В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кремлевские ресурсы Назад
Кремлевские ресурсы
На прошедших в четырех регионах России выборах губернаторов успеха добились те, кого поддерживает Кремль. Но это не означает, что этот фактор всюду оказывается решающим
В воскресенье 21 сентября состоялись выборы губернаторов Санкт-Петербурга, Ленинградской, Томской и Свердловской областей. В Ленинградской и Томской областях все прошло в один тур, строго по прогнозам и без особых интриг, уверенную победу одержали действующие главы регионов - соответственно Валерий Сердюков и Виктор Кресс. Оба позиционируются как хорошие хозяйственники, умеющие дружить и с Москвой, и с местными элитами.

Интереснее обстояли дела в Санкт-Петербурге и Свердловской области.
Екатеринбург: Россель навсегда

В Свердловской области по итогам второго тура голосования губернатором избран Эдуард Россель - уже на третий срок. На самом деле он руководит регионом с 1990 года, когда был избран председателем областного Совета. В 1991#8722;м он активно поддержал, а впоследствии настырно проталкивал идею создания Уральской республики и даже провозгласил ее в 1993#8722;м. Ельцин подписал указ об отставке Росселя - и уральской инициативе был положен конец. Другие бы на месте Эдуарда Эргартовича восприняли гнев Кремля как катастрофу и поспешили бы отойти в тень. Россель, напротив, развил бурную публичную деятельность: сперва избрался членом Совета Федерации, затем - председателем областной думы и, наконец, осенью 1995 года - губернатором.

Заняв легитимную властную должность, он первым из глав российских регионов заключил с федеральным правительством договор о разграничении полномочий, выбив себе немало преференций по части распределения бюджетных доходов и отправления государственных полномочий. Администрация же президента извлекла из всей этой истории вывод - с Росселем отношения лучше не обострять.

В новую полосу конфликтов с Кремлем свердловский голова вступил после смены президента. Россель раскритиковал межбюджетный передел, изгнание глав регионов из Совета Федерации, партийную реформу, из-за которой детище Эдуарда Эргартовича - региональное общественно-политическое движение "Преображение Урала" - потеряло возможность участвовать в каких бы то ни было выборах. Больше всего от Росселя досталось президентскому полпреду на Урале Петру Латышеву - из-за противодействия губернатора тому на первых порах даже негде было разместить свой офис в Екатеринбурге.

Директора крупнейшего в области Нижнетагильского металлургического комбината (НТМК) Сергея Носова, возглавившего региональное отделение "Единой России", Россель запальчиво назвал "предателем интересов Свердловской области". А чтобы компенсировать выпадающие из бюджета доходы, он придумал так называемый нравственный налог: компании должны добровольно жертвовать часть своей прибыли на жилищное строительство. Ослушавшимся губернатор обещал "дискомфортную моральную атмосферу".

В ответ центр попытался против Росселя консолидировать действующие в области крупные финансово-промышленные группы. Предполагалось, что основными соперниками свердловскому главе выступят или Сергей Носов, или заместитель полпреда президента Виктор Басаргин. Однако ни тот, ни другой в поединок с Росселем не вступили. Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) решила было раскручивать экс-предпринимателя из Екатеринбурга, сенатора от Курганской области, вице-спикера Совета Федерации Андрея Вихарева. Но как только стало понятно, что он готовится в фавориты предвыборной кампании, Вихарев лишился своего высокого поста и превратился в рядового члена Совфеда. Руководитель УГМК Андрей Козицын, равно как и Сергей Носов, предпочел выступить доверенным лицом кандидата Росселя, который вновь нашел нужные подходы к промышленникам и убедил их отказаться от конфронтации.

Прошлой осенью в Екатеринбург на переговоры с Эдуардом Росселем прилетела многочисленная и представительная делегация "Единой России" во главе с Владимиром Пехтиным. Тогда все и было решено. Партия обещала не мешать Росселю в губернаторской кампании, а тот в обмен предложил "Единой России" свой административный ресурс на выборах в Госдуму. Наконец, в начале нынешнего года, во время совещания с губернаторами Уральского федерального округа в Тюмени, Владимир Путин на глазах у своего полпреда Латышева дал всем понять, что у Росселя "не будет проблем на выборах".

Таким образом, один на один с действующим губернатором на выборах остался 37#8722;летний Антон Баков, известный на Среднем Урале политик и бизнесмен, бывший сподвижник Эдуарда Росселя, а ныне убежденный его противник.

