В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Гришковец освоил новый для себя жанр рассказа. Назад
Гришковец освоил новый для себя жанр рассказа.
Если подходить к вопросу формально, то нынешняя, третья по счету, книга Евгения Гришковца мало чем отличается от двух предыдущих. Та же узнаваемая интонация, те же симпатичные языковые ляпы, та же точно отмеренная доза искренности. Однако на самом деле "Планку" от "Рубашки" и "Рек" отделяет огромная дистанция. И дело не в том, что Гришковец освоил новый для себя жанр рассказа и научился наконец пользоваться местоимениями третьего лица (теперь в его прозе существует не только "я", но и "он", и "они", и даже "она"). Просто весь тот уникальный гришковецкий стиль, до недавнего времени остававшийся в значительной мере интуитивным, подвергся глубокой рефлексии и был переведен на новые, профессионально-литературные рельсы.

Мается на военном корабле юный матрос срочной службы ("Другие"). Отправляется в командировку в Париж мелкий чиновник ("Лечебная сила сна"). Молодой провинциал совершает очень правильный поступок - возвращает законному владельцу потерянные деньги и понимает, что, возможно, сделал главную в своей жизни ошибку ("Шрам"). Под каждого из этих героев читатель с легкостью подставит себя, с радостью или, напротив, с неприятным саднящим чувством узнавая в них собственные стыд, страх или дурацкую детскую доверчивость.

Все это для Гришковца не ново. Однако если раньше его прозу окружал почти магический ореол (казалось, что он едва ли не случайно уловил какую-то удивительную вибрацию воздуха и немедленно, не дешифровывая, начал переливать ее на бумагу), то теперь сомневаться в писательской мастеровитости Гришковца не приходится. За его вольно льющейся полупрозой-полупесней все явственней слышится механистический перестук шестеренок: Гришковец отлично понимает, что, как и почему он делает. "Планке" этот изящный стилистический контрапункт идет, пожалуй, только на пользу. Однако он же таит в себе немалую опасность: сейчас тексты Гришковца замерли в точке оптимального баланса между культурой и натурой. Шаг в любую из сторон неизбежно станет шагом вниз.




Галина Юзефович
"Эксперт" No15
17.04.2006
http://www.expert.ru/printissues/expert/2006/15/book_ot_natury_k_kulture/

Док. 504510
Перв. публик.: 17.04.06
Последн. ред.: 12.10.08
Число обращений: 124

  • Гришковец Евгений Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``