В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Бабаев превратил умирающий завод `Черкизовский` в мясную империю Назад
Игорь Бабаев превратил умирающий завод `Черкизовский` в мясную империю
"Главное в процессе подъема - это люди, команда, и вера команды в лидера. Но важнее всего, чтобы предприятие имело хозяина. Настоящего и единственного хозяина". Игорь Бабаев знает что говорит - именно такой подход в итоге привел его на 58#8722;е место в золотой сотне Forbes. Он родился в 1949 году, окончил Краснодарский политехнический институт по специальности "инженер-технолог" и очную аспирантуру Московского технологического института мясной и молочной промышленности. Работал старшим инженером-технологом на консервном заводе в Ессентуках, возглавлял сначала Анапский мясокомбинат, затем Армавирский консервный завод. На Черкизовский мясоперерабатывающий комбинат пришел в 1988 году главным инженером. Тогда завод был худшим из шести московских предприятий отрасли, а, по оценке нового главного инженера, - "просто загибался". В 1989 году Бабаева избрали директором Черкизовского мясоперерабатывающего завода, он принял участие в приватизации предприятия.

Сейчас Игорь Бабаев - председатель совета директоров Группы "Черкизово" (создана в 2005 году, объединяет АПК "Черкизовский" и АПК "Михайловский"). Его детище - один из крупнейших российских и европейских агропромышленных холдингов. Общая выручка холдинга в прошлом году составила 630 млн долларов, что означает 16#8722;процентный рост по сравнению с 2005 годом. 27,8% акций группы размещено на биржах, 72,2% принадлежат Бабаеву и членам его семьи. В состав вертикально интегрированной компании входят восемь мясоперерабатывающих предприятий, два птицеводческих комплекса и четыре свинокомплекса, птицеперерабатывающий завод, завод по производству комбикормов и два торговых дома. Группа владеет брендами "Черкизовский", "Петелинка", "Империя вкуса" и несколькими мелкими марками. Сбытовая сеть охватывает всю европейскую часть территории РФ. Цель - быть лидером мясной отрасли России. Группа "Черкизово" уже стала крупнейшим производителем мяса птицы в России (13,3%), купив в августе этого года компанию "Куриное царство", и занимает первое место по мясопереработке, где ей принадлежит доля в 5,2%. По свинине группа пока девятая, зато свинокомплексы строит быстрее всех.

Все, кто знает Игоря Бабаева, характеризуют его как харизматическую личность, обладающую даром предпринимателя-провидца и навыками эффективного жесткого менеджера. С одной стороны, по рассказам, он вполне может швырнуть в гневе мороженую курицу, с другой - знает поименно чуть ли не всех работников компании (в холдинге трудится более 7 тыс. человек). "Меня действительно боялись. Боялись, но уважали. Я думаю, что отношусь к категории объективных и жестких руководителей", - говорил он сам. Стиль Бабаева, судя по отзывам его сотрудников, можно назвать не просто жестким, а крайне авторитарным. Но и цели всегда были предельно амбициозными, а результаты - впечатляющими.

Сейчас, в 2007#8722;м, действия Бабаева кажутся простыми и логичными - но одновременно абсолютно новаторскими для своего времени. С самого начала его стратегией были снижение издержек, инновации и экспансия. "Я решил сделать ставку на людей и правильную технологическую ориентацию", - рассказывал он "Эксперту" еще в 1997 году. На практике это означало следующее: после избрания Бабаева директором на заводе началась принципиально новая жизнь. Часть работников была сразу уволена, а остальным подняли зарплату. Глава "Черкизовского" вплотную занялся искоренением воровства, набрал в охрану бывших работников спецслужб. Если что-то было не в порядке, на глаза ему лучше было не попадаться, и все знали: если "сам" пошел по комбинату - готовь бланки приказов об увольнении, пригодятся. Менеджерская команда Бабаева сложилась, по его собственным словам, "методом последовательного исключения". Параллельно он приводил в порядок менеджмент, распределяя процессы между главными специалистами. На заводе отобрали самое лучшее оборудование и работали на нем в трехсменном режиме, позже начали реконструировать и использовать другие площади, и процесс возрождения пошел сумасшедшими темпами. Харизма Бабаева действовала и на банки - он убеждал предоставить ему кредит одного финансиста за другим: "Я не боялся брать кредиты в банках, потому что знал: я произведу продукт и кредиты верну". Потом, убедившись в результатах, банки начинали давать больше.

