный дает пищу для ума и для души. Еще раз спасибо. Елена из Москвы". "Скажите, пожалуйста, будет ли "Школа злословия" на канале "Культура" в новом сезоне? И будет ли кто-то из журналистов ТВС работать на вашем канале?", спрашивает Анна.

А. ПОНОМАРЕВ - "Школа злословия" на нашем канале будет, журналисты ТВС к нам не просились. Честно говоря, мы их тоже не приглашали. Что касается спасибо, я бы переадресовал все спасибо коллективу телеканала "Культура", потому что этот коллектив, именно тот, кто создавал этот канал, - эти люди продолжают на этом канале работать, и вы, наверное, замечаете, что по мере того, как у этих людей становится больше возможностей для того, чтобы реализовывать свои идеи, вам все интереснее и интереснее это смотреть. Поэтому я бы переадресовал ваше спасибо и главному редактору этого канала Татьяне Олеговне Пауховой и всем замечательным людям, которые на нем работают.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Всегда смотрю "Школу злословия" и "Культурную революцию", повторно все фильмы Германа, Переделкина. Окуджава, кабуки конечно. Сейчас досматриваю "Успех" и буду смотреть повторно "Хрусталев, машину!" и еще очень многое". Спасибо, Ирина. "Александр Сергеевич, спасибо за канал "Культура", смотрю очень много передач. Не могли бы вы взять на "Культуру" "Пеструю ленту" и "Хвост кометы". Нельзя ли устраивать первичный показ передач?", так сформулирована тема Ритой. "Будет ли программа "Джазофрения", тем более в раннее время?"

А. ПОНОМАРЕВ - "Джазофрения" вообще у нас идет вечером довольно поздно, думаю, это самое время для этой программы, она останется в эфире.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Вообще-то раннее утро - совсем не место для джаза.

А. ПОНОМАРЕВ - Во всяком случае, для этой передачи в этой форме.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Канал "Культура", на мой взгляд, сейчас лидер телевидения, изумительный цикл передач "Тринадцать плюс".

А. ПОНОМАРЕВ - Фантастика, я согласен.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Если можно, выпускайте побольше передач о науке, технике, медицине и т.д. Людмила Александровна"

А. ПОНОМАРЕВ - Увидите много наших циклов, посвященных науке. И вы увидите цикл программ, которые сейчас готовятся с участием Жореса Алферова, вы увидите цикл передач, которые готовятся сейчас академиком Скрябиным, это просто будет огляд истории, с одной стороны, отечественной науки и ее перспектив.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Будет ли продолжение сериала "Страсти по-итальянски, если да, то когда?", - спрашивает Ирина.

А. ПОНОМАРЕВ - С этим сериалом, думаю, мы закончили. И вообще, я хочу обратить внимание, что в следующем сезоне у нас будут в сетке телесериалы, но какие? Начнем мы "Сагой о Форсайтах", причем новой версией, английской. Мы покажем сериал "Вагнер", "Растиньяк".

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Очень понравилась "Линия жизни" с Евтушенко. Таня". "Пожалуйста, повторите показ двух фильмов Джармена "Караваджо" и "Военный реквием", - просит Галина Борисовна из Санкт-Петербурга. "Хорошо бы, если бы "Культура" приютила у себя потерянные для нас передачи Костина, Урсуляка и "В нашу гавань заходили корабли". Марьяна". "Смотрю канал "Культура" "от корки до корки". Все очень интересно. Очень нравится цикл передач "Больше, чем любовь". Татьяна Григорьевна, мне 55 лет". "Передача Варгафтика "Оркестровая яма" и "Партитуры не горят" - лучшие на канале "Культура", можно ли им прибавить времени?" "Спасибо, что есть канал "Культура". "Самый любимый мультфильм "Савушкин, который не верил в чудеса" практически не показывают. Огромное спасибо, что поставили в программу, была счастлива". "Александр Сергеевич, измените время "Блефа" хотя бы на 22.25. Отзовитесь. Зоя".

