Сегодня вступил в силу закон о защите прав потребителя в новой редакции. О том, чем он лучше старого и как защищаться от нечестных продавцов, рассказали специалисты Московского общества защиты прав потребителей в стенах `АиФ`Первый закон о защите прав потребителей был принят ещё в СССР – в 1991 году, и с тех пор претерпел аж 6 значительных изменений. Это и неудивительно – ведь товаров и услуг становится всё больше, потребители получают новые права, а продавцы ищут новые способы заработать. А значит, у правозащитников появляется всё больше и больше работы.

Что нового
О самых значимых для потребителя изменениях в законе рассказал юрист Московского общества защиты потребителей (МОЗП), член рабочей группы нового закона Антон Евгеньевич Недзвецкий. По его словам, новая редакция закона во многом решила проблему возврата и обмена испорченного товара, и особенно это касается так называемых технически сложных товаров –  крупной бытовой техники, автомобилей, компьютеров и т. д.

– Раньше, если человек покупал автомобиль, холодильник или, например, компьютер, и понимал, что приобрёл вещь с дефектом, он мог заменить её или вернуть деньги только в том случае, если дефект относился к разряду существенных. А это неустранимый дефект, либо дефект, устранение которого требует существенных затрат времени, либо тот, с которым товар нельзя эксплуатировать. То есть, фактически, покупателю почти всегда приходилось идти прямиком в ремонт, несмотря на то что покупка была совершено только что. Теперь же закон позволяет человеку требовать возврата денег или замены товара, если дефект был обнаружен в течение 15 дней с момента передачи.

Если же вы всё-таки отдаёте свою покупку в гарантийный ремонт, помните о том, что его срок  также законодательно ограничен. В том случае, когда сервис заставляет вас дожидаться отремонтированной стиральной машинки более 45 дней, вы вправе или отказаться от товара и вернуть свои деньги, или получать неустойку в размере 1% от стоимости товара за каждый просроченный день.

Если же ремонт связан с такими поломками, при которых эксплуатация товара невозможна, этот срок сокращается ещё на 2 недели. По закону, если из-за дефектов вы не можете эксплуатировать товар в течение 30 дней на каждый год гарантийного срока, вы также можете возвратить или обменять его у продавца.

И затягивание времени доставки товара тоже теперь считается нарушением. Если вы отдали предоплату за диван, а в назначенные сроки он к вам не приехал, требуйте по 0,5% от размера предоплаты в качестве ежедневной неустойки.

Мошенники не дремлют
Последняя поправка, связанная с неустойками за просроченную доставку, была спровоцирована участившимися случаями мошенничества, рассказала юрист МОЗП Юлия Швец. По её словам, многие продавцы берут крупную предоплату, иногда даже 100%, и пускают эту сумму в оборот. А покупатель в это время ждёт и ждёт своего заказа. И иногда может не дождаться. А если и дождётся, то с дефектами или недостающими деталями, которые якобы везут из-за границы. А в это время его деньги уже участвуют в любых, часто не самых `чистых` операциях продавца. В таких махинациях, например, была замечена организация `Кухни России`.

– В течение примерно года к нам поступают жалобы по поводу приобретения кухонных гарнитуров в компании `Кухни России`, – рассказала г-жа Швец. – Какая схема там применяется: берётся большая предоплата, в договоре купли-продажи указывается срок доставки товара, а ответственность за просроченную доставку не оговаривается. В результате, очень многие клиенты так и не дождались своей мебели.

Теперь же, отметил г-н Недзвецкий, такие схемы станут продавцу просто невыгодны, поскольку размер неустойки может превысить те выгоды, которые они получают от затягивания доставки.

Если же вы уже оказались среди злополучных клиентов компании, новый закон на ваш случай, к сожалению, не распространяется, так как сделка совершалась до его вступления в силу. В этом случае вы можете вернуть свои деньги через суд, который, как показывает практика, чаще всего встаёт на сторону потребителя.

Факторы риска
Названная схема – далеко не единственная в арсенале нечестных продавцов. Учитывая их изобретательность, совет на каждый случай дать очень сложно, но общие рекомендации, как не попасть в руки мошенников, есть.

Во-первых, советуют юристы, всегда внимательно читайте договор. Продавцы прибегают к разным уловкам, чтобы вы обращали на условия сделки как можно меньше внимания, но они чаще всего и становятся причиной так называемого честного обмана потребителя. Поэтому, даже если договор набран мелким шрифтом, состоит из непонятных юридических терминов, а магазин, видите ли, скоро закрывается, никогда не упускайте своего права вчитаться в каждое словечко.

Во-вторых, не гонитесь за дешевизной. Слишком маленькая цена по сравнению с другими предложениями того же товара должна вас не привлекать, а настораживать.

В-третьих, старайтесь не пользоваться услугами Интернет-магазинов. Хотя их деятельность тоже регламентируется законом, привлечь их к ответственности сложно, поэтому, признают специалисты, покупка через сеть пока довольно рискована в нашей стране.

И наконец, не будьте слишком доверчивы. Слушайте себя, а не улыбающегося продавца, готового на всё, лишь бы вы купили. Очень часто эти люди владеют специальными психологическими навыками, отметила юрист МОЗП Людмила Трифонова. Так, очень много жалоб в общество поступало на фирму, реализующую пылесосы `Kerby`. Приветливые продавцы звонят вам и предлагают продемонстрировать пылесос у вас дома и совершенно бесплатно почистить вам ковёр или мебель. И после этого визита ошарашенные покупатели звонят в МОЗП и сами не понимают, как их угораздило купить ненужную технику. Так что главная мера против нечестных продавцов – это ваша бдительность, заключают эксперты.

 

 

 12.12.2007

http://sao.0pk.ru/viewtopic.php?id=8