В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Земфира выпустила новый альбом. Назад
Земфира выпустила новый альбом.
Земфира выпустила новый альбом. Именно так, никаких больше "вышел новый альбом лучшей певицы России" - она его записала и выпустила сама. Артистка, за право издавать диски которой дрались звукозаписывающие гиганты, взяла весь процесс в свои руки - ни сторонних продюсеров, ни рекорд-мейджоров здесь на этот раз не было. В отставку были отправлены даже музыкальные магазины - за пластинкой с прочувствованным названием "Спасибо" теперь надо идти в газетные киоски и салоны связи: диск запаян в упаковку премьерного номера нового журнала, а еще стоит на прилавках рядом с сотовыми трубками.

Это очень странная пластинка - и лучше уж сразу договориться не сравнивать ее с предыдущей "Вендеттой". В той Земфира нащупала - новую для себя - блюзово-балладную, раздумчиво-дневниковую музыкальную выразительность. В нынешней, путем какой-то необычной химической реакции, она эту самую выразительность и мелодику кристаллизовала - и стала играть с получившимся кубиком как кошка с пойманной мышкой. Песни в результате игры вышли совершенно безупречными - но при этом абсолютно не запоминающимися; автор оказался так увлечен процессом, что забыл про все на свете. Кабаретное пританцовывание, медленные блюзы, урбанистические зарисовки, крепкий рок-боевик - кубик скачет и скачет, поворачивается и поворачивается, и с каждой новой его песней-гранью уже не можешь, хоть и силишься, вспомнить предыдущую. Диск если и тянет снова поставить в проигрыватель, то только для того, чтобы еще раз вслушаться в альбом и отыскать в нем хоть какую-то сквозную смысловую нитку. Не помогает - "Вендетту" можно и нужно было слушать запоем, от начала и до конца, и воспринимать как готовый аудиофильм. "Спасибо" смело можно ставить на произвольный режим - это 12 маленьких, обособленных синглов.

Земфира Талгатовна наконец прочно заняла место Аллы Борисовны - со вступлением в предпенсионный возраст тех, кто влюблялся и женился под "Арлекино" и "Миллион алых роз", на первый план вышли те, кто готовился к защите диплома, бормоча про себя "Не взлетим, так поплаваем". То есть нынешние тридцатилетние, родившиеся во второй половине 1970#8722;х. Последнее советское поколение, успевшее побывать щеголеватыми пионерами, но не циничными комсомольцами; поколение, которое первым стало без воровства и бандитизма зарабатывать в десятки раз больше родителей. Подростки, по малолетству не допущенные мамой и папой до участия в исторических событиях 1991 года, зато отправившееся в 1994 году на первую чеченскую. В конце 90#8722;х офигевшие от "Мумия Тролля", перевернувшего русскую поп-музыку с ног на голову, а восемь лет назад принявшие в свои распростертые и разгоряченные объятия 23#8722;летнего уфимского подранка, горячо порекомендованного Ильей Лагутенко.

Именно эти люди сейчас забыли, как тяжело и болезненно они взрослели вместе со страной, и превратились в самых настоящих гегемонов. Самый лучший возраст, твердят, как заведенные, их старшие братья и дядья, - тридцать лет. И с ними согласны не только уроженцы тех ничем не примечательных застойных лет, но и сама Земфира - с телеэкранов, в интернет-чатах и радиоэфире она только и говорит о том, что периода лучше, чем сейчас, в ее жизни не было никогда.

"Вендетту", вышедшую два года назад, публика и критика хором назвали акме, наивысшей точкой в карьере певицы. Это вообще был лучший год для рокапопса - с небольшой разницей во времени дружественный певице "Мумий Тролль" выпустил свою, говоря объективно, лучшую пластинку "Слияние и поглощение". Однако затем вслед за своими друзьями из "МТ" (по традиции погостившими на альбоме Рамазановой в качестве сессионных музыкантов) она объявила "лучшей", "не содержащей ни одной лишней ноты" свою нынешнюю работу - причем еще до того, как это успел сделать кто-либо другой, так что всякая критика потеряла смысл. Все логично - если нет над ней больше кабалы контракта и железной продюсерской руки, значит, и посредничающих авторитетов мы тоже уволим. "Господа, вы не поняли самого главного, вам хотелось движения плавного...", - поет Земфира на своем свежем диске.

А все на самом деле понятно. Что бы там ни говорили всевозможные "господа", тоскующие по временам, когда гормоны бушевали, а подагра еще не мучила, в двадцать с небольшим вопрос собственного места в жизни еще болезнен, а к тридцати вырабатывается определенный иммунитет по отношению к тем, кто пытается его толковать и управлять им. С Земфирой не случилось ничего необычного, просто ей стало по-настоящему, глубоко начхать на то, чего от нее ждут. Можно писать трогательные и смешные посвящения Марине Цветаевой, внезапно киксовать, кричать валькирией и публично благодарить некое высшее начало за то, что родилась на свет, - если раньше она любила все эти вызывающие смесь неловкости и нежности неправильности-"трещинки" в своем лирическом возлюбленном, то теперь она любит их в себе; едва ли человека можно обвинять в том, что он адекватен своему возрасту и восстановил самооценку. Проблема только в одном - свои дипломы вот-вот получат ровесники перестройки и гласности, выросшие просто в другой стране и потому напоминающие старшим иностранцев или инопланетян. И вот с ними объясняться придется. Если они, конечно, захотят слушать.




Андрей Смирницкий
"Эксперт" No37
08.10.2007
http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/37/news_spasibo_za_glybu/

Док. 504587
Перв. публик.: 08.10.07
Последн. ред.: 12.10.08
Число обращений: 93

  • Земфира (Рамазанова Земфира Талгатовна)
  • Земфира (Рамазанова Земфира Талгатовна)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``