В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Человек, который придумал новый Давос Назад
Человек, который придумал новый Давос
Нет, это не президент Франции Николя Саркози, хотя новый и предельно серьезный международный форум начался в понедельник на его территории - в Эвиане - и под его очевидным покровительством. Это сделал все-таки Тьери де Монбриаль, президент французского института международных отношений, известный российским экспертам своей особой ролью в заседаниях клуба `Валдай`. Монбриаль совершил нечто историческое. Он стал создателем... на первый взгляд, `второго Давоса`, но политического, так же как Клаус Шваб был отцом-основателем Давоса-первого, экономического.

Реверанс в сторону Давоса очевиден: та, январская, конференция называется Международный экономический форум (WEF), а эта - WPF (Международный экономический форум - Международный политический форум). Другое дело, что Монбриаль, похоже, хочет сделать нечто классом выше Давоса, нечто более работоспособное - но это мы еще посмотрим.

Причем произошло это событие быстро и эффектно. Для непосвященного человека кажется, что стоило Тьери легко двинуть мизинцем, и в город-курорт сразу приехали двадцать глав государств и правительств вместе с лучшими умами глобальной политологии. Но такого не бывает. Форум готовился месяцами. Просто получилось, что как раз сейчас он нужен, как воздух.
Итак, в понедельник или чуть позже в Эвиан съезжались высшие лидеры Эстонии, Кении, Саудовской Аравии, Сенегала, Хорватии, Сербии, Монголии, Люксембурга. И еще директор ВТО, генеральный секретарь НАТО. Список не случайный, так же как не случаен и выбор `региональных` тем для круглых столов и дискуссий. Черная Африка, Япония, Индия - все это регионы, чье будущее вызывает множество вопросов, а ведь от него зависят судьбы мира.

И вперемешку с политическими лидерами мы видим имена других выступающих - действительно интеллектуальных лидеров мировой политологии, ее тяжеловесов. Здесь много бывших министров (от России - Игорь Иванов), просто исследователей, но таких, про которых известно, что их выводы оказываются обычно сильными (например, индонезиец Юсуф Вананди, наиболее уважаемый политолог всей Юго-Восточной Азии).

Завершать конференцию в среду должен дуэт Дмитрия Медведева и Николя Саркози.

Давос хорош тем, что на него собираются интеллектуалы бизнеса и лидеры экономической мысли, дискутируя в одном зале с экономическими лидерами стран или организаций. Идеи, высказанные ежегодно в январе в этом швейцарском курортном городке, `работают` потом весь год в глобальном масштабе. Единственный аналог Давоса пока что - это ежегодный форум АТЭС, сердцевина которого - такая же конференция