Антон Баков утверждает, что отважился на активное противостояние Росселю только потому, что увидел, что "больше это сделать некому". На заре губернаторства Эдуарда Росселя Баков был его близким соратником, одним из идейных вдохновителей Уральской республики, этаким Бухариным, любимчиком "Преображения Урала", он даже возглавил в первой росселевской облдуме важнейший законодательный комитет. Однако уже ко второму губернаторскому сроку пути Росселя и Бакова разошлись: первый утверждает, что из-за "безобразий", которые якобы творил Антон Алексеевич на посту генерального директора Серовского металлургического завода (СМЗ), второй указывает на невыносимый авторитаризм Эдуарда Эргартовича.

"Баковский" период в истории Серовского метзавода в Свердловской области оценивают по-разному. Одни видят в Бакове талантливого антикризисного управляющего, спасшего от разорения градообразующее предприятие четвертого по численности города Среднего Урала. Другие усматривают в баковской антикризисной программе элементы передела собственности и увода прибыли. (Стоит отметить, что голоса серовских избирателей нынче практически поровну поделились между Баковым и Росселем.) Так или иначе, организаторский опыт и средства, накопленные Антоном Алексеевичем на СМЗ, в 1999 году, на вторых губернаторских выборах, обеспечили мощнейшую пропагандистскую кампанию общественно-политическому движению формально левого толка "Май". Формально - потому что движение возглавил бывший начальник областного управления госкомимущества, личный друг Бакова Александр Бурков. Стянув на себя протестный электорат, Бурков неожиданно для всех обошел наиболее раскрученного противника Росселя - главу Екатеринбурга Аркадия Чернецкого - и вышел во второй тур.

Антон Баков построил свою нынешнюю кампанию на рассказах о связи губернатора с легендарными уралмашевскими "братками" и на лозунге "Победим Росселя - победим мафию". Правда, коспонсором кампании самого Бакова выступил авторитетный бизнесмен Павел Федулев - ветеран боев за передел таких кусков собственности, как гидролизные заводы, Качканарский ГОК, екатеринбургский "Химмаш", что обернулось для него, в частности, двумя продолжительными отсидками в СИЗО.

В конце концов победу одержал Эдуард Россель, набравший более 55% голосов, за Антона Бакова проголосовало 30%. Сенсации прошедшей кампании: "против всех" проголосовало целых 13%, да и явка избирателей была низкой - всего 32%. Особенно отличился столичный Екатеринбург: явка - меньше 24%, "против всех" - почти 16%. Наблюдатели сходятся во мнении, что таким образом проявил себя укрепляющийся средний класс, который не пожелал выбирать между двумя персонажами ушедшего в историю ельцинизма, но и не обнаружил достойной замены.

Заслуги Эдуарда Эргартовича перед областными ФПГ действительно трудно переоценить. Во-первых, он активно способствовал СУАЛу (вплоть до выделения бюджетных средств) в расширении сырьевой базы в Республике Коми и модернизации производства, а сейчас настойчиво пробивает для УГМК Удоканское медное месторождение в Читинской области, лоббирует строительство стана-5000 на НТМК, способствует обеспечению областных предприятий ОПК гособоронзаказом (с этой целью организована выставка вооружений в Нижнем Тагиле), строительству энергоблока БН-800 на Белоярской атомной станции, привлекает в промышленность Свердловской области таких важных инвесторов, как "Газпром", "ЛУКойл", "Сибнефть", ТНК и др.

Во-вторых, Россель обещает "разобраться с неэффективными собственниками". Правая рука губернатора председатель областного правительства Алексей Воробьев приводит в пример Петра Первого, который "у нерадивых собственников забирал заводы в казну, а затем передавал их в надежные руки". Понятно, что собственники крупных компаний типа СУАЛа и УГМК не только не пострадают, а скорее выиграют. Так, аккурат накануне выборов по инициативе областного правительства УГМК "зашла" на Левихинский рудник, до этого принадлежавший пермскому ОАО "Камкабель", а Евразхолдинг (собственник НТМК) овладел Салдинским заводом рельсовых скреплений, до этого его контролировал "Уралмаш".

