В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Время собирать камни Назад
Время собирать камни

ОАО `Стройтрансгаз` — ведущий российский подрядчик на международном рынке нефтегазового строительства. За 12 лет своей деятельности компания проложила более 7,7 тыс. км трубопроводов диаметром от 42” до 56” и построила, реконструировала и модернизировала 50 линейных и дожимных компрессорных станций общей мощностью 2 863 МВт. Предприятия, представительства и филиалы ОАО `Стройтрансгаз` работают в 21 регионе России и 14 странах мира.

Однако президент компании Виктор ЛОРЕНЦ убежден, что для настоящего успеха отечественных нефтегазостроительных технологий на международном рынке необходимо консолидация всех подрядчиков и совершенствование законодательной базы для развития отрасли.

— Виктор Яковлевич, какие перспективы открываются перед Вашей компанией в связи с членством в IPLOCA , Международной ассоциации подрядчиков по строительству объектов трубопроводного транспорта на суше и на шельфе?

— `Стройтрансгаз` является постоянным членом IPLOCA с 1996 года и на протяжении всех этих лет вовлечен в активную работу Ассоциации. Недавно представитель нашей компании Александр Кудрявцев избран президентом этой престижной международной организации. Означает ли это, что `Стройтрансгаз` получил доступ во все страны мира как генеральный подрядчик? Конечно, нет. IPLOCA — это не лоббирование интересов отдельно взятой компании, — это, прежде всего, своеобразный закрытый клуб первоклассных профессионалов, в котором анализируются тенденции, состояние и перспективы мирового нефтегазового строительства. Быть принятым в такое сообщество означает быть признанным на международном уровне в своей отрасли. Нам эта Ассоциация дает реальную возможность позиционировать российские технологии нефтегазового строительства на мировом рынке.

— А с какой целью `Стройтрансгаз` взял на себя инициативу по созданию национального отраслевого объединения — Российского Союза Нефтегазостроителей (РОССНГС)?

— С развалом СССР, как известно, канули в Лету и многие структуры, которые координировали развитие той или иной отрасли в государстве. В тот момент, когда стал оживляться нефтегазовый рынок и в нашей стране, и в целом на территории СНГ, выяснилось, что действительных претендентов на восстановление его инфраструктуры не так и много. С одной стороны, на базе бывших предприятий Миннефтегазстроя в России появилось множество небольших самостоятельных компаний, которые нашли свою нишу и предлагают определенные услуги. С другой стороны, им очень сложно, практически невозможно, в одиночку получить интересный крупный проект — слишком жесткая конкуренция, к подрядчикам предъявляются очень высокие требования, а у наших отечественных компаний минимум финансовых и организационных возможностей и, кроме того, они полностью игнорируются иностранными инвесторами. `Стройтрансгаз`, `Роснефтегазстрой`, `Лукойл–Нефтегазстрой` быть может, раньше других осознали необходимость консолидации для решения общих проблем отрасли, так как будучи членами IPLOCA мог наблюдать, какие силы действуют по продвижению интересов национальных подрядчиков в каждой стране. Мы поняли, что пришло время собирать камни и в России, — в противном случае страна просто потеряет свою школу нефтегазового строительства.

— А конкуренция? Не боитесь потерять свою лидирующую позицию на внутреннем рынке, когда общие проблемы отрасли будут решены?

— Здоровая, сильная конкуренция только активизирует и оптимизирует собственную деятельность. Мы готовы отстаивать свою позицию на рынке качеством наших услуг. А главная цель создания РОССНГС — единение всех представителей отрасли для эффективного решения тех задач, которые позволяют российским нефтегазовым строителям достойно выглядеть на международном рынке. К сожалению, сегодня ситуация складывается таким образом, что отечественные компании оказываются в роли `пасынков` даже у себя дома, на внутреннем рынке.

— В прессе очень часто отмечается, что в настоящее время российские строительные организации, участвующие в сооружении объектов по ряду международных проектов на условиях СРП, поставлены в неравные условия западными компаниями, которые инвестируют эти проекты. Почему это происходит? Как удается преодолевать эти `условия`?

