В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью с Тимуром Бекмамбетовым. Назад
Интервью с Тимуром Бекмамбетовым.
Режиссер Тимур Бекмамбетов рассказал "Эксперту" о том, как справиться с Голливудом, если в детстве не читал комиксов
- Один из ваших первых фильмов - "Гладиатрикс" - вы делали с легендарным Роджером Корманом. То есть вы оказались в ряду учеников Кормана - там же, где Коппола, Кроненберг...

- Еще Джеймс Кэмерон...

- На вас общение с Корманом как-то повлияло?

- Вы, наверное, хотите, чтобы я рассказал какой-нибудь секрет, который мне достался по наследству?

- Например.

- Есть такой секрет. Правда, он не очень вербализуемый. От Кормана исходил какой-то заряд любви к кино как к таковому. Лучше всего об этом сказал Гоблин - спросите у него, вот он точно знает. Я прочел в его блоге под названием "Синий Фил" - замечательный совершенно блог - отличную вещь. Он написал, что "Особо опасен" - пример бездуховного кино, каковым оно и должно быть. Залогом успеха Кормана и всех его учеников являлась любовь к зрителю. Просто любовь к зрителю.

- Ну, у Копполы, по-моему, все несколько посложнее устроено.

- Все его фильмы, которые были удачны, сделаны именно с этим чувством.

- Корман - классика трэша, именно потому, что балансирует на грани трэша и искусства...

- Да, так же сделаны и "Дозоры", они тоже балансируют на грани трэша. Что такое трэш? Трэш - это народное искусство. Поп-арт. То есть нечто, что существует на стыке балагана, народного искусства и "Эрмитажа". Корман - настоящий интеллектуал и человек безумного творческого полета, при этом занимающийся самым простым народным искусством. Это уникальное сочетание. Оно дает кураж, оно расслабляет, оно позволяет следовать настоящим целям, которые очень просты: зритель должен либо смеяться, либо плакать, либо бояться. Вот и все, больше ничего. А думать зрители не должны - это самое главное. Во всяком случае, в процессе. Потом, после фильма, можно и подумать.

- Но если говорить о народном искусстве - народ-то в Америке другой, у него другая психология, другой культурный фон. Многие режиссеры, приехав в Америку, из-за этого проваливались. Вонг Карвай, например.

- Да, и Джон Ву. "Миссия: невыполнима" в его исполнении было невозможно смотреть. Это правда. Чтобы достучаться до американского зрителя, надо сначала стать другим человеком. Поменять себе нутро, найти в себе какие-то новые струны. Если честно, я принял самое бесхитростное решение - окружил себя американцами, которые были мне очень близки по-человечески. Это художник Джон Майер, который делал "Чикаго", "Иксмен", это монтажер Дэвид Бреннер, который монтировал фильмы Оливера Стоуна - "Взвод", "Рожденный 4 июля", это актеры. И дальше я просто использовал их как свои уши и глаза. И губы - в случае с Анджелиной Джоли.

- С другой стороны, Голливуд всегда подпитывался чужеземной кровью.

- Подпитывался, но ненадолго. Знаете, я не питаю никаких иллюзий - я никогда не буду американским режиссером. Ни Эммерих, ни Джон Ву, ни Верховен - это не американские режиссеры. Они есть, они существуют в Америке, они снимают какие-то фильмы. Но подлинно американские режиссеры - это Лукас, это Спилберг, Кэмерон, Скорсезе. Спилберг может снимать что угодно - и всегда оставаться, так сказать, народным артистом Соединенных Штатов, предметом национальной гордости. Ни Карваю, ни даже Ридли Скотту никогда этого не достичь.

- А сам Ридли Скотт в курсе?

- Черт его знает. Хотя, вообще-то, он максимально к этому близок. Все-таки Америка и Англия родственны, наверное.

- А Америка и Россия?

- Нет, вряд ли. Нашему человеку там приходится все время ходить в маске американского режиссера. Невозможно делать это бесконечно. Лицо под маской преет.

- Комиксы, на которых основан ваш фильм, - тоже часть американского народного искусства. Как иметь дело с комиксами человеку, который никогда в детстве с ними не сталкивался?