"Потеряешь качество - потеряешь клиента", - прозвучало из его уст в середине 90#8722;х, когда о качестве думали, мягко говоря, далеко не все. Говорят, что однажды колбаса производства Черкизовского завода показалась главе предприятия невкусной. Это навело его на мысль, что для получения качественного конечного продукта корма должны быть тоже самого высокого качества - то есть свои. Результатом неудачной дегустации стало появление АПК "Михайловский", объединяющего сельскохозяйственные активы группы. Вообще-то, диверсификацией Бабаев всерьез занялся в 1998#8722;м. До дефолта компания владела одним свинокомплексом и одной птицефабрикой, но как бизнес руководство это не рассматривало. После августовского кризиса Бабаев остался с долгом в 200 млн долларов. На оборотные ресурсы надежды не было - компания их не замораживала. Даже банк-андеррайтер (Бабаев тогда готовился к размещению акций) рекомендовал только одно: банкротиться побыстрее. Бабаев отказался наотрез: "Я знал, что если сейчас обанкрочу компанию, то потеряю свое имя и восстановить его будет физически невозможно". Он чувствовал ответственность не только за свою компанию - несколько предприятий-кредиторов, с которыми работал Бабаев, неизбежно обанкротились бы вслед за ним. Опять пришлось убеждать, и в результате долгой работы с банками ему удалось реструктурировать долг, и предприятие продолжило работу. Кризис вынудил Бабаева сделать шаг к сырьевой базе - импортное мясо стало недоступным для российского производителя. "Черкизовский" приобрел пять мясокомбинатов и провел их реконструкцию. Квотирование мясной отрасли тогда оказалось существенным подспорьем. Но, как рассказывал Бабаев, "даже с этими мясокомбинатами мы все время чувствовали, что сырьевая зона нищает". И постепенно его идефикс стало восстановление села: "Когда мы влезли в эту сферу, появился азарт - поднять", вытягивая цепочку звено за звеном. Поэтому сначала Бабаев взялся за перспективную птицеводческую отрасль ("на рынке по птице сегодня просторы просто сумасшедшие"), а потом и за свиноводство, которое считает золотой жилой. "Мы шли как бы параллельно, понимая, что надо восстанавливать птицеводство и свиноводство и закреплять сырьевую зону", - пояснял он. Сейчас производство птицы опережает переработку мяса - в 2006#8722;м объем производства Группы "Черкизово" в сегменте птицеводства вырос на 36%, а в мясе упал на 4%. В будущем в лидеры обещает вырваться свинина, пока что выросшая на 7%. "Россия - уникальная страна, самая богатая по земельным ресурсам, одна из богатейших по энергоносителям. Мы вполне можем производить качественную свинину, которую будут покупать развитые страны", - считает глава холдинга, называя в качестве потенциальных покупателей, в частности, Японию.

Бабаев - ярый поборник инноваций. Катастрофа на приобретенном некогда Кузнецовском свинокомплексе (из-за системных сбоев пришлось забить все поголовье племенных свиней) укрепила в нем решимость категорически отказаться от реконструкции старых свинокомплексов и ориентироваться на штучных специалистов, знающих лучшие в отрасли технологии. Он выписал мастеров по воспроизводству из-за границы - голландцы специализировались на птице, датчане рулили свиноводством. Племенных животных также закупают за границей, ставя цель заняться еще и селекцией, восстановить генофонд. За последние три года группа вложила около 120 млн долларов в оснащение своего производства современным европейским оборудованием. Газпромбанк в конце января 2006 года предоставил холдингу долгосрочный кредит на запуск крупнейшего в России свинокомплекса в Липецкой области. Себестоимость липецкой свиньи ожидается на 20% ниже, чем на остальных предприятиях холдинга.

Сейчас глава холдинга сосредоточился на стратегических вопросах, передав оперативное управление в руки подросшего поколения. Старший сын Бабаева, Сергей Михайлов, выпускник Джорджтаунского университета, в 2003 году возглавил АПК "Черкизовский". Младший, Евгений Михайлов, окончивший университет в Калифорнии, сейчас является председателем совета директоров АПК "Михайловский", а племянница Людмила, чьей альма-матер была Финансовая академия при президенте РФ, получила степень МВА в канадском университете Йорка и стала финансовым директором холдинга. Молодая команда в мае 2006 года очень успешно, по оценкам экспертов, вывела компанию на Лондонскую фондовую биржу - объем IPO составил 251,3 млн долларов, рыночная капитализация - 904,1 млн долларов. Собственно, на IPO визионер Бабаев собирался выходить еще в 1995#8722;м, когда мало кто из российских бизнесменов до конца понимал, что это такое. Тогда помешал дефолт. Сейчас Бабаев, по слухам, выбирает, чем в первую очередь заняться дальше, индейкой или зерном, и при этом держит в поле зрения молочную отрасль.





Дарья Денисова
"Эксперт" No36
01.10.2007
http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/36/samoderzhavniy_patriot/

Док. 504492
Перв. публик.: 01.10.07
Последн. ред.: 12.10.08
Число обращений: 109

  • Бабаев Игорь Эрзолович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``