В-третьих, Россель изо всех сил демонстрирует лояльность федеральному центру. "Только заботясь о человеке, мы выполним наказы президента РФ В. В. Путина" - говорилось в "агитках" кандидата Росселя. Еще год назад объезжавший коллег на предмет создания "партии сильных губернаторов", сегодня Россель готов положить всю Свердловскую область к стопам "Единой России". Такой губернатор не опасен. В общем, торг состоялся к удовольствию всех участников.
Санкт-Петербург: гендерный фактор

Если на выборах губернатора Петербурга, состоявшихся 21 сентября, и была какая-то интрига, то сводилась она лишь к одному: победит Валентина Матвиенко в первом туре или придется проводить второй. Уже за несколько месяцев до выборов лидерство Матвиенко никто не ставил под сомнение. По данным предвыборных социологических опросов, которые проводили как службы, близкие к штабу Матвиенко, так и дистанцировавшиеся от него, полпред президента безоговорочно занимала первое место, с большим отрывом опережая ближайших преследователей. "Нужна победа в первом туре" - призывали горожан рекламные ролики "кандидата номер один" (такой эвфемизм петербургские журналисты избрали для обозначения лидера предвыборной кампании).

Штаб Матвиенко приложил все усилия, чтобы не доводить до второго тура. Масштабная пропагандистская кампания началась в конце мая - с празднования 300#8722;летнего юбилея Петербурга, где полпред Матвиенко выступила в роли радушной хозяйки. Летом полпредство провело чистку на петербургском телевидении, и с него были изгнаны как те журналисты, кто откровенно поддерживал бывшего градоначальника (а ныне вице-премьера российского правительства) Владимира Яковлева, так и те, кто способен выражать критическое мнение. С этого момента Матвиенко в один голос славили и местное отделение РТР, и городской телеканал "Петербург". Несмотря на норму закона, запрещающую чиновникам класса "А" предвыборную агитацию, в сентябре в поддержку Матвиенко в эфире федеральных телеканалов высказался Владимир Путин. Билборды с изображением прогуливающихся рядом Путина и Матвиенко были развешаны по всему Петербургу.

Учитывая масштабы предвыборных инвестиций в Матвиенко, результат, который она показала на выборах, можно назвать более чем скромным. За нее проголосовало 48,7% избирателей, пришедших на участки для голосования. Да и явка была всего 29% - самый низкий показатель в истории губернаторских выборов в России. В абсолютных цифрах Матвиенко поддержали около 524 тыс. человек из 3,7 млн петербургских избирателей, то есть примерно 14,2%.

Второй стала Анна Маркова, за которую проголосовало около 16% избирателей. Маркова возглавляла административный комитет в правительстве Яковлева и, по мнению некоторых наблюдателей, представляет интересы "городской Семьи" - части петербургской элиты, занимавшей при Яковлеве привилегированное положение. На третьем месте - экс-председатель Госкомимущества и бывший генеральный директор компании "Шереметьево" Сергей Беляев (8%), на четвертом - кандидат "Яблока" Михаил Амосов (7%). Против всех кандидатов было подано 11% голосов.

И все же петербургские выборы преподнесли несколько сюрпризов. Вечером в день выборов Агентство социальной информации, проводившее соцопросы на выходе с избирательных участков, огласило свои результаты: за Матвиенко проголосовало около 50,5% избирателей. Признаться, тогда трудно было поверить, что этот показатель снизится после подсчета голосов и что будет назначен второй тур. В России кандидаты, выступающие от партии власти, чаще набирают чуть больше 50%, чем чуть меньше. "Если бы мы использовали административный ресурс, то добрали бы эти 1,3 процента, но мы не ставили такой задачи", - несколько двусмысленно заметила Матвиенко после выборов. Впрочем, дело тут, скорее всего, не столько в отсутствии желания использовать "административный ресурс", сколько в наличии наблюдателей на большинстве избирательных участках и в контроле за подсчетом голосов.

Впервые в российской истории во второй тур выборов губернатора вышли две женщины. Гендерный фактор вовсю использовался в ходе избирательной кампании. Так, у занявшего третье место Сергея Беляева основной лозунг был "Губернатор - мужская работа". Вероятно, именно это помогло Беляеву получить в военно-морском Кронштадте около 19% голосов, а вот у Марковой там результат был почти в два раза меньше, чем в среднем по городу. По наблюдениям социологов, в электорате как Матвиенко, так и Марковой преобладают женщины, а среди сторонников менее успешных кандидатов - мужчины.

И все-таки самая большая неожиданность для наблюдателей -беспрецедентно низкая явка избирателей. И в 1996 году, когда на выборах губернатора соперничали Анатолий Собчак и Владимир Яковлев, и в 2000 году, когда Яковлев был практически безальтернативным кандидатом, явка приближалась к 50%. На этих выборах она оказалась ниже более чем в полтора раза. На двух участках для голосования, где корреспондент "Эксперта" побывал 21 сентября, члены избирательных комиссий с явным облегчением констатировали - 20#8722;процентный барьер преодолен, значит, выборы могут быть признаны состоявшимися.

