В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Гришковец поставил во МХАТе имени А. П. Чехова `Осаду` . Назад
Евгений Гришковец поставил во МХАТе имени А. П. Чехова `Осаду` .
Евгений Гришковец поставил во МХАТе имени А. П. Чехова "Осаду" - переиначенную на современный лад историю троянской войны. Наконец-то в оплоте театральной рутины появилась актуальная постановка

Наконец-то в оплоте театральной рутины появилась актуальная постановка.
За три года руководства МХАТом имени Чехова Олег Табаков кардинально изменил репертуар, набрал в труппу молодых, талантливых артистов, стал выпускать по дюжине премьер в год. Но веселее на главной сцене страны не стало. Новые спектакли оказываются хуже прежних. В прошлом сезоне были сняты две свежих постановки - "Тот, кто получает пощечины" и "Гамлет в остром соусе". "Горячее сердце" на публику даже не выпустили. А те спектакли, что вышли, были обречены на медленную, мучительную смерть на глазах у зевающих зрителей. На всех мхатовских постановках, кроме разве что заводного фарса "Номер 13", лежит отпечаток беспросветной рутины. Какую бы бурную деятельность ни изображали труппа и постановочная часть, поход во МХАТ остается таким же скучным мероприятием, как и десять лет назад.

Единственный проект, который удается руководству МХАТа и регулярно привлекает молодых зрителей в старые стены театра, - это постановки современных драматургов. Но и здесь, правда, тоже не все гладко: "Обломов" Михаила Угарова, с аншлагами идущий в Центре драматургии и режиссуры, попав на мхатовскую сцену, утерял и драйв, и остроумие. Зато "Терроризм" - прошлогодний спектакль Кирилла Серебренникова по пьесе братьев Пресняковых - стал настоящим хитом и до сих пор собирает полный зал.

"Осада", придуманная и поставленная Евгением Гришковцом, - второй после "Терроризма" спектакль, который можно смело рекомендовать к просмотру не только интеллигентным пенсионеркам - завсегдатаям МХАТа, но и их продвинутым внукам. Как небо от земли отличающаяся от рядовых мхатовских спектаклей, "Осада" актуальна, словно последний выпуск новостей, и остроумна, как комедии Рогожкина.
Трое у Трои

Гришковец сделал спектакль про войну. По видимости - про войну ахейцев с троянцами. На деле - просто про войну, ту самую, которая спокон века перемалывает человеческие жизни. Все, что происходило три тысячи лет назад под стенами Трои, происходит в Моздоке и Ираке. Чтобы наглядно донести до нас эту мысль, древнегреческие мифы пересказывает как случаи из своей жизни персонаж по имени Ветеран (Сергей Угрюмов). Он одет в современный костюм, курит сигареты и рассказывает своему слушателю, вежливо скучающему юноше (Павел Вощилин), про то, как один здоровый парень из их отделения очистил Авгиевы конюшни. "Или вот еще история была" - про то, как он с ребятами закатил на вершину горы камень, который каждый день пытался закатить туда Сизиф.

Контрапунктом байкам Ветерана идут сцены из осады Трои. Три воина, словно три богатыря на распутье, вглядываются в несокрушимые стены города. Первый Воин (Андрей Смоляков) предлагает троянцам сдаваться: "Выходите на коленях, руки за голову. Даю на обдумывание одну минуту. Время пошло". Время идет, минута сменяется другой, третьей, но молчит осажденный город, и никто не ползет на коленях к герою-ахейцу. Второй Воин (Валерий Трошин) пишет письмо родным, а в следующую минуту гибнет - мойра приносит ему стрелу, прилетевшую из вражеского стана. Третий Воин (Александр Усов) - самый интересный персонаж спектакля. Он пацифист, интеллигентный, как Сергей Ковалев, и говорливый, как Валерия Новодворская. Мямля и заикаясь, отводя глаза и переминаясь с ноги на ногу, он уговаривает ахейцев договориться с троянцами и отчалить домой. Логика его понятна любому нормальному человеку, но только не тем, кто уже десятый год сидит под Троей и собирается победить.

Этот пацифизм совершенно непривычен для Гришковца. Раньше в своих моноспектаклях он, так же мямля и заикаясь, как Третий Воин, восхищался тем самым бессмысленным героизмом, который раздражает его в "Осаде". Здесь он попытался поровну разделить свои симпатии между "ястребами" и "голубями", но паритета не получилось. Смоляков и Трошин играют дуболомов-вояк, жестоких и недалеких. Спорить с героем Усова они не умеют, его интеллигентской скороговорке противопоставить могут только примитивные лозунги. Ближе к финалу и вовсе выясняется, что этот ханурик-миротворец на самом-то деле Ахилл. А вся его робость - просто маска легендарного мужества. И эта идейная однозначность - нет войне, миру мир - становится единственным недочетом "Осады".
Облака на веревочке

Впервые Гришковец поставил спектакль по мотивам греческих мифов десять лет назад в кемеровском театре "Ложе". Память о бедной полулюбительской постановке живет в его мхатовском спектакле. На сцене все какое-то игрушечное. В глубине сцены выстроен крошечный театрик с откровенно картонными колоннами. Туда-сюда ходят деревянные волны, кое-как изображая "винноцветное море". В волнах ныряет дельфин. Крошечный оркестрик, собранный из уличных музыкантов, кое-как наигрывает псевдодревнегреческие мотивы.

Гришковец всегда нежно любил самые примитивные театральные спецэффекты и, попав во МХАТ, удовлетворил свою страсть сполна. Здесь и звездочки вспыхивают на синем шелковом небе, и бумажные облака с элегантным скрипом ездят по веревочке, и молнии летят на землю, и стрелы - в бойцов. А когда из-за сцены доносятся раскаты грома, кажется, что это сам Гришковец притаился за кулисами и стучит по жестяному листу. И в этих детских, смешных аттракционах чувствуется та тонкая и неподдельная любовь к театру, которой нам никогда не приходилось видеть на мхатовских подмостках.

Режиссер не боится выглядеть смешным. В его нарочито корявых мизансценах - то же отсутствие пафоса, что было в его моноспектаклях. Его персонажи говорят запинаясь и оговариваясь - совсем как обычные люди. Гришковец не боится неясностей и противоречий, он отпускает на волю зрительскую фантазию. И самое главное: он не боится дать волю своим актерам.

Главный тур-де-форс "Осады" - у спектакля нет текста. Гришковец репетировал с мхатовскими актерами так же, как десять лет назад с любителями в Кемерове. Он пришел к ним, рассказал несколько греческих мифов и попросил пересказать их своими словами. Услышав, что пьесы не существует, актеры опешили, но уже на первой репетиции сумели пересказать историю про Геракла и Авгиевы конюшни. Дальше пошло легче: мифы, пересказанные живым нормальным языком, щедро сдобренные "как бы", "типа", "э-э-э" и "ну-у-у", стали созвучны человеку. И в лучшие моменты спектакля мы уже не можем понять: то ли это Одиссей вспоминает, как сидел в лесу "с ребятами", то ли это дембель, вернувшийся из Чечни, байки травит.

Дополнительный плюс, бонус от Гришковца: два актерских состава играют по сути два разных спектакля, об одном и том же рассказывая совсем по-разному. И от спектакля к спектаклю импровизации тоже должны меняться. Каждое представление "Осады" непредсказуемо. Заранее известно только то, что скучно не будет.
Свежая кровь

На фоне традиционных мхатовских постановок "Осада" поражает своей свежестью и современностью. Здесь люди на сцене говорят как нормальные люди. И говорят о том, что интересует - не может не интересовать - буквально каждого, сидящего в зале. Нет сомнения, что на "Осаду" будет устойчивый зрительский спрос. И может быть, коммерческий успех интеллигентного и современного спектакля Гришковца убедит Олега Табакова, что обновлять репертуар лучше с помощью молодых постановщиков.

Пока планы худрука МХАТа обнадеживают. На сборе труппы в начале сезона Табаков пообещал, что в стенах вверенного ему театра будут ставить самые талантливые режиссеры нового поколения. Обладатель "Золотой маски" Дмитрий Черняков будет работать над шекспировской "Бурей". Гуру Generation П Кирилл Серебренников заканчивает репетиции горьковских "Мещан" и готовится приступить к работе над "Парфюмером" по роману Зюскинда, где главную роль сыграет Евгений Миронов. Самый утонченный режиссер 90#8722;х Сергей Женовач обещает поставить "Белую гвардию".

Если хотя бы часть планов сбудется, во МХАТ вернется молодая интеллигентная театральная публика, которая пока что бежит прославленного театра как огня. Тогда только и осуществятся планы Олега Табакова по возрождению МХАТа.





Виктория Никифорова
"Эксперт" No38
13.10.2003
http://www.expert.ru/printissues/expert/2003/38/38ex-osada/

Док. 504505
Перв. публик.: 13.10.03
Последн. ред.: 12.10.08
Число обращений: 212

  • Гришковец Евгений Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``