В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Гришковец возвратился к истокам и готовится снять фильм о Кузбассе. Назад
Евгений Гришковец возвратился к истокам и готовится снять фильм о Кузбассе.
Евгений Гришковец в рамках фестиваля университетских театров Кемерова представил публике две свои работы: моноспектакль "Как я съел собаку" и "Дредноуты", причем последнюю постановку зрители увидели впервые.

Интрига гастролей Гришковца заключается, во-первых, в том, что Кемерово - родина артиста, и это первый случай (после отъезда в Калининград в 1998 году и насыщенной творческой жизни в столице), когда модный режиссер, драматург, а теперь и литератор выступил на сцене родного вуза.

Во-вторых, Гришковец косвенно подтвердил свое намерение совместно с актером Владимиром Машковым снять полнометражный фильм о Кузбассе. Гастроли Гришковца в Кемеровской области - плановые, и уже на следующий день после его приезда спектакли состоялись в Новокузнецке, а потом в Новосибирске.
Время "Ложи" еще не остановилось
Билеты на оба спектакля в концертный зал Кемеровского госуниверситета были раскуплены заранее, залы переполнены студентами, околостудентами и постстудентами. Атмосфера была непринужденная, словно люди на самом деле пришли на встречу со своим давним знакомым, которого долго не видели. Смеялись, кажется, слишком много, но по делу, и действие спектаклей все время разбавлялось аплодисментами. Особенно тепло принимали "крестного отца" нынешние актеры театра "Ложа". Они, потеряв сначала Гришковца, а затем и его сподвижника Максима Какосова, вопреки всему продолжают тему "наивной постановки", начатую в далеком 1991 году.

Евгений Гришковец родился в Кемерове, окончил филфак местного университета. Здесь же, в альма-матер, он занимался в студии и играл в театре пантомимы. В 1990 году организовал независимый театр "Ложа", в котором поставил девять спектаклей, основанных на собственных авторских текстах. Непосредственность и нарочитый непрофессионализм превратили студенческий коллектив в культовую труппу.

После отъезда Гришковца у "Ложи" оставалось еще много старых нереализованных наработок. Потом, когда они закончились, Евгений, которому была небезразлична судьба его детища, втянул театр еще в один проект, связанный с лондонским театром Royal Court: "Мы сделали спектакль "Угольный бассейн" о шахтерах в стиле verbatim. Это документальный театр. Я вообще-то verbatim терпеть не могу. Все это профанация. Поэтому мы только притворялись, что делаем документальный спектакль, а на самом деле никаких интервью не брали. Просто придумали все как обычно. Получился успешный проект. Параллельно я начал делать сам свой первый спектакль в качестве автора-режиссера - "Планета неведомых сил добра". Потом "Моби Дик" появился". С этими постановками театр выступал на таких культовых фестивалях, как "Золотая маска" и NET. Вопреки всему сегодня театр живет, работает под крылом другого крупного кемеровского вуза - КузГТУ - и готовится к очередным фестивалям, чтобы сыграть на одной сцене со своим "родителем".
Украсть у времени... роман

После спектакля Евгений Гришковец признался, что на этой сцене пережил самые счастливые минуты, потому что тогда все только начиналось: "Сейчас во время спектаклей я испытал ощущение вернувшейся молодости. Эта сцена всегда была шумной и сложной. И я прекрасно знаю, что утихомиривать студентов бессмысленно. Но организацией спектаклей и публикой я доволен. Интересно еще и то, что я в таких местах давно не играл. Играю обычно на академических и лишь иногда на не очень академических площадках".

Во время прошлых гастролей в родном городе (два года назад Гришковец показал пьесу "ОдноврЕмЕнно" на сцене Областного драматического театра) обладатель двух премий "Золотая маска" и литературного " Антибукера" посетовал на постоянно растущую скорость своей жизни. Гришковцу захотелось на время остановиться, и результатом этой остановки стал написанный в апреле этого года роман "Рубашка", выпущенный издательством "Время". В сентябре за это произведение ему была присуждена Национальная книжная премия.

Евгений сообщил, что "научился справляться со временем и расчищать его для того, что более ценно". Итогом следующей остановки станет книга рассказов. Скоро данное произведение будет опубликовано в журнале "Знамя".

