В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виталий Федоренков. Экспансия Москвы Назад
Виталий Федоренков. Экспансия Москвы
Одно из условий участия страховщика в обязательном страховании автогражданской ответственности (АГО) - наличие отделений или представителей во всех субъектах РФ. Введение в России этого вида страхования подтолкнуло крупные компании к активному развитию филиальных сетей. На "федеральных" страховщиков и ранее приходилось около 80% всей национальной премии. Теперь же совокупная доля небольших региональных компаний может стать еще меньше. Экспансия крупных страховщиков на региональные рынки - хорошо это или плохо?
 

 

Когда задают такие вопросы, часто забывают, что исходить следует, прежде всего, из интересов страхователя. А страхователю нужны, главным образом, надежность и финансовая устойчивость страховщика. Он заинтересован в широком спектре услуг и высокотехнологичном обслуживании. Если благодаря экспансии "федеральных" страховщиков на региональные рынки потребности страхователя будут удовлетворены, то ее можно оценить положительно. В самом деле, глупо заставлять человека смотреть телевизор "Рекорд" вместо стоящего рядом "Панасоника".
Другое дело, что наши законодательство и традиции ориентируют страховой рынок на гигантоманию. Об этом свидетельствуют хотя бы призывы оставить на рынке только большие компании - имеющие филиалы во всех регионах и т.п. С этим я категорически не согласен. Относительно небольшие страховщики тоже могут быть очень удобными для клиентов. Если такая компания с небольшим числом постоянных страхователей не нарушает нормативы собственного удержания, не ведет авантюрную финансовую политику, то выбор ее клиентом будет вполне обоснован. И в офисе страховщика клиента встретят как единственного и неповторимого.
Опасность возникает тогда, когда форма начинает превалировать над содержанием. Когда один страховщик отличается от другого не качеством работы и надежностью, а только размером. Сейчас на региональных рынках представлены два типа крупных страховщиков, конкурирующих с региональными. Одни несут в регионы новые технологии и заботу о клиенте. Другие лишь используют преимущества своей величины. В результате конкурируют не страховые продукты, не качество обслуживания, а весовые категории. Это я считаю абсолютно деструктивным.
К сожалению, у нас нет механизма защиты малых и средних, но в то же время надежных, страховщиков (мелкие кэптивные компании, способные лишь отмывать деньги, к ним не относятся и должны рано или поздно исчезнуть). В Татарстане, например, есть некоторое количество таких, вполне нормальных, компаний, которые работают уже больше десяти лет и имеют постоянных клиентов. Они не хватаются за проекты межгалактического масштаба, однако своих страхователей вполне устраивают и все нормативы страхового надзора выполняют. Но по странной логике, как раз этим компаниям становится все труднее выжить. Им не дают участвовать в тендерах, устанавливая заведомо непреодолимые барьеры: 100 млн, 500 млн, а то и 1 млрд руб. уставного капитала. Или, например, требуют сбора страховой премии на уровне лидеров рынка (хотя все мы знаем, откуда берутся такие объемы). Вот это - болезнь, которую необходимо вылечить, чтобы российский страховой рынок смог цивилизованно развиваться.

 

Федоренков Виталий Владимирович
генеральный директор страховой компании "Талисман"

7 июля 2003 г.

http://www.insur-info.ru/comments/31/



Док. 504325
Перв. публик.: 07.07.03
Последн. ред.: 11.10.08
Число обращений: 223

  • Федоренков Виталий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``