В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Творчество Бориса Акунина вызывает неоднозначную реакцию читателей. Назад
Творчество Бориса Акунина вызывает неоднозначную реакцию читателей.
Сам литератор не раз и не два повторял в своих интервью: пожалуйста, не воспринимайте мои творения как нечто большее, чем они есть на самом деле - легкое развлекательное чтение. И тот факт, что интеллект и образованность автора придают им дополнительную притягательность и занимательность, не меняет изначальной установки - прочесть запоем и ждать, когда выйдет следующая книга.

Задача Акунина, как автора, во-первых и во-вторых, развлечь; в-третьих, пробудить интерес к истории России, ее культуре и религии. Но только пробудить, заинтересовать. А потому не нужно судить о фандоринском цикле, как это пытаются сделать некоторые, как о историческом трактате. Тогда не будет недоумений по поводу очередного произведения: ах, ну нельзя же так разочаровывать читателя! Ах, плоский персонаж! Ах, вялый сюжет! Ах, ни одной интересной мысли! В конце концов, никому не приходит в голову всерьез изучать реальную историю Франции XVII века по похождениям д"Артаньяна или Японии - по фильму "Самурай".

Собственно, на книжной полке сериал о Фандорине должен соседствовать с работой А. Дюма-отца "Три мушкетера" и его сиквелами, а также с "историческими" романами Валентина Пикуля. Да и начальный тираж "Нефритовых четок", как у "классиков жанра", - 500 тыс. экземпляров. И это - только в твердой обложке!

В свое время истории о Фандорине произвели в тесном мирке отечественного "криминального чтива" эффект разорвавшейся бомбы. К тому времени, к концу 1990#8722;х, российский читатель уже бесконечно устал от братков, спецназов и убойных отделов. И вот пришел Эраст - весь в белом. Умный, красивый, смелый, загадочный, аристократичный. Мистер Холмс а-ля рюсс. Мистер Ватсон мэйд ин Джапан.

Одиннадцатая книга, посвященная великому сыщику земли русской, сборник повестей и рассказов "Нефритовые четки", вызывает при прочтении самые живые ассоциации с рассказами о его знаменитом коллеге и современнике с Бейкер-стрит. Более того, в повести "Узница башни, или Краткий, но прекрасный путь трех мудрых" Б. Акунин легким движением пера отправляет своего героя во Францию, где он ведет расследование с великим английским сыщиком. А рассказ "Скарпея Баскаковых" даже звучанием своего названия напоминает "Собаку Баскервилей", не говоря уже о сюжетной линии... А в рассказе "Чае?питие в Бристоле" г-н Фандорин помогает криминалисту-любителю мисс Палмер (персонаж, напоминающий мисс Марпл Агаты Кристи). Практически каждое произведение, вошедшее в сборник, является до определенной степени пародией/стилизацией под того или иного детективного писателя конца XIX - начала XX века.

Сборник состоит из семи рассказов и трех повестей, которые как бы заполняют лакуны во времени и пространстве, оставленные предыдущими книгами цикла. Расположены истории в хронологическом порядке: действие первого рассказа, "Сигумо", происходит в 1881 году, в год службы 25#8722;летнего Эраста в Японии. События последнего произведения "Нефритовых четок", "Узницы башни", разворачиваются в 1899 году.

Обширна и география путешествий Фандорина: конечно же, Россия, Иокогама, Рио-де-Жанейро, Бристоль (Англия), Сплитстоун (Соединенные Штаты), Сен-Мало (Франция). Как всегда, по книге рассыпаны мелкие, но от этого не менее занимательные факты. Например, полное имя доктора Ватсона - Джон Хэмиш, а бабушка Шерлока Холмса была француженкой... Или то, что русское сленговое "бакс", означающее доллары, произошло от английского сленга, "bucks" - олень. А за шкуру одного убитого оленя в XIX веке заготовитель платил охотнику один североамериканский доллар.

Самой, пожалуй, неоднозначной вещью, вошедшей в сборник, стала повесть "Перед концом света", в которой явственно чувствуются мотивы "Имени Розы" Умберто Эко. Оценки разнятся от "встанет в ряд с лучшими произведениями автора" до "непроработанный сюжет и обилие фактологических ошибок". Гораздо более единодушны те, кто прочитал книгу, в оценке акунинской стилизации под вестерн повести "Долина Смерти": "картонные персонажи, сюжетная невнятица, нефандоринский Фандорин, худшее произведение Б. Акунина". Зато небольшой рассказ "Из жизни щепок" - это "родная акунинская реальность", с "мерцающими в сумраке газовыми фонарями и хрустящими на зубах маковыми булками".

Другое новшество - включение в "тело" книги черно-белых иллюстраций, выполненных в стиле карандашного рисунка. Хотя общий дизайн серии остался тот же - черно-белый "Новый детективъ", Макс Эрнст уступил место Игорю Сакурову. Впервые Фандорин визуализован и, на мой взгляд, очень удачно. Хотя, может быть, и несколько комично - от "комикс". Но художнику как минимум удалось избежать схожести его Эраста с Эрастом "телевизионным". Говорят, что образ Фандорина был лично одобрен писателем. Кроме главного персонажа в книге присутствует рисованный портрет самого Б. Акунина (в японском интерьере) и портрет Масы. Кстати, Маса в "Нефритовых четках" начал приобщаться к литературному труду - часть повести "Узница башни" написана от его имени.

Перевернув последнюю страницу, читатель с удивлением узнает, что это, собственно, еще не все: "Знаменитый сыщик Эраст Фандорин продолжает расследование" - компьютерная игра "Нефритовые четки" появится в продаже весной 2007 года.

После чтения книги ловишь себя на мысли, а не является ли такая форма изложения "стилизацией под..." и попыткой автора еще раз пробиться к своему бронзовеющему читателю с простой мыслью: Эраст Фандорин - всего лишь литературный персонаж, чья цель - развлекать. Не нужно делать из него "Героя нашего времени". Не надо воспринимать его слишком всерьез и "себя под ним чистить".






Николай Разуваев
"Эксперт Казахстан" No48
25.12.2006
http://www.expert.ru/printissues/kazakhstan/2006/48/book_boris_akunin/

Док. 504368
Перв. публик.: 25.12.06
Последн. ред.: 11.10.08
Число обращений: 126

  • Акунин Борис (Чхартишвили Григорий Шалвович)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``