В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Успех России - в консолидации ТЭК` Назад
`Успех России - в консолидации ТЭК`

В наследство от плановой советской экономики Россия получила мощную энергетическую систему, на основе которой в стране выросли могущественные корпорации в нефтяном, газовом и металлургическом бизнесе. Сегодня страна производит 415 млн т нефти, 607 млрд м3 газа, 915 млрд кВт/ч электроэнергии. Россия занимает первое место в мире по добыче газа и второе — по добыче нефти. Удержание этих позиций требует определенных усилий в настоящем. По мнению Виктора Лоренца, президента ОАО `Стройтрансгаз`, ведущего подрядчика на российском нефтегазовом рынке, сегодня очень важно консолидировать потенциал всех отраслей, составляющих основу российского ТЭК, чтобы действительно реализовать те планы, которые намечены в энергетической стратегии России. `В одиночку ни одна компания не сможет повторить опыт освоения Западной Сибири`, — сказал он в интервью НГЕ.

`Нефть и Газ Евразия`: Виктор Яковлевич, сначала традиционные вопросы по окончании года. Удачным ли был для `Стройтрансгаза` 2003 год? Намеченные планы реализованы?

Виктор Лоренц: Если совсем коротко, то могу с полным удовлетворением констатировать, что 2003 год был для нашей компании достаточно успешным и во многом удачным. Плановые показатели достигнуты. Компания обеспечила ввод всех объектов, которые были предусмотрены контрактными обязательствами, и сохранила свою финансово-экономическую устойчивость.

НГЕ: `Стройтрансгаз` имеет репутацию генерального подрядчика, который каждый год сдает что-то крупномасштабное. В прошлом году это был `Голубой поток` — сухопутная часть трансчерноморской магистрали. Что характерно для производственных итогов этого года?

Лоренц: Мы выполнили целый ряд проектов в России и за рубежом, значимых как для наших заказчиков, так и для развития топливно-энергетического комплекса в целом.

Этот год для компании примечателен тем, что фактически мы завершаем работы сразу по двум очень крупным проектам, которые отличаются и масштабностью капиталовложений, и технологической сложностью, и стратегической важностью.

Первый проект — ГНКМ `Заполярное`. Как вы знаете, `Стройтрансгаз` является генеральным подрядчиком по обустройству и вводу в эксплуатацию этого месторождения-гиганта, общие запасы которого оцениваются в 3,6 трлн м3 углеводородного сырья. В этом году мы построили и ввели в эксплуатацию пусковой комплекс третьей очереди этого месторождения, который позволит выйти Заполярному на проектную мощность — 100 млрд м3 газа в год. Вся территория освоения месторождения находится в зоне вечной мерзлоты, и достижение главной задачи проходило, как всегда, в неимоверно сложных условиях. Реализация проекта требовала не только уникальных интеллектуально-технических решений, но и огромной человеческой выдержки, чтобы, несмотря на суровый арктический климат и, к сожалению, уже ставшие хроническими задержки с комплектацией оборудования и материалов, ввести объект такой сложности за короткий срок. В целом, на этом месторождении `Стройтрансгаз` построил три УКПГ, 470 км трехниточного трубопровода `Заполярное—Уренгой`, КС `Пуртазовская`, мощностью 96 МВт, и всю необходимую инфраструктуру.

Другой объект, заслуживающий внимания, — российско—белорусский участок магистрального трубопровода `Ямал—Европа`. `Стройтрансгаз` получил на него генеральный подряд еще в 1996 году, но проект осуществлялся медленнее, чем предполагалось, в силу различных внешних обстоятельств.

В основном, его тормозили проблемы финансирования со стороны заказчика, у которого в эти годы была огромная пусковая программа, и приходилось, исходя из возможности, выбирать между очень важным и сверхважным. Тем не менее, свои подрядные обязательства `Стройтрансгаз` выполнял в срок. В результате, российско—белорусский участок — а это 997 км трубопровода, диаметром 1 420 мм, — выполнен на высоком технологическом уровне, в соответствии со всеми международными стандартами. Вся линейная часть испытана методом стресс-теста, в соответствии с европейскими нормативами Vd TUV Merkblatt Rohrleitungen 1060. В декабре будет сдана КС `Смоленская`, мощностью 80 МВт.

Кроме работ по этим двум проектам, `Стройтрансгаз` ведет строительство дожимных компрессорных станций на Ямбургском ГКМ. В этом году введены в эксплуатацию три ДКС, общей мощностью 288 МВт.