— Эти условия чаще всего непреодолимы, так как отсутствуют элементарные правила игры. Это касается любых проектов с привлечением иностранных инвестиций, а не только проектов СРП. Сегодня российские подрядчики и поставщики лишены какой–либо поддержки со стороны государства, и в итоге само государство теряет управляемость этими подобными проектами и попадает на долгие годы в зависимость от западных технологий, оборудования, материалов. По закону `О соглашениях о разделе продукции` не менее 70% оборудования, материалов и услуг инвестор обязан закупить у российских подрядчиков. Однако по отчетам правительства, поступившим в Госдуму РФ, по всем действующим СРП до сих пор эта квота не была достигнута. Все объяснения сводятся к тому, что российские компании не дают гарантий в плане исполнительской, экологической, технической безопасности, соблюдения сроков выполнения работ, технологий и других норм. Все это более чем спорно… Однако очевидно, что дальнейшее распространение такой практики противоречит интересам энергетической безопасности страны. У нас есть свой Госстандарт, свой Гостехнадзор, свои российские ведомственные нормы, правила, требования, свой язык, наконец…

— `Стройтрансгаз` имеет сертификацию TÜV с 1999 года. Что изменилось в области международных производственных контактов компании после разработки и применения системы качества?

— Во–первых, заметно расширилась география деятельности компании. Во–вторых, несколько упростилась процедура предквалификации в международных проектах. Сегодня каждый заказчик требует у потенциального подрядчика доказательств того, что качество его услуг на высоте: и не по каким–то субъективным представлениям, а по общепринятым мировым стандартам. Эти стандарты охватывают буквально все вопросы — от правил составления контракта до процесса испытаний объекта перед его эксплуатацией. Сертификация ISO является самым убедительным доказательством того, что в компании внедрена и действует эффективная система управления качеством.

Стройтрансгаз имеет сертификат TÜV SERT с 1999 года по системе ISO 9001. В прошлом году мы ресертифицировались в соответствии с новой версией Международного института стандартов, и у нас уже действует сертификат ISO 2000. Сейчас мы разрабатываем менеджмент защиты окружающий среды по стандартам ISO 14 000, а в дальнейшем хотели бы применять интегрированную систему по качеству и экологии.

— Основное направление деятельности Вашей компании — реализация проектов `под ключ` в области газовой и нефтяной индустрии. Какие факторы, на Ваш взгляд, влияют на развитие компании на рынке?

— Мы работаем на том сегменте рынка, состояние которого во многом определяется объемом заказов со стороны нефтяников и газовиков. Спрос на услуги предприятий нашей отрасли никогда не отличался стабильностью. На него всегда влияют динамика развития отраслей топливно–энергетического комплекса, различные общественно-политические и экономические факторы внутри страны и за рубежом.

— `Стройтрансгаз` является генеральным подрядчиком таких крупномасштабных проектов, как трансчерноморская магистраль `Голубой поток`, российско–белорусская часть трубопровода Ямал—Европа, обустройство за Полярным кругом газоконденсатного месторождения–гиганта Заполярное. Какие аналогичные проекты в ближайшее время предвидятся в России?

— Последние два года нашим предприятиям приходилось работать с предельной нагрузкой, но, в конечном счете, компании удалось обеспечить выполнение масштабной пусковой программы. Для нашего главного заказчика, ОАО `Газпром`, в 2002 году было введено в действие более 1000 км магистральных газопроводов, вторая установка комплексной подготовки газа на ГНКМ Заполярное проектной мощностью 35 млрд. м3 газа в год, сооружены пять компрессорных станций суммарной мощностью 192 МВт и три дожимных КС на 288 МВт. В этом году почти все наши крупные проекты заканчиваются, и в ближайшие год–два ни газовики, ни нефтяники ничего амбициозного не планируют.

Однако необходимый рост добычи газа неизбежно потребует серьезных инвестиционных программ. Ввод на проектную мощность ГНКМ `Заполярное`, а это — 100 млрд. м3 `голубого топлива` в год, конечно, позволит на какое–то время стабилизировать добычу сырья, но не решит всех целей, поставленных в Энергетической стратегии страны.

В нефтяной сфере тоже есть конкретные задачи: остро стоит вопрос о развитии транспортной инфраструктуры для выхода на новые рынки потребления.

— Вы готовы сотрудничать с нефтяниками?

— Мы уже сотрудничаем с ними и в России, и за рубежом. По заказу нефтяных компаний строим объекты на Чукотке и в Ханты–Мансийском округе. В этом году сдали в эксплуатацию нефтепровод Кенкияк—Атырау протяженностью 450 км в Казахстане и участок нефтепровода OZ–2 протяженностью 403 км в Алжире. Мы хотели бы, чтобы в нашем портфеле заказов было больше проектов на условиях EPC , проектирование–поставки–строительство, и стремимся, чтобы наши предложения выгодно отличались инвестиционными и строительно–монтажными циклами.