Почему у избирателей столь низкий интерес к выборам? Несомненно, что в последние несколько лет на региональных выборах явка неуклонно снижается, а количество проголосовавших против всех растет. Можно, конечно, в очередной раз сослаться на хорошую погоду, в день голосования увлекшую избирателей на дачи, или на то, что избирательные участки закрылись в восемь, а не десять часов вечера. Все это сыграло свою роль, однако основные причины низкой явки, по всей видимости, лежат в другой сфере. Действия Кремля, сначала чуть ли не силой выпихнувшего из Смольного Владимира Яковлева, а затем с не меньшей энергией проталкивающего в него Матвиенко, мало у кого в Петербурге вызвали горячее одобрение. У части избирателей возникла реакция активного отторжения, чем и воспользовались конкуренты полпреда: в ходе кампании они противопоставляли Петербург (в лице Марковой) и Москву (в лице Матвиенко), играя на известных комплексах петербуржцев. Другая часть горожан смирилась, послушно проголосовав за предложенного кандидата. Третья - самая большая - просто не явилась на выборы.

Расклад перед вторым туром, который состоится 5 октября, вполне очевиден. Разрыв между Матвиенко и Марковой слишком велик, чтобы его можно было преодолеть за две недели. Часть голосов избирателей, поддержавших не вышедших во второй тур кандидатов, несомненно, отойдет лидеру. Препятствием для выборов могла бы стать низкая явка (во втором туре на выборы обычно приходит меньше избирателей, чем в первом). Однако по закону во втором туре выборов порога явки не существует. Трудно также представить, что кандидат "против всех" сможет занять первое место. Так что имя будущего губернатора Петербурга уже сейчас можно назвать, не рискуя сильно ошибиться.

Проблема, однако, в том, что Матвиенко 5 октября нужна не просто победа, а убедительная победа. Если на выборы придет еще меньше избирателей, чем в первом туре, то политическая легитимность избранного губернатора может быть поставлена под сомнение. При случае оппоненты Матвиенко не преминут напомнить ей, что на самом деле она была избрана далеко не большинством горожан. Если разрыв между Матвиенко и Марковой будет меньше, чем сейчас, это тоже может быть расценено как поражение полпреда.

Чтобы добиться убедительной победы, Матвиенко между двумя турами недостаточно продолжать кампанию в том же духе, в каком она проходила в последние месяцы. Ей нужно искать новые решения. Возможно, она заключит союз с кем-либо из проигравших кандидатов (например, Сергеем Беляевым, Михаилом Амосовым или занявшим пятое место Константином Сухенко), а значит, возьмет на себя дополнительные обязательства перед частью городских элит. Другим и, пожалуй, более эффективным ходом было бы обращение не к элитам, а непосредственно к избирателям, к той их части, которая в большинстве своем осталась в стороне от выборов и которую с некоторой долей условности можно назвать петербургским средним классом.

Матвиенко сделала ставку в основном на бывший электорат Яковлева и, соответственно, использовала скорее популистскую риторику. Она провела кампанию в бюрократическом стиле, как чиновник, которому поручили победить на выборах. Однако роли публичного политика и чиновника кардинально различаются. Для успеха на выборах недостаточно финансовых и административных ресурсов, нужно уметь увлекать и убеждать. Если в ближайшее время Матвиенко сумеет ясно и аргументированно изложить свою программу реформы городского хозяйства, то она сможет приобрести голоса активной части населения города, проигнорировавшей первый тур.

Пока же вопрос о том, какую политику будет проводить Матвиенко, если станет губернатором, сможет ли она (и захочет ли) изменить специфический стиль управления городом, сформировавшийся при Яковлеве, остается за скобками. Ее предвыборная программа представляет собой скорее перечень благих пожеланий, часть из них на фоне предвыборной кампании звучит едва ли не издевательски ("Я буду внимательно следить за тем, чтобы свобода слова в нашем городе никем и никогда не ущемлялась", - декларирует, в частности, Матвиенко). Единственный несомненный актив Матвиенко - налаженные связи с федеральным центром. Одного предвыборного поручения Путина министру финансов Алексею Кудрину найти для Петербурга дополнительные средства явно недостаточно, чтобы построить эффективную систему управления городом.




Алексей Бессуднов,
Александр Задорожный
"Эксперт" No36
29.09.2003
http://www.expert.ru/printissues/expert/2003/36/36ex-elect/

Док. 504494
Перв. публик.: 29.09.03
Последн. ред.: 12.10.08
Число обращений: 223

  • Баков Антон Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``