Плюс, в 2003 году `Стройтрансгаз` выполнил значительный объем работ по контрактам с российскими и зарубежными нефтяными компаниями.

НГЕ: Таким образом, `Стройтрансгаз` отходит от ориентированности в своей деятельности исключительно на планы `Газпрома`?

Лоренц: `Газпром` был, есть и, надеюсь, останется нашим приоритетным заказчиком. Однако мы никогда не ставили перед собой цель иметь подряды только в газовом секторе.

Напротив, `Стройтрансгаз` изначально позиционировался как компания, предлагающая комплекс строительных услуг газовикам и нефтяникам как в России, так и за рубежом.

НГЕ: С какими нефтяными компаниями сотрудничает `Стройтрансгаз` сейчас?

Лоренц: В России мы осуществляем проекты в Тюменской и Томской областях и совсем далеко – в Чукотском автономном округе, по контрактам с ТНК, `ЮКОСом`, `Сибнефтью`. В Казахстане построили `под ключ` нефтепровод `Кенкияк—Атырау`, протяженностью 448,8 км. Заказчиком этого проекта является китайско-казахстанская компания — ЗАО `Северо-Западная трубопроводная компания „МунайТас“`. В Алжире закончили строительство 403-километрового нефтепровода `Хауд–эль-Хамра—Арзев`, по заказу национальной государственной компании СОНАТРАК.

В настоящее время мы работаем над расширением программы для российских нефтяников, которым для развития отрасли необходимо укрепить сырьевую базу и, одновременно, создать новые транспортные маршруты для выхода на новые рынки сбыта. У нашей компании имеются все необходимые ресурсы, чтобы быть полезными в решении этих задач. В 2004 году мы планируем значительно увеличить портфель заказов в нефтяном направлении.

НГЕ: Задействовано ли в этом направлении ваше дочернее предприятие — `Стройтрансгаз-Ойл`?

Лоренц: `Стройтрансгаз-Ойл` развивается в рамках концепции и стратегии нефтегазовой деятельности головной компании и занимается, прежде всего, поиском, разведкой и разработкой месторождений. Сегодня главные проекты `Стройтрансгаз-Ойла` сосредоточены в Оренбургской и Астраханской областях. Кроме того, компания, совместно с НК `Роснефть`, ведет геологоразведочные работы на блоке `245-Юг` в Алжире.

НГЕ: Как продвигается этот проект?

Лоренц: В середине ноября было начато бурение первой разведочной скважины `Такуазет Ист-1`, в рамках проекта освоения нефтяного блока `245-Юг` на территории Алжира. Подрядчиком по бурению выступает Schlumberger. По результатам разведочного бурения будет определена коммерческая рентабельность проекта и объем извлекаемых запасов.

НГЕ: Планируете ли вы работать на Ближнем Востоке? В частности, в Иордании, где, по сообщениям СМИ, `Стройтрансгаз` был главным претендентом на строительство нефтепровода для транспортировки иракской нефти?

Лоренц: Конечно, мы заинтересованы в расширении своих возможностей за рубежом, в том числе и на Ближнем Востоке. Однако, за последний период, особенно за 2003 год, ситуация на международном рынке значительно осложнилась в связи с иракским кризисом.

Безусловно, все долговременные последствия событий этого года — как политические, так и экономические – нам еще предстоит увидеть. Однако пока Ирак является неким камнем преткновения для каких-либо серьезных действий в тех странах, которые граничат с ним. Иордания – одна из них. Мы участвовали в тендере на строительство 750-километрового нефтепровода, который должен был соединить нефтеналивной терминал Hidatha, расположенный в 260 км северо-западнее Багдада, с НПЗ в городе эз-Зарга в Иордании, и, действительно, вошли в финальный список потенциальных подрядчиков. Но, по решению правительства этой страны, на последнем этапе тендер был отменен. Теперь остается только надеяться, что, по мере урегулирования ситуации в Ираке, идея о строительстве нефтепровода вновь приобретет свою значимость, и `Стройтрансгаз` сможет вернуться на свою позицию.

НГЕ: А как вы оцениваете свои перспективы по восстановлению нефтяной отрасли в Ираке? Есть ли у российских компаний вообще возможность участвовать в этом процессе?

