В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Малый: О проекте Федерального закона о саморегулируемых организациях Назад
Алексей Малый: О проекте Федерального закона о саморегулируемых организациях

Начальник Управления строительной индустрии и новых технологий Минмособлстроя Алексей Малый дал следующие пояснения к Проекту Федерального Закона "О саморегулируемых организациях":
В ходе общения с депутатами Государственной Думы РФ мне стало известно, что Проект этого федерального закона разработан в русле общей концепции создания системы юридических предпосылок для снижения давления государства на предпринимательское сообщество.
В развитых западных экономиках процесс концентрации предпринимателей в некоммерческие организации с целью саморегулирования рынков и профессиональной деятельности осуществлялся естественным, эволюционным путем в течение многих десятилетий, в отсутствие специального законодательного регулирования этого процесса. В условиях современной России, наоборот, представляется исключительно важным изначально задать правовые рамки объединения предпринимателей в саморегулируемые организации с тем, чтобы обозначить четкие пределы вмешательства государства в процесс саморегулирования, не допустить присвоения себе федеральными и региональными органами государственной власти исключительного права на инициативу в создании СРО, как декорации представительства интересов бизнеса при этих органах власти.
Проект федерального закона "О саморегулируемых организациях" включает в себя общие нормы регулирования процедур создания и функционирования саморегулируемых организаций, важнейшими из которых являются нормы, определяющие содержание регулятивных полномочий СРО, пределы вмешательства государства в их деятельность. Путем последовательного создания СРО в самых различных областях предпринимательской и профессиональной активности, развития "самосознания" таких организаций государство будет вытесняться из сферы регулирования тех коммерческих отношений, присутствие в которых государственного элемента представляется излишним и неоправданным с точки зрения основных функций государственного регулирования. При этом представляется, что следующим шагом после принятия данного законопроекта и накопления, созданных в соответствии с ним СРО, первичного опыта саморегулирования, должно стать преобладающее замещение государственных регулятивных полномочий саморегулированием, за исключением регулирования вопросов, связанных с государственной безопасностью во всех ее проявлениях.
Другой важнейшей функцией СРО в законопроекте определена функция единого защитника интересов предпринимателей в их отношениях с государством. При возникновении любых конфликтов и споров между федеральным (региональным) органом исполнительной власти и участником СРО, противостоять государству от имени данного участника будет сама такая организация, что автоматически переводит весь процесс разбирательства конфликта в качественно иную плоскость. Индивидуальное противостояние предпринимателей государству заменяется коллективным противостоянием.
В случае принятия проекта федеральный закон "О саморегулируемых организациях" не станет единственным и исключительным актом, регламентирующим вопросы саморегулирова-ния в любых сферах экономики, в том числе и строительной отрасли.
Исходя из специфики различных видов коммерческой и профессиональной деятельности на финансовых и товарных рынках, в сфере услуг, иными законодательными актами могут устанавливаться особенности объединения различных групп предпринимателей в саморегули-руемые организации, в том числе особенности в части определения состава и содержания обязательных (квалифицирующих) признаков организаций для цели придания им функций, прав и полномочий СРО.
Проект федерального закона "О сам о регулируемых организациях" составлен с учетом следующих основных идей и положений, легших в основание описываемой проектом концепции саморегулирования:
1. Саморегулирование как функция, как особая сфера социальной активности в среде предпринимательских и профессиональных сообществ может осуществляться как на коллективных, так и индивидуальных началах. Однако только в случае объединения предпринимателей в специальные организации - СРО - саморегулирование становится инструментом перераспределения регулятивных и контрольных полномочий между предпринимательскими сообществами и государством.
Для цели признания организации предпринимателей саморегулируемой организацией законопроектом вводятся совершенно четкие и прозрачные признаки, наличие которых может быть подтверждено самым очевидным образом, что не позволит ни одному из государственных органов входить в рассмотрение содержательных вопросов, изучать представленные документь на предмет их содержания, структуры и состава. Таким образом законопроектом вводится подобный уведомительному порядок присвоения некоммерческим организациям предпринимателей статуса саморегулируемых организаций.
2. Саморегулируемые организации не являются особой организационно-правовой формой создания и функционирования юридических лиц. Не являются СРО также и особым видом некоммерческих организаций. Законопроектом установлено, что любая некоммерческая организация, созданная на основе членства и отвечающая определенным квалификационным признакам по ее заявлению должна быть признана саморегулирующей организацией с предоставлением ей установленных законом прав и полномочий как по отношению к своим участникам (членам), так и по отношению к органам государственной власти.
3. Особое значение имеют перечисленные в статье 4 законопроекта обязательные признаки, при наличии которых некоммерческая организация признается саморегулирующей. Данные признаки являются минимальными и необходимыми, составленными с предельной четкостью и исключающими возможность для любого из органов государственной власти по своему собственному усмотрению решать вопрос о возможности предоставления некоммерческой организации статуса СРО.
Первый признак определяет широту представительства некоммерческой организацией интересов субъектов определенного рынка (отрасли, сегмента предпринимательской или профессиональной деятельности).
Второй признак вводит обязательность наличия публично раскрытых (опубликованных) некоммерческой организацией правил предпринимательской (профессиональной) деятельности ее участников, т.е. тех правил, установление и контроль исполнения которых будут являться предметом саморегулирования участников (членов) данной СРО.
Третий признак содержит требование о формировании в структуре органов некоммерческой организации для цели признания ее СРО функционально специализированных органов по разработке правил и стандартов предпринимательской (профессиональной) деятельности, контролю их исполнения и рассмотрению вопросов, связанных с нарушением установленных правил.
Наконец, четвертый признак относится к установлению участниками некоммерческой организации для цели признания ее СРО специального механизма дополнительной ответственности за результаты своей предпринимательской (профессиональной) деятельности в форме, позволяющей осуществлять взаимный контроль участников СРО за деятельностью друг друга - страхование каждым участников СРО своей гражданско-правовой ответственности перед потребителями производимых товаров (работ, услуг) на условиях взаимного страхования.
Законопроектом предусмотрена возможность введения иными федеральными законами в отношении определенных предпринимательских сообществ и исходя из специфики их деятельности дополнительных признаков для цели признания таких сообществ саморегулируемыми организациями.
4. Законопроект исходит из принципа добровольности объединения предпринимателей в саморегулируемые организации, признавая при этом возможность для отдельных категорий предпринимателей обязательность такого участия, устанавливаемую иными федеральными законами.
Обязательность участия в СРО как "допуск к профессии" (или допуск на рынок) может являться актуальной для тех видов предпринимательской деятельности, которые не подлежат специальному государственному регулированию путем лицензирования, но при этом являются особо значимыми с точки зрения осуществляемых государством функций по поддержанию правопорядка и социального равновесия. Сегодня первым примером обязательности участия в СРО для возможности осуществлять определенную предпринимательскую деятельность, является деятельность арбитражных управляющих. Индивидуальный предприниматель, при соблюдении всех прочих обязательных требований к наличию специального образования, стажу деятельности, тем не менее, не может быть признан арбитражным управляющим и допущен судом к осуществлению любых процедур банкротства в случае неучастия его в одной из СРО арбитражных управляющих.
5. Важнейшей нормой законопроекта, направленной на ограничение тотального и зачастую противозаконного ведомственного нормотворчества является положение статьи 5, устанавливающее принципиальную недопустимость оценки содержания правил и стандартов СРО с точки зрения соответствия их актам министерств и иных федеральных ведомств, несоответствующих федеральным законам.
6. В соответствии с законопроектом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность СРО, регулировать саморегулирование, как это происходит сегодня, например, на фондовом рынке.
7. Лишение некоммерческой организации статуса СРО может быть осуществлено только на основании решения суда, установившего несоответствие организации одному, нескольким или всем установленным в законе квалифицирующим признакам СРО.

Предоставляя саморегулируемым организациям достаточно широкие полномочия при осуществлении отношений с государственными органами власти, законопроект также опреде-ляет значительный ряд обязанностей и ограничений СРО, основными из которых являются:
A) Обязанность по раскрытию информации о своей деятельности и деятельности своих участников (статья 8);
Б) Обязанность осуществлять непрерывный контроль деятельности своих участников на предмет соблюдения правил и стандартов саморегулирования, реагировать на любые случаи такого нарушения (статья 10);
B) Недопустимость осуществления предпринимательской деятельности (статья 13);
Г) Недопустимость использования источников финансирования собственной деятельности, за исключением перечисленных в законе (стать 12);
Д) Недопустимость вступления СРО в коммерческие отношения со своими участниками (членами), представителями их органов управления, трудовых коллективов;
Е) Обязанность по выполнению определенных законом требований при формировании органов управления в части представительства независимых членов таких органов.

Законопроектом предусмотрено внесение изменений и дополнений в целый ряд законодательных актов, содержащих нормы о саморегулировании, в части установления единообразных требований к СРО, установлению единства процедур их создания.







www.nasledie.ru



Док. 504400
Перв. публик.: 20.09.04
Последн. ред.: 11.10.08
Число обращений: 399

  • Малый Алексей Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``