В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Григорьев. Суд встал на сторону недобросовестных клиентов Назад
Александр Григорьев. Суд встал на сторону недобросовестных клиентов
Как можно прокомментировать решение Верховного Суда по делу Роспотребнадзора о взыскании штрафов и комиссий за изменение сроков исполнения обязательств по кредитам? Какие последствия может иметь это решение для российского финансового рынка, в том числе и страхового ?
 

Недавно Верховный Суд рассмотрел дело Роспотребнадзора против банка `Хоумкредит` и подтвердил правомерность позиции Роспотребнадзора, отказав банку в удовлетворении иска о возможности взыскания штрафа за просрочку при потребительском кредитовании и комиссии за досрочное погашение кредита. На мой взгляд, это решение противоречит статьям 15, 22, 64, 154, 160, 309, 315, 330-331 ГК РФ. ГК предусматривает право сторон по сделке устанавливать механизмы обеспечения выполнения обязательств, такие как штрафы, неустойки и т.п. Ведь если одна из сторон не выполняет свои обязательства, то вторая сторона, перед которой эти обязательства не выполняются, несет убытки. Соответственно, причиненные убытки должны быть возмещены, а как именно – это и фиксируется в договоре в виде штрафных санкций. Не обсуждая вопросы комиссии за досрочное погашение кредитов, логичен вопрос: что же правомерного нашел Верховный Суд в иске Роспотребнадзора, фактически объявив тем самым банковские штрафы, являющиеся общеупотребительными в мировой практике, незаконными? Финансовое сообщество этого не понимает.

Насколько я представляю, целью такого решения является защита прав граждан. Однако фактически, если оно получит свое исполнение, пострадают добросовестные заемщики, а недобросовестные только выиграют, поскольку если санкций нет, то заемщик может спокойно продолжать не исполнять свои обязанности. Если по договору клиента нельзя под угрозой штрафа обязать исполнять долговые обязательства в срок, то даже если банк обратится в конечном итоге в суд, то сможет взыскать только основную сумму и проценты по обычной годовой ставке, и не более того. Такой кредит для недобросовестного заемщика становится, по сути, бессрочным до исполнения судебного решения. Дополнительные издержки банка, возникающие в связи со всем этим, он попросту заложит в стоимость кредита, повысив процент для нормальных, добросовестных заемщиков. Кого же тогда, простите, защищает Верховный Суд России?

По моему мнению, решение наносит ущерб здоровой финансовой сфере страны еще и вот почему. Сейчас доля недобросовестных заемщиков в портфеле банка имеет определенный процент (у разных банков от 8 до 17%). В связи с вышеизложенными обстоятельствами доля просроченных кредитов резко возрастет - заемщики смогут спокойно не возвращать кредиты, не опасаясь никаких штрафов, и это станет массовым явлением. Но у банка тоже есть кредиторы, перед которыми уже он должен исполнять обязательства в установленный срок, рассчитывая, что к тому времени ему вернут деньги, выданные в кредит. Если теперь банки будут знать, что риск значительно повысился, они сократят предложение кредитных ресурсов, станут жестче относиться к отбору заемщиков, а следовательно, в целом, будут выдавать меньше кредитов и по более высоким ставкам. По моим расчетам, в результате стоимость потребительских массовых кредитов для добросовестных заемщиков может возрасти, в среднем, на 4-5% (и это самый консервативный прогноз). Ужесточение условий выдачи кредитов приведет к сокращению сектора потребительского кредитования, а это уже принципиально для развития экономики.
Сейчас много говорится о так называемом кризисе перекредитования в России. Если посмотреть на соотношение между объемами кредитов, выданных частным лицам и юридическим организациям, то можно увидеть, как резко сокращается разница между ними. Объем потребительских кредитов (без ипотеки) только в 2006 году составил порядка 50 млрд. долл., в 2007 году прогнозируется существенное увеличение. До недавнего времени мы неосознанно, но четко следовали южно-корейской модели развития рынка потребкредитования, в рамках которой мы неизбежно пришли бы к кризису в 2010 году. К тому моменту способность заемщиков-физлиц возвращать деньги стала бы меньше, исходя из объема выданных кредитов, чем темп выдачи им новых кредитов. Это нормальное циклическое развитие рынка. Теперь же вышеуказанное решение невольно подталкивает рынок к ситуации массового невозврата кредитов значительно раньше, и ставится под вопрос ликвидность банковской системы. Кроме того, мы должны понимать, что сегодня источником денежных средств для банков, помимо депозитов частного сектора, является рефинансирование на западном рынке, а западные кредиторы при малейшем сомнении в ликвидности, немедленно поднимут цену на свои ресурсы, что еще более резко увеличит среднерыночную стоимость потребительского кредитования в России.