Лоренц: Да, мы планируем участвовать в восстановлении нефтяной отрасли Ирака, но в каких проектах — говорить еще рано. Сейчас мы находимся в стадии переговоров с действующим иракским руководством по выполнению как подписанных ранее контрактов, довоенных, так и по проектам, которые находятся в стадии формирования.

Однако сегодня обстановка в Ираке такова, что условий для реальной работы еще просто нет. В основном, по понятной причине. Какая работа, если нет гарантии безопасности? Что касается перспективы, то, безусловно, работы хватит всем, в том числе и российским компаниям, которые конкурентоспособны и при этом имеют бесценный опыт взаимодействия с местными структурами. Уверен, что как только начнется настоящая реконструкция нефтяной и газовой отрасли, знания и умения российских компаний будут востребованы в полной мере.

НГЕ: В этом году представитель `Стройтрансгаза` Александр Кудрявцев избран президентом IPLOCA — Международной ассоциации подрядчиков по строительству трубопроводного транспорта на суше и на шельфе. Какие преимущества в связи с этим имеет ваша компания?

Лоренц: Говорят, кому много дано, с того много и спросится. Для нас этот факт означает, прежде всего, высокое доверие со стороны международных коллег, но, при этом, никакого привилегированного положения на рынке он с собой не несет. Скорее, это — шанс для нашей компании выполнить достаточно сложную миссию: представить ведущим мировым подрядчикам российскую школу нефтегазового строительства, наши технологии, опыт и потенциал. Все-таки, IPLOCA — не лоббистская организация, а профессиональный союз, который занимается анализом тенденций на мировом отраслевом рынке и возможностями его цивилизованного развития.

НГЕ: Как, с Вашей точки зрения, будет развиваться нефтегазовое строительство? Что является движущей силой современных подрядчиков?

Лоренц: Будущее, безусловно, будет принадлежать тем подрядчикам, которые первыми сумеют разработать и внедрить новые экологически безопасные технологии добычи, производства, переработки и транспорта газа и нефти. Например, экосистема территорий перспективных нефтегазовых проектов на полуострове Ямал, шельфах арктических и дальневосточных морей чрезвычайна уязвима. Поэтому, прежде чем взяться за освоение этих территорий, необходимо тщательно продумать, как обеспечить защиту уникальных природных комплексов.

НГЕ: Насколько известно, `Стройтрансгаз` применяет только прогрессивные технологии при строительстве. Что еще можно сделать для сохранения окружающей среды?

Лоренц: В вопросе охраны природы нет предела совершенству. Наша цель — сделать экологически чистыми все производственные стадии. Да, мы применяем технологии, которые позволяют снизить техногенное воздействие на окружающую среду, проводим постоянный экологический мониторинг в процессе строительства на объектах, делаем рекультивацию по завершению всех работ. В компании сейчас создается система управления окружающей средой в соответствии с ISO-14001, мы вкладываем большие инвестиции в научно-технические разработки, в частности, в возможности применении космического зондирования земной поверхности, геоинформационных систем, ландшафтно-геохимических подходов при анализе риска загрязнения окружающей среды.

НГЕ: Каков Ваш прогноз для ТЭК на 2004 год?

Лоренц: Последнее десятилетии демонстрирует устойчивую тенденцию роста потребления энергоресурсов во всех регионах планеты, особенно – в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америке. Поэтому, очевидно, что и в 2004 году энергетика будет в центре международной политики, как своеобразный инструмент воздействия – либо катализатор, либо тормоз мировых экономических процессов.

Что касается России, то у нашей страны есть все возможности начать играть ведущую роль в формировании мирового уровня добычи газа и его потребления – топлива, на которое спрос пока превышает предложение. Правда, для достижения этой цели, уже в самое ближайшее время, необходимо консолидировать все отраслевые силы для освоения ресурсов на Ямале, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Все прекрасно понимают, что ТЭК — локомотив российской экономики. Важно только, чтобы этот локомотив привел, наконец, к ее структурной перестройке. При этом, сегодня главная задача – посредством достижений топливно-энергетического комплекса дать импульс научно-техническому прогрессу, развитию высоких технологий, чтобы Россия могла войти в число индустриально развитых держав.

Так что, по всем прогнозам, 2004 год обещает быть достаточно интересным.

 

 

http://www.stroytransgaz.ru/press-center/first/2004-lorenc-2



Док. 504474
Перв. публик.: 23.06.08
Последн. ред.: 12.10.08
Число обращений: 73

  • Лоренц Виктор Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``