— За счет чего удается сократить эти циклы?

— За счет трех принципов: совершенствование системы управления и организации строительства, использование современных технологий, жесткий контроль затрат.

— Какие технологические новшества используются при осуществлении современных проектов, связанных со строительством нефте– и газопроводов?

— В прошлом году инвестиции ОАО `Стройтрансгаз` в научно–технический комплекс и техническое перевооружение предприятий составили около 1,3 млрд. руб. Мы не можем претендовать на лидирующее положение на рынке, если не будем применять самые современные технологии строительства.

В области линейного строительства компания широко применяет автоматизированные и механизированные методы сварки. Для изоляции трубопроводов используем новые композиционные материалы, в том числе термоусаживающие манжеты, полиуретановые и эпоксидные мастики. Сооружение переходов через реки осуществляется методом наклонно–направленного бурения. На строительстве газопровода `Россия—Турция` через горные хребты Большого Кавказа впервые в нашей стране использовали метод тоннельной прокладки, а на строительстве трубопровода `Заполярное—Уренгой` — бустерные установки для испытания трассы в зимний период с применением газа.

При испытаниях и эксплуатации более 3 тыс. км магистральных газопроводов, построенных нами в 2000—2002 гг. не было зафиксировано ни одного отказа.

— Вы отметили зависимость стабильного положения компании на рынке от планов заказчиков. Что будете делать, если газовики и нефтяники так и не решатся на грандиозные проекты?

— От газовиков и нефтяников зависит наша профильная деятельность, при этом стабильность и развитие компании, скорее всего, определяются способностью и умением компании работать в условиях постоянных перемен, которые диктует сама жизнь. По моему глубокому убеждению, современная подрядная компания должна быть гибкой в своих возможностях и легко переключаться с объектов нефтегазового комплекса на объекты электроэнергетики, металлургии, промышленного и гражданского строительства. Любую образовавшуюся `пустоту` можно заместить, — будем искать свое место на новых для нас участках рынка, и всегда помнить, что главная стратегическая цель `Стройтрансгаза` — сохранение лидирующего положения в сфере нефтегазового строительства в России и укрепление своих позиций за рубежом.

— Какие, на Ваш взгляд, имеются плюсы и минусы в существующей системе налогообложения? Имеются ли пути ее совершенствования?

— В нашем налогообложении четко прослеживается тенденция к снижению налогового бремени как для юридических, так и физических лиц. Это, пожалуй, основной плюс. Налог с предприятий на прибыль снизился с 43% — в 2000 г. до 24%. В будущем году снизится на 2% налог на добавленную стоимость. Кроме того, постепенно уменьшается само количество налогов как региональных, так и федерального уровня.

А главный недостаток нашей налоговой системы — это частая смена законодательства и сложная отчетность, которая в какой–то степени обусловлена недоговоренностью двух наших ведомств — Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам. Их взаимные неувязки — головная боль для бухгалтеров и налоговиков предприятий. Поэтому для совершенствования налоговой системы необходимо, прежде всего, урегулировать все спорные моменты между лицами, принимающими решения по этому вопросу.

— Членство в РСПП — профессиональная и политическая необходимость? Может ли общественная организация, объединяющая крупнейших промышленников страны, быть катализатором решения насущных государственных, экономических и общественных проблем?

— Для нашей компании членство в Российском Союзе Промышленников и Предпринимателей продиктовано нашими профессиональными приоритетами. `Стройтрансгаз` как производитель определенных услуг заинтересован в их продвижении на рынке, а для этого, как минимум ,необходимо совершенствование законов, определяющих экономический и инвестиционный климат в России. При этом как руководитель этой крупной компании, прекрасно понимаю, что один — в поле не воин: только общими усилиями можно создать фундамент для цивилизованных рыночных отношений. РСПП может и должно играть ведущую роль в решении проблем российского бизнеса. На сегодня в этой организации представлены десятки тысяч членов, а поскольку представляемые ими фирмы и предприятия создают более 80% ВВП страны, то их общее мнение, безусловно, очень значимо при вхождении России в мировое экономическое пространство.

— Спасибо, уважаемый Виктор Яковлевич, за интервью и новых достижений на рынке нефтегазового строительства.

 

Беседу вел Сергей БУРЛАЧЕНКО

http://www.stroytransgaz.ru/press-center/first/2003-lorenc



Док. 504475
Перв. публик.: 23.06.08
Последн. ред.: 12.10.08
Число обращений: 67

  • Лоренц Виктор Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``