В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Русская мистическая сага Назад
Русская мистическая сага
Главный русский триллер уходящего года произвел ошеломляющий эффект в многочисленных рядах любителей отечественного кино и вверг в прострацию ценителей кинематографического жанра "трэш"

То, что Тимур Бекмамбетов, постановщик "Ночного дозора", в недавнем прошлом был клипмейкером и рекламистом, в фильме чувствуется постоянно. Когда же в финале звучит песня про Антона Городецкого, в стебном ключе пересказывающая весь сюжет, это производит смешной, но, наверное, не совсем правильный эффект: выходишь из зала с подозрением, что весь фильм и был только клипом этой песни.
Фильм Бекмамбетова по первому роману из фантастической трилогии Сергея Лукьяненко получился занимательным и смотрибельным. Все в нем неплохо: и сценарий, и режиссура, и актерская игра, и спецэффекты. В то же время это не совсем то (а более убежденные фанаты Лукьяненко могут сказать: совсем не то), чего ожидал человек, прочитавший книгу.

Роман Лукьяненко - своеобразный жанровый гибрид. Это мистическая сага про вампиров, как ее мог бы рассказать Джон Ле Карре.

Помимо обычных людей (магглов в терминологии " Гарри Поттера") в мире существуют "иные" - по виду такие же люди, но с особыми свойствами, нуждающиеся в подпитке человеческой (на худой конец, свиной) кровью. У них нет своего Хогварца, они живут среди нас. "Иные" делятся на "светлых" и "темных" - такова вечная вражда сил Света и сил Тьмы, достигшая определенного паритета. Две стороны заключили договор не нарушать временнЫе пространства друг друга и создали для этого свои спецкоманды. Силы Света - "ночной дозор", отслеживающий "темных" нарушителей договора, а силы Тьмы - соответственно "дневной дозор". И здесь начинается Ле Карре. В его шпионских боевиках двуполюсный мир капитализма и социализма воплощался в формах администраций, отделов и спецслужб. Парадокс его романов (" Война в Зазеркалье", " Шпион, пришедший с холода", " Русский дом") состоял в том, что чиновники противоположных ведомств оказывались в конечном счете похожими друг на друга; именно они - профессиональные игроки людьми - становились настоящими противниками и своих подчиненных-исполнителей, и всех обычных людей. Антон Городецкий, сотрудник " Ночного дозора", переживает те же коллизии и прозрения - и это самое интересное, что есть в романе. "Но правда и ложь - вы не так уж несхожи. Вчерашняя правда становится ложью. Вчерашняя ложь превращается завтра в чистейшую правду, в привычную правду".

Отсветы этой коллизии в фильме присутствуют, но до членораздельной артикуляции, понятной зрителю, не знакомому с первоисточником, не доходят. В сценарии акцент сделан на другом парадоксальном повороте, который тоже не совсем придуман Лукьяненко, а введен в московскую повседневность 2004 года из мифологического эпоса.

Это древнейший мотив встречи отца и внебрачного сына, оказавшегося врагом. В одних историях сын убивает отца (Эдип - Лая, Телегон - Одиссея, Мордред - короля Артура), в других - отец сына (Илья Муромец - Сокольника, Рустам - Сухраба, Хильдебранд - Хадубранда). В "Ночном дозоре" еще никто никого не убил, но роковая завязка произошла: из-за цепочки ошибок и манипуляций Егор, внезапно обретенный отпрыск Антона, будущий Великий Иной, уходит на сторону Тьмы. В книгах вся эта история выглядит иначе, тем любопытнее посмотреть фильмы-продолжения - " Дневной дозор" и " Сумеречный дозор".

Как уже был сказано, роман Лукьяненко - жанровый гибрид мифа, мистического ужастика и психологического шпионского боевика. Чтобы перенести эту гибридность на экран, нужна немалая стилистическая чуткость. Режиссер к этому даже не проявляет интереса. По форме "Ночной дозор" - фильм-компот. В нем все смешано и все смешно. Даже там, где зритель должен бы испытывать чувство леденящего ужаса, публика покатывается от смеха. Когда в комнату Антона влетает сова - прямо и точно из "Гарри Поттера" - хохот в зале доходит до икоты. Это тоже художественный эффект, хотя и не очень высокого класса. Все же вампир по своему литературному происхождению (Байрон, Полидори, Бодлер, Брэм Стокер и А.К. Толстой) - аристократ, денди, воплощение вкуса.

Из актерских работ (повторюсь, в целом очень неплохих) самое сильное впечатление производят две небольшие - мясник (Валерий Золотухин) и его "темный" сын Костя (Алексей Чадов). Их напряженные лица остаются в памяти после того, как весь шумный и веселый калейдоскоп завершился. Родиться "иным" в современной России - не большая удача.




Николай Гладких
"Эксперт Сибирь" No35
22.11.2004
http://www.expert.ru/printissues/siberia/2004/35/35si-_35-01/

Док. 504520
Перв. публик.: 22.11.04
Последн. ред.: 12.10.08
Число обращений: 200

  • Бекмамбетов Тимур Нуруахметович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``