"Сейчас я продолжаю работать в жестком гастрольном графике. За октябрь и ноябрь мне предстоит сыграть 50 спектаклей в 18 городах, в том числе за пределами страны. Глупо жаловаться. Я сам этого хотел и уже привык, что это и есть нормальные рабочие будни. Но меня все больше занимает литературная деятельность. Книжная аудитория несравнима по количеству с театральной. К примеру, первый сборник пьес разошелся тиражом 80 тыс. экземпляров. В ноябре в издательстве "Эксмо" выходит полный сборник пьес "Зима", и его тираж будет не меньше. Даже при активной гастрольной жизни мои спектакли никогда не посмотрит такое количество зрителей. К тому же спектакли нужно обеспечивать собой, своим здоровьем и временем, которого крайне мало", - отметил актер. Говоря о своей неумелой манере выступать, Гришковец хитрит: он давно превратился в умелого артиста, и его манеру определяет не профессиональная бедность, а жанр. У актеров из Кемерова зажатость - не прием: вначале они боятся московского зала, затем становятся свободней (оговорки и запинки входят в условия игры).
Снова - "подающий надежды"

Вероятно, в скором будущем Гришковец-режиссер прославит родной край и своим кинотворчеством. Во всяком случае, встретившись на фестивале в Лос-Анджелесе со своим другом и земляком Владимиром Машковым, он обсуждал будущий проект "Сибирского амаркорда": "Я на Володю очень надеюсь. Он умеет снимать фильмы. Думаю, у него найдутся силы и драйв для нашего совместного проекта. У нас есть что-то очень разное, что мы можем сказать о родных краях. Тем интереснее был бы результат".

Другой кинопроект, к которому начал подступаться Гришковец, - экранизация трех рассказов Василия Аксенова (в том числе "Жаль, что вас не было с нами"). "Я трепетно отношусь к творчеству Василия Павловича и как автор кое-чему у него научился. А потому был бы очень рад сделать фильм по его рассказам. Но кино - дело небыстрое. И потом, мне не очень нравится управлять большим количеством людей, как этого требует весь трудоемкий кинопроцесс", - говорит актер.

Среди других литературных влияний Гришковец-писатель выделил Юрия Олешу, особенно его роман "Зависть": "До того как написать "Рубашку" я перечитал "Зависть" несколько раз, чтобы понять, как написан этот один из самых коротких романов в мировой литературе. Тот, кто начинает писать, может попасться на удочку и написать много необязательного. А потому те, кто хотят, чтобы я много писал, не дождутся. Я много писать не буду".

Прежде чем ответить на вопрос о том, как часто меняется его мироощущение и самооценка, Гришковец задумывается, затем говорит: "Периодически. Раньше я думал, что мне необходимо поехать в Германию, Австрию или Южную Африку, потому что я там совершенно необходим. Оказалось, что нет, там и без меня хорошо. Когда удается проститься с очередными иллюзиями, сразу появляется другой человек. Еще раньше другой человек (то есть я) сидел в Кемерове, был уверен, что никуда не поедет, и говорил: "Пусть критики сами сюда приезжают смотреть мои спектакли". Того человека с нами уже нет.

Постановку своего спектакля "Осада" во МХАТе имени Чехова Евгений воспринял без трепета, как нормальный рабочий процесс: "Если бы я шагнул с этой сцены сразу на мхатовскую, то находился бы, вероятно, в полуобморочном состоянии. После полугода репетиций трепет исчез окончательно. И даже члены правительства на премьере не добавили волнения. Скажем, на первых спектаклях театра "Ложа" я переживал гораздо больше".

На простой вопрос, где и когда ему как обычному человеку бывает хорошо, Гришковец и отвечает, как человек обычный: "Чаще всего мне бывает хорошо дома. Весной у меня родился сын, и мне удалось провести с ним некоторое время. Неожиданно может стать хорошо в любом месте. В мае, например, подумаешь: "Ой, как хорошо!" - а уже лето. А потом осень, и опять нехорошо. Я недавно получил премию "Дебют", снова стал самый молодой и "подающий надежды", и мне вроде как опять стало ненадолго хорошо".




Дмитрий Уваров
"Эксперт Сибирь" No34
15.11.2004
http://www.expert.ru/printissues/siberia/2004/34/34si-_23-01/

Док. 504509
Перв. публик.: 15.11.04
Последн. ред.: 12.10.08
Число обращений: 192

  • Гришковец Евгений Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``