А. ПОНОМАРЕВ - Зоя, мы изменим время "Блефа", но не только время, я надеюсь, что немного изменится и форма самой программы. Она, может быть, будет чуть более яркой. И там появится некое новшество. Следите за вашей любимой программой.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Пользуясь случаем, обращаюсь с просьбой. Плохо вижу. Из всех телепрограмм предпочитаю "Культуру", но в нем почти нет объявлений, а только титры. Нельзя ли как-нибудь давать тексты названия передач и действующих лиц голосом?"

А. ПОНОМАРЕВ - Новая для меня постановка вопроса. Я передам на канал.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "С большим удовольствием смотрим канал "Культура". Большое спасибо. Гуля из Тюмени". "Скажите, пожалуйста, куда делась программа "Альма матер", и ожидаются ли у вас еще проекты, связанные с древней историей Армении и Иерусалима. Очень было интересно, смотрел взахлеб. Заранее спасибо. Армен".

А. ПОНОМАРЕВ - Армен, этот цикл, как и многие телевизионные циклы, закончил свое существование. Что касается программ, посвященных историческим периодам, в том числе истории древних цивилизаций, я хочу обратить ваше внимание, что у нас в новом сезоне появится специальная линейка, которой мы очень дорожим сейчас на уровне подготовки, это будет линейка образовательных, просветительских программ и это будет линейка, посвященная литературе и истории. Просто 3 слова. В этой линейке мы будем рассказывать о наших замечательных писателях, классиках, мы активно используем сейчас переработанные архивные материалы, и вы встретитесь и с Волгиным, и с Золотусским, и с Андронниковым и Локшиным, они будут рассказывать о Гоголе, Чехове. И Барташевич у нас выступит, будет цикл передач о Шекспире. А начнем мы эту линейку большим циклом программ. Старшее поколение, уверен, помнят, новое, надеюсь, воспримут это как откровение, это будут беседы Лотмана о русской культуре.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Александр Сергеевич, сразу хочется задать дурацкий вопрос. Скажите, пожалуйста, усиление внимания к отечественным и не только писателям связано ли с грядущими изменениями в школьной программе?

А. ПОНОМАРЕВ - Неожиданный совсем для меня вопрос, потому что я не знаю о грядущих изменениях в школьной программе, к стыду своему.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Были предложения убрать Ахматову, Платонова. У меня такое ощущение, что хотят убрать все, что связано с памятью репрессий.

А. ПОНОМАРЕВ - Мне кажется, что это просто разговоры, кем-то обсуждаемые и нагнетаемые. Понятно, что они с какого-то возраста начинают восприниматься, и понятно, наверное, что их необходимо увязать с изучением истории, потому что - давайте представим "Котлован" и моего сына, который вырос уже в другую эпоху. Сыну 14 лет.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - И что, Вы считаете, "не дотумкает", извините?

А. ПОНОМАРЕВ - Нет, я считаю, очевидно, "дотумкает", но мне бы хотелось, чтобы он еще представлял исторический контекст. И как мне кажется, все эти разговоры связаны исключительно только с какими-то размышлениями тех, кто составляет школьную программу, как все-таки совместить изучение разных предметов с тем, чтобы представление было более полным. Не думаю, что эти авторы будут выброшены из школьной программы. Уверен, что нет.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - У меня хватит наглости ввязаться в дискуссию с генеральным директором ТРК "Культура" и вспомнить о том, что Анна Андреевна говорила о том, что поставят ей памятник там, где "стояла я 300 часов и где для меня не открыли засов". И это очень важно, разве нет?

А. ПОНОМАРЕВ - Еще раз повторяю. Я почему-то убежден. Я не очень хорошо знаю людей, занимающихся составлением школьной программы, но я почему-то убежден, что это люди, которые имеют хорошие представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Александр Сергеевич, тогда давайте попробуем достать вас с другой стороны. Вот существует жанр массовой информации, массовой культуры и массового шоу, такое, как телевидение. Жанр, который сегодня трудно недооценить. И сталкиваясь с очень многими телевизионными людьми, понимаешь, что у них по-другому даже мозги устроены, они по-другому воспринимают очень много из того, что мы увидим на экранах. И скажем, кровь и "расчлененка", которая может показаться ужасной человеку нормального восприятия, для телевизионного начальника - прежде всего рейтинг. Как бы это ни цинично звучало. Вы являетесь директором телерадиокомпании, где это не принято. И на чем вы рейтинг набираете без "расчлененки"?

