В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фольклорный фальсификат Назад
Фольклорный фальсификат
Борис Акунин за сравнительно небольшой срок своей литературной жизни произвел на свет немыслимое количество Фандориных, относящихся к самым разным историческим эпохам, возрастным и социальным группам. Первоначального Эраста Петровича Акунин клонировал в промышленных масштабах, населив его предками и правнуками всю историю России от XVII века до недавних бандитских 90#8722;х. Неудивительно, что Фандорин в конце концов отбился от рук и зажил, практически в буквальном смысле, своей собственной жизнью. Только что на Украине, а именно на киевских книжных лотках, появилась новая книга Акунина под названием "Рокировка", вроде бы, судя по привычной черной обложке с гравюрой, относящаяся к классическому фандоринскому циклу. Проблема только в том, что сам Акунин ее появлению сильно удивился. "Рокировка" - редкостный пример литературной подделки, паленый роман, экзотический словесный фальсификат. Где он произведен и бутилирован, загадка; выходные данные, в которых указано некое петербургское издательство "Фениксчер", тоже поддельны. Однако с учетом того, что 90% продающейся на Украине книжной продукции завозится из России, "Рокировка" вполне может быть произведена у нас.

Интересно, что сам Фандорин в романе не появляется - вместо него нам предлагается изучать похождения очередного его потомка, некоей Татьяны Николаевны Фандориной-Бачуриной. Похождения эти весьма примитивны, фирменным акунинским умением складывать сюжет здесь и не пахнет. Ирина Богат, директор издательства "Захаров" (где и печатались все классические книги Акунина), в беседе с "Экспертом" даже предположила, что "Рокировка" скомпилирована случайным образом из самых разных детективов, имевшихся в наличии у безвестного сочинителя.

Впрочем, не исключено, что перед нами - продукт творчества подлинных поклонников Акунина, искренне желающих приобщиться, пусть и незаконным образом, к творчеству любимого писателя. В конце концов, похожих примеров мы знаем немало: появлялось у нас и продолжение "Войны и мира", а видный отечественный фантаст Ник Перумов сочинил как-то невероятных размеров сиквел "Властелина колец". Конечно, Львом Толстым или Толкиеном у нас пока что никто не подписывался; с другой стороны, Борис Акунин, кажется, давно уже отделился от своего создателя - Григория Чхартишвили, чему доказательством - последние его романы из серии "Жанры", написанные с каким-то диким, необузданным, совершенно несообразным с прежней акунинской усредненной изысканностью весельем. Акунин, как и Фандорин, зажил своей жизнью, пошел в массы и стал подлинно народным писателем, если вообще не фольклорным персонажем. Похоже, в такой же собирательный образ постепенно превращаются и другие наши писатели - Сорокин, например, которого давно никто не читает, зато все обсуждают степень его вредоносности для мироздания. На фольклор копирайт не распространяется, так что не стоит удивляться, если в скором времени на книжных лотках братских стран появятся не вполне авторизованные продолжения "Голубого сала" и "Generation P".





Всеволод Бродский
"Эксперт" No28
25.07.2005
http://www.expert.ru/printissues/expert/2005/28/28ex-novcult/

Док. 504360
Перв. публик.: 25.07.05
Последн. ред.: 11.10.08
Число обращений: 166

  • Акунин Борис (Чхартишвили Григорий Шалвович)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``