В то же время, недавно Центральный Банк выпустил инструкцию, согласно которой все условия банковского договора должны быть точно и ясно прописаны в рекламных документах, и это решение поддерживается всеми ведущими банками, потому что оно устанавливает открытость взаимоотношений между сторонами – банком и клиентом. Так называемые `скрытые комиссии`, неявно выраженные условия договора и т.п., с которыми активно борются уже 2 года, тем самым запрещаются, а условия сроков кредитования, штрафов за просрочку и т.п., напротив, становятся предельно прозрачными. Подобные документы выражают заинтересованность власти в благополучном развитии сектора потребительского кредитования, но эти два решения плохо сочетаются между собой.

Напрашивается и еще один вывод. Если теперь банки потеряют возможность брать штрафы за просрочку и комиссии за досрочное погашение кредита, то есть прибыль банка, занимающегося потребительским кредитованием станет заведомо меньше, таким образом, привлекательность этого бизнеса для российских банков заметно снизится. Те, кто будут готовы по-прежнему этим заниматься – наиболее капитализированные, наименее рисковые и, скорее всего, западные банковские структуры. Вот они займут более активную позицию, потому что, даже смирившись с невозможностью брать штрафы, они смогут, в силу своей высокой капитализации, выдавать более дешевые кредиты. Соответственно, одним из косвенных следствий решения Верховного Суда, может быть и `расчистка поляны` для западных операторов.

Что же касается юридических лиц, то по ним с 1989 года не было ни одного прецедента. Суд мог рассматривать вопрос о соразмерности ставок и изменять их в сторону понижения, особенно 1998 году, но никогда принципиально не запрещал брать штраф. Теперь встает о равноправии физического и юридического лица, когда одно может теперь нарушать сроки кредита, а другое не может. Формально в ГК РФ права физических и юридических лиц разделены, то есть с точки зрения теории юриспруденции, такое возможно, в то же время конкретно статьи о штрафах и неустойках - общие для всех категорий субъектов права, они не разделены.

Тема запрета на штрафы очень болезненная для всего финансового рынка, в том числе и для страховых компаний. Некоторые кредитные организации вставляют страховой полис в пакет кредитных услуг. Теперь, когда создан нездоровый судебный прецедент, у клиента есть соблазн попытаться оспорить вообще любое финансовое условие, действующее на исполнение обязательства по договору. К примеру, если в условия кредитования входит страхование заемщика на случай смерти и несчастного случая (а оно включается достаточно часто), то вполне может быть инициировано судебное преследование вмененного условия, хотя клиент подписывает договор страхования вполне добровольно. А судебные органы вполне могут отнестись к созданию подобного прецедента так же, как в случае со штрафами и комиссиями. Следствия – подсчитайте сами.

Таким образом, решение Верховного Суда представляется необоснованным и с юридической, и с экономической точки зрения. Оно несет реальные сложности для развития российского финансового рынка.


Григорьев Александр Валерьевич
Генеральный директор, Председатель Правления, член Совета Директоров ОСАО `Ингосстрах`

14 февраля 2007 г.

http://www.insur-info.ru/comments/385/



Док. 504215
Перв. публик.: 14.02.07
Последн. ред.: 11.10.08
Число обращений: 99

  • Григорьев Александр Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``