А. ПОНОМАРЕВ - Конечно, наши рейтинги совсем другого порядка

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Они штучные.

А. ПОНОМАРЕВ - Чем рейтинги каналов широкого потребления, хотя, как мне кажется, это еще связано и с методикой измерения. И так во всем мире, это не только у нас. Что касается телевизионных начальников, я со многими знаком и могу вас уверить, что, во всяком случае, на крупнейших телевизионных каналах очень серьезно размышляют о репутации. И мне почему-то кажется, что следующий сезон будет сезоном поддержания репутации или поддержания репутации каналами. Что касается рейтингов, мы сколько угодно можем обрушиваться на телевизионных начальников, но такова правда жизни. Не было бы, не буду называть, каких-то передач на канале "Россия", которые, может быть, раздражают публику, но и не было бы тогда и "Идиота". Потому что, как мне кажется, то, что появился "Идиот", и даже не то, как он сделан, хотя, на мой взгляд, он и сделан великолепно. Событие в том, что его так посмотрели. Ведь это благодаря тому, что на чем-то были заработаны деньги. И потом, я всегда против того, чтобы огульно выбирать одну краску. Потому что посмотрите внимательно на изменения, которые происходят на канале "Россия". И вы увидите, что этот канал движется постепенно к большей респектабельности.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - А что такое респектабельный канал с Вашей точки зрения? Канал "Культура" респектабельный канал?

А. ПОНОМАРЕВ - Убежден, что да.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - А какими пипл-метрами это мы определяем?

А. ПОНОМАРЕВ - К сожалению, мне кажется, пипл-метрами здесь ничего не определишь, потому что у людей, чье хорошее мнение о канале и составляет представление о том, что он респектабельный, пипл-метры обычно не ставят, они просто не позволят их у себя поставить. А респектабельность, мне кажется, в данном случае это вкус, стиль, мера и высокая цель.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Очень нужный, полезный, хороший канал. Не знаю ни одного (!!!) человека, который бы о "Культуре" отозвался отрицательно". "Ваш канал, как звездочка, необычен и оригинален. Спасибо. Максим". "Большим праздником был для многих из нас "Собор Парижской Богоматери". Александр Сергеевич, спасибо". "Очень нравятся новости культуры, особенно репортажи, посвященные балету и танцам. Зная, что их делает большой коллектив, но запомнилась фамилия Ворошилов. Спасибо. Ольга". "Почему так долго живет плохая ведьма Энди Пенди? У нас своих мультфильмов много, и намного лучше. А вообще канал хороший", - так считает Галина Сергеевна.

А. ПОНОМАРЕВ - Если у нас все будет хорошо с возможностями, прежде всего, финансовыми в следующем сезоне, не исключено, что мы заключим контракт и попробуем сделать отечественный мультипликационный сериал для детей, познавательный, достаточно большой, длинный. Но как вы понимаете, это достаточно дорогая история. Если нам удастся найти деньги, то мы это сделаем.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Александр Сергеевич, очень прошу, повторите цикл передач "Музей Шемякина", - просит Ольга Александровна.

А. ПОНОМАРЕВ - Ждите, просто откроем новый сезон и воображаемый музей Михаила Шемякина. Мы повторим те передачи, которые уже показали, и войдем в новый цикл.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Хотелось бы больше детский передач на "Культуре", в частности, нельзя ли повторить "Синюю птицу" и "Волшебник страны Оз". Тамара". "Очень нравится канал, смотрю "Новости культуры", но хотелось бы больше авторских позиций в этой программе. Ирина"

А. ПОНОМАРЕВ - Я обращу ваше внимание на тот выпуск новостей, который сегодня выходит в 18.30, в новой сетке он будет выходить чуть позже. Думаю, если вы сможете смотреть этот выпуск, у вас не будет претензий к недостатку авторских позиций.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Я в какой-то книжке читала замечательный пассаж, когда в другом мире один человек пытается объяснить, что такое критик: "Критик это человек, который получает большие деньги за то, что всем рассказывает, почему ему то или иное не понравилось". На Ваш взгляд, в новостях культуры должна ли быть авторская позиция?

А. ПОНОМАРЕВ - Вообще, новости культуры это отдельный разговор. Существует ли такой жанр новости культуры. Потому что это давний спор. Информационщики говорят, что есть один жанр новости.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Место есть, а слова нет, так не бывает.

А. ПОНОМАРЕВ - Если внимательно смотреть, то канал свое отношение к тем или иным событиям и ситуациям обозначает. Другой вопрос, что канал, и по-моему, очень правильно, чрезвычайно осторожно относится к конфликтам в творческой среде. И не потому, что мы боимся конфликтов. Слишком часто это конфликты нетворческого характера, а коммунального, если хотите. И в это мы не хотим погружаться, это наша принципиальная позиция.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Как Вы считаете, опять же вернусь к интервью Евгения Александровича Евтушенко, даденному газете "Известия", где он говорит, что люди, которые читали Мандельштама, с его точки зрения, не проголосуют "за", тут я поставлю многоточие, если не возражаете.

А. ПОНОМАРЕВ - Да-да, тем более, я помню.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Как Вы относитесь к такому пассажу?

А. ПОНОМАРЕВ - С большим уважением к таланту предвидения, к интуиции, и просто к жизненному опыту Евгения Александровича.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Нельзя ли изменить задний план к передаче "Культурная революция"? Совершенно непонятно и бесстыдно". Знаете, что это мне напоминает? У Заходера, по-моему, было такое стихотворение про иву, которую рисовала девочка, а ей все советовали. "А вообще большое спасибо за многие советские и российские фильмы, а также за передачу "Больше, чем любовь". "Не планируете ли вы сделать программу на английском языке?", - спрашивает Лена.

А. ПОНОМАРЕВ - Нет, не планируем. В новом сезоне мы еще чуть-чуть времени себе отвоюем в эфире, но вообще у нас времени не хватает для того, чтобы мы хотели бы сейчас и имеем возможность показать. Поэтому на английском языке нет.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Будет ли повторен Горовиц?", - спрашивает несколько человек.

А. ПОНОМАРЕВ - С ходу не припомню, но наверняка будет. Потому что, если вы обратили внимание, мы вообще и бережно относимся к классике, в том числе музыкальной, и все-таки там достаточно регулярно обращаем на нее внимание по поводам и без повода, тем более, что в следующем году будет такой повод.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Что из голливудской киноклассики мы увидим в новом сезоне?", - спрашивает Александр.

А. ПОНОМАРЕВ - Вообще, наша киноафиша будет совсем другая и чрезвычайно интересная. Например, мы вечером будем показывать художественные фильмы, в основном, по принципу ретроспектив. И вы увидите ретроспективу и Феллини, и Фасбиндера, и братьев Тавиани, и Иоселиани, и вы увидите многое из голливудской классики.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Александр Сергеевич, пустите нас, пожалуйста, на свою кухню. Я помню, когда только-только начинался канал НТВ, которого сейчас уже нет, здесь сидел ночью Игорь Евгеньевич Малашенко и сознался, что лично он Фасбиндера не переносит. Но директор кинопоказа, извините за слово, впарил фильм в программу, пришел к Малашенко и говорит: "Игорь Евгеньевич, это совсем другой классик, Вы не узнаете его". У вас такие разборки бывают, Вы кого не любите лично из киноклассиков?

А. ПОНОМАРЕВ - У меня нет активной любви, к сожалению, может быть, и активной ненависти нет, может быть, к счастью. Я вообще с большим пиететом отношусь к тому, что называется искусством, в том числе и к киноискусству. И считаю, что здесь без субъективизма не обойтись. Я поддерживаю субъективизм тех людей, которые занимаются этим у нас на канале.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - И могут отстоять.

А. ПОНОМАРЕВ - Абсолютно.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Расскажите подробнее о том, какие фильмы на канале появятся в будущем времени.

А. ПОНОМАРЕВ - Знаете, это отдельная передача. Появится много хороших, интересных фильмов, единственное, обращу внимание, что мы впервые покажем целую серию бродвейских спектаклей.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Потрясающе, необыкновенно!

А. ПОНОМАРЕВ - И, может быть, не совсем по теме, но для любителей театра, считаю, мы составили чрезвычайно богатую афишу театральную. Мы покажем почти все, наверное перебор, у нас будет фестиваль спектаклей Петра Фоменко. Мы покажем спектакли текущего репертуара многих не только московских, но и питерских, и провинциальных театров наиболее заметных. И мы попробуем такой эксперимент с прямой трансляцией драматических театральных спектаклей у себя на канале.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Ох, директора театров вам скажут ли спасибо?

А. ПОНОМАРЕВ - Я могу сказать честно, что и по поводу показа спектаклей текущего репертуара не так все просто. А по поводу прямой трансляции некоторые театры на это пошли, да, с осторожностью, но они нам дали премьерные показы. Посмотрим, что это будет. Я думаю, что это будет в любом случае интересно.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Виталий вышел с рационализаторским предложением: "Не могли бы вы давать дайджест ваших передач по государственным каналам "Первый канал", "Россия" и т.д., это важно для регионов и для распространения "Культуры" на массового зрителя. Кстати, неплохая идея.

А. ПОНОМАРЕВ - Я бы предпочел, чтобы Виталий вышел с таким предложением на другие каналы. Мы готовы. Что касается "России", здесь проблем нет, поскольку мы часть одного большого, единого целого. И я думаю, что в следующем сезоне публика увидит примеры нашего взаимного сотрудничества. А что касается других каналов, я абсолютно это поддерживаю, дело за малым. Дело за малым.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Осталось уговорить Рокфеллера"?

А. ПОНОМАРЕВ - Да.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Будет ли продолжение "До-мажора" и можно ли повторить классические концерты под управлением Бернстайна?"

А. ПОНОМАРЕВ - Убежден, что концерты Бернстайна мы повторим. Что касается программы "До-мажор", ее не будет, появятся новые передачи музыкальные, обзорного тоже характера. "До-мажор" ведь была передачей, где было довольно много так называемого легкого жанра. Так вот, у нас должна появиться в новом сезоне новая цикловая программа, которая будет посвящена незаслуженно забытой оперетте и мюзиклам.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Александр Сергеевич, а в телевизоре Вы говорите другим голосом. Никитич"

А. ПОНОМАРЕВ - Никитич?

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Думаете, не свой ли это кто?

А. ПОНОМАРЕВ - Не знаю. Тогда это очень внимательный телезритель, поскольку я в телевизоре говорю чрезвычайно мало.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Не можете ли показать Евтушенко в Политехническом без купюр, которые "Первый канал" сделал вчера?". "Куда пропала программа "Форма"?"

А. ПОНОМАРЕВ - Что касается купюр, которые были сделаны якобы, ничего не могу сказать, не знаю, мы эту программу не производили, мы по-своему отметили юбилей Евгения Александровича. Что касается программы "Форма", то, насколько я знаю, канал сейчас ведет переговоры с Виктором Мизиано по поводу какой-то степени его участия в программе. Я не знаю, к чему они пришли. Что касается программы "Форма", да, ее больше у нас не будет.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Читала в газете, что на вашем канале будет работать Курляндцева. Правда ли это? Лариса"

А. ПОНОМАРЕВ - Не готов сказать, не знаю.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Галина Сергеевна просит передать: "Большое спасибо каналу "Культура". Лишний раз доказали, что хорошее телевидение можно делать и без денег. Спасибо". Об этом, пожалуйста, поподробнее.

А. ПОНОМАРЕВ - Что касается "хорошее телевидение можно делать без денег", нельзя, конечно, хорошее телевидение делать без денег. Я вам объясню. Нам грех жаловать, потому что последние 2 сезона нам ВГТРК достаточно солидные вложения выделила и не только на программный продукт, но и на наше развитие техническое в том числе. Но я вам должен сказать, что у нас хватает денег для того, чтобы купить права и показать один, два, максимум три раза какой-то продукт в эфире, но катастрофически не хватает денег для того, чтобы произвести качественный продукт. Ни для кого не секрет, что можно купить права на какой-то блокбастер, и они будут стоить довольно дорого, но все-таки подъемно. Но это не сравнимо с теми миллионами, которые тратятся на производство фильмов. Примерно та же ситуация у нас. А производить нам ужасно хочется. Вот вы упомянули в каком-то вопросе телетеатр. Это мечта просто главного редактора канала Татьяны Пауховой возродить жанр телетеатра. И несмотря ни на что, она это попыталась сделать. И в следующий сезон вы увидите уже мы возрождаем жанр телетеатра. Но создать телевизионный спектакль и заплатить за реализацию этой идеи это совсем другие деньги. Это не то, что взять права и приобрести их для разового показа. Но мы это пытаемся сделать.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Мне кажется, что последнее ваше высказывание во многом ответ на многие вопросы, типа будет ли "Культура" в Москве вещать круглосуточно или хотя бы увеличит количество часов вещания в сутки.

А. ПОНОМАРЕВ - Увеличит.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Интересно, как канал будет поддерживать репутацию во время предвыборной кампании?", - спрашивает Юрий.

А. ПОНОМАРЕВ - Вы знаете, Юрий, у меня почему-то такое чувство, что остальные каналы, во всяком случае, федеральные каналы будут, им удастся поддержать свою репутацию. И мне не кажется, что они будут ввергнуты в пучину предвыборных баталий.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Куда исчезла программа "Гость в актерской студии", - спрашивает Александр.

А. ПОНОМАРЕВ - Просто закончился показ программы "Гость в актерской студии".

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Будут ли продолжены передачи "Шедевры мировой оперы и балета? Алексей"

А. ПОНОМАРЕВ - Безусловно. И вы увидите новые замечательные балетные и оперные спектакли.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Не было повтора "Школы злословия" с Анненским, возобновите повтор".

А. ПОНОМАРЕВ - Смотрите внимательно в летнем сезоне и углядите этот повтор.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - А вот вам, пожалуйста, такой пассаж: "Уважаемый Александр Сергеевич, Вы имели руководству бывшего канала ТВ-6, поэтому ваши ответы по поводу "Котлована" и Ахматовой, а также авторской позиции еще раз подтверждает, что вы не пригласите на ваш канал журналистов ТВС. Марина"

А. ПОНОМАРЕВ - Если честно, я бы вообще не хотел вспоминать всю историю, связанную с ТВ-6, НТВ, ТВС. Если хотите, даже по личным соображениям. Что касается, приглашения журналистов. Во-первых, если журналистов будут приглашать, то не я, а главный редактор. Знаете, что прелесть этого канала заключается в том, что так мало людей, которые профессионально могут заниматься представлением искусства на телевидении, что если таковые с ТВС изъявят желание, если у них будет достаточно профессии и ремесла в этой части, убежден, что они будут приглашены, и им найдется место.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Прекрасная передача "Ночной полет", - Максим, - "Нельзя ли ее перенести на более раннее время?" На то, видимо, она и "Ночной полет", чтобы быть ночным полетом. "Неужели телевизионные версии спектаклей стоят так дорого?", спрашивает Нина Ивановна.

А. ПОНОМАРЕВ - Дорого.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Будет ли повтор программы Феликса Разумовского?", спрашивает Владимир из Саратова.

А. ПОНОМАРЕВ - Во-первых, будет просто продолжение его цикла "Кто мы". И чрезвычайно интересные и острые тему будут рассмотрены в новом сезоне. Поэтому Феликс Разумовский останется в эфире.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "На "Культуре" нет передачи о Бродском. Даже в день рождения или в день памяти. А его стихи заставляют думать. Может, можно что-то сделать?", спрашивает Татьяна.

А. ПОНОМАРЕВ - И будет сделано, вы это увидите.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Культура" очень хороший канал, какой дневной сериал будет в новом году?", - спрашивает Татьяна из Челябинска.

А. ПОНОМАРЕВ - Я уже отвечал на вопрос по поводу сериалов. Мы сериал будем показывать дважды в течение эфирного дня. Один раз мы его будем показывать вечером, в другой раз мы его будем показывать днем. Но сериалы, я вам уже сказал, какие будут экранизация классики.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Зачитываю именно так, как написано: "Огромное ой. Неужели вы покажете спектакли Вебера, было бы такое счастье. Спасибо. Людмила". Видимо, речь идет о бродвейских спектаклях.

А. ПОНОМАРЕВ - Не за что, Людмила.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Будет ли продолжение передачи о Петербурге с ведущим Толубеевым?", - спрашивает Любовь.

А. ПОНОМАРЕВ - Да, программа "Петербург. Время и место" останется в эфире.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Попросите Толстую говорить поразборчивее", - просит Иван. "Не знаете ли случайно, где можно узнать программу радио "Орфей", - я думаю, что это не к нам. "Проголосуйте, кто знание Ахматовой и Платонова считает украшением образования", по-моему, правильно. "Вы на редкость симпатичный гость вдумчивый, каждое слово на весу. Скромный, не подделывается под элитную аудиторию "Эхо Москвы", этим располагает, говорит то, что думает - такая редкость в мире". Видите, как Вас похвалили.

А. ПОНОМАРЕВ - Спасибо.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Большая благодарность г-ну Флярковскому за новости культуры на канале "Культура". Элла". "Почему все джазовые программы задвинуты за полночь?". Мы уже отвечали на этот вопрос. "Спасибо за передачу классической музыки, и просьба передавать как можно классики. Людмила Георгиевна". "За кого не проголосуют читающие Мандельштама, за Президента, да? Скажите в эфире, я пойму". Нет, не о Президенте речь. "Концовка Швыдкого в "Культурной революции" слишком личное, получается пошло. Так говорить лучше в ходе передачи". Так считает Дима. "Очень любим, с огромным удовольствием смотрим программу Варгафтика. Увидим ли новые передачи в следующем сезоне? Планируются ли новые программы с участием этого журналиста? Екатерина".

А. ПОНОМАРЕВ - Новые программы в пределах старых циклов да. Но завести третий цикл, мне кажется, Артему все-таки, при всем его огромном таланте, энергии, да еще какой-то исполнительской деятельности непросто.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "Александр Пономарев, Ваш канал редкое исключение из правила правильного и целесообразного использования государственных денег. Большое спасибо за канал. Юрий Юрьевич". "Будет ли "Культура" и впредь с помощью Правдюка и Басилашвили обличать большевистские преступления? И повторят ли передачу, что русский фашизм страшнее немецкого?", спрашивает Михаил.

А. ПОНОМАРЕВ - Если речь о "Культурной революции" с этой темой, мы ее уже повторяли, думаю, что достаточно. Хотя эта тема, вообще тема фашизма, национализма, национальных отношений, если вы заметили, у нас на канале присутствует достаточно серьезно. И Правдюк, и Басилашвили будут сотрудничать, безусловно, с каналом. И они будут продолжать делать программы для нас. Вообще, должен сказать, что канал "Культура" на сегодняшний день, если вы внимательно присмотритесь, один из самых либеральных каналов на нашем телевидении.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Александр Сергеевич, а что Вы вкладываете в понятие "либеральный"? Главное, определиться с терминологией. Потому что каждый человек вкладывает в эти термины свое.

А. ПОНОМАРЕВ - Вы знаете, никаких экстремистских значений я в это слово не вкладываю, когда я говорю либеральный, я имею в виду, что на этом канале допустимы различные точки зрения, и допустима достаточно большая свобода размышлений.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Тогда скажите, пожалуйста, как-то так повелось, может быть, с периода запрета большого пласта культуры при советской власти, что человек образованный, читающий должен быть, должен кому-то якобы, должен быть либералом и немножко демократом. На Ваш взгляд, сохраняются, можно сохранять такого рода иллюзии или вряд ли?

А. ПОНОМАРЕВ - Здесь мы тогда опять должны углубиться в то, что такое демократ, либерал. Вы уже несколько раз ссылались на большую статью Евтушенко в "Известиях".

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Просто такая программная статья.

А. ПОНОМАРЕВ - Вот он кто? Мне кажется, что просто талантливый, образованный, энергичный, болеющий за нацию человек, извините за громкие слова. И мне кажется, абсолютно пустое дело пришивать кому-то какие-то ярлыки. То, что интеллигенция всегда будет в своих отдельных и особых отношениях с властью это факт, иначе она перестанет быть интеллигенцией. А дальше уже все зависит от меры интеллигентности. Потому что если интеллигентности недостаток, то принципиальная позиция будет

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Никакой Мандельштам не спасет.

А. ПОНОМАРЕВ - Абсолютно. Что я тогда буду всегда поперек власти, или я всегда должен занять оригинальную позицию. А если это человек уровня Дмитрия Сергеевича Лихачева, основателя нашего канала, или если это человек так размышляющий, как Даниил Гранин, вы посмотрите, какие его рассуждения и скажете, так он не демократ. А какие-то другие его рассуждения посмотрите и скажете, так куда же еще более демократично. Потому что не это главное для них.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Последний вопрос, потому что наше время истекает. Контрпрограммированием занимается канал "Культура"? Честно?

А. ПОНОМАРЕВ - Если честно, нет. Вы можете взять и посмотреть нашу программу. И увидите, что, конечно, нет, потому что.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Я помню, как я однажды разрывалась между "Шутом Балакиревым" и "Списком Шиндлера". Не было такого? Было.

А. ПОНОМАРЕВ - Такое, может быть, и было, но это не наш прием, мы не контпрограммируемся, потому что наша публика, как ни странно, почти обязательно смотрит все новости. А теперь давайте смотреть новости на основных каналах: в 7 есть, в 8 есть, в 9, в 10 есть и дальше поехали. Если мы будем учитывать, как перекрыть какие-то новости, и все, мы ничего не сможем сделать. Поэтому мы программируемся так, как удобно человеку, который ходит в залы, ходит в кино, читает книжки, мы пытаемся так выстроить программы. Если заметили, театральные программы всегда в понедельник, в театрах выходной.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - И наверное, совсем последний вопрос. Только что пришло сообщение из Германии: "Я не так давно вернулась из Америки, я им только рассказывала, какой классный канал "Культура", на пальцах изображала". Ответьте сразу всем.

А. ПОНОМАРЕВ - Отвечаю. ВГТРК сейчас проводит большую программу международного распространения программ канала "Россия" и "Культура". И в программах "РТР-Планета" довольно много программ, которые подготовили на канале "Культура". Так что, и в Германии, я уверен, и во Франции, и в других европейских странах, и в Америке, нас будут видеть.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Александр Пономарев, генеральный директор телерадиокомпании "Культура" прощается с вами. Мы сейчас, пользуясь случаем, поздравим с днем рождения автора и, кстати, участника программы канала "Культура" Александра Мирзояна. А потом мы поздравим сталеваров с Днем сталевара.

А. ПОНОМАРЕВ - Я уважаю этих людей, как всех людей, занимающихся большим, тяжелым и очень нужным стране трудом. С праздником Вас!

20.07.2003

http://echo.msk.ru/programs/beseda/22827.phtml



Док. 504811
Перв. публик.: 20.07.03
Последн. ред.: 13.10.08
Число обращений: 267

  • Пономарев Александр Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``