- А у нас был похожий жанр. Назывался "наглядная агитация". Это очень близко по стилистике.

- Ну там же нет таких раскадровок.

- Почему? Есть. Правила гражданской обороны, например. Там очень похожие картинки.

- В случае ядерного взрыва...

- ...ложитесь ногами к центру... Я сейчас порой участвую в съездах любителей комиксов, выступаю на них. Для этой аудитории "Ночной дозор" - предмет культа, так что я в этой среде стал своим. Так вот, там я говорю, что комиксов не знаю, никогда в детстве их не читал. Комиксы мне заменяет смесь из "Мурзилки", правил противопожарной безопасности и правил гражданской обороны. Ну еще в армии была парочка таких же комиксов, я их даже сам рисовал - всякие картинки, как надо на плацу себя вести. Впрочем, если серьезно, первое, что я делаю с комиксами, - выбрасываю из них всю комиксовую оболочку и беру просто историю.

- Да, но все-таки визуальная эстетика, которую вы столь активно используете, происходит именно из комикса. Только там можно увидеть, например, остановившиеся в воздухе пули.

- Знаете, мне как-то привезли из Казахстана шапку шамана, которой примерно триста лет. На нее нашиты всякие блестящие камни, косточки - и пуговица Советской армии. То есть для шамана все едино - он использует все, что блестит. Для него солдатская пуговица сравнима с драгоценным камнем и волшебной косточкой. У меня точно такое же отношение ко всему, что со мной как-то резонирует, всему, что у меня вызывает эмоциональный отклик.

- У нас есть миф, что Голливуд - это образцовая фабрика, где все максимально отлажено, где нет необходимости ждать, например, пока актер-звезда выспится. Но при этом все под себя подминает продюсер.

- Нет, все строится под режиссера. Не знаю, кто у нас распространяет слухи, что в Америке кино руководят продюсеры.

- Видимо, сами продюсеры.

- Либо неудавшиеся режиссеры. Нет, кино в Америке строится вокруг режиссера. Только наличие режиссера означает, что проект реально запускается. Не бывает такого - есть актер, есть сценарий, а режиссера найдем потом. Такого просто не может быть. Роль продюсера чрезвычайно велика, но я в результате понял, что все невероятные продюсерские усилия, агрессивные действия, давление были направлены на одно - чтобы я сделал тот фильм, который только я могу сделать. Никогда не было ситуации, когда бы меня заставляли делать то, что не является мной. Сейчас, задним числом, я понимаю, что напряжение возникало в тот момент, когда я пытался себе изменить.

- А насколько вас допускали до сценария? Что в сценарии от вас?

- Практически все, что было создано, создано было для меня. Именно я был заказчиком.

- И цитаты из Финчера - это тоже от вас исходило?

- Да. Это еще одно украшение для шапочки шамана.

- Если вернуться к мысли о народном искусстве - лучшие фильмы Финчера были не слишком коммерчески успешны.

- Финчер - великий режиссер, но он не из когорты Роджера Кормана. В этом его проблема. Если бы он понял, что зрителя надо любить, он был бы гораздо более успешен. У него потолок - его собственное "Я". Он живет в своей собственной внутренней лаборатории. Это его выбор, это по-своему хорошо и здорово, но это тупик. Развиваться можно только в диалоге, иначе неоткуда брать энергию. Ее сначала надо отдать - чтобы аудитория реагировала, хвалила, ненавидела. Вот тогда у тебя появляется энергия, чтобы идти дальше. А если нет диалога, начинается монолог. Ты теряешь ориентиры, тебя никто не слушает, а ты все равно говоришь. Все уже давно разошлись по домам, а ты говоришь и говоришь. Это не очень симпатичная для меня форма существования.







Всеволод Бродский
"Эксперт" No26
30.06.2008
http://www.expert.ru/printissues/expert/2008/26/murzilka_dlya_shamana/

Док. 504530
Перв. публик.: 30.06.08
Последн. ред.: 12.10.08
Число обращений: 74

  • Бекмамбетов Тимур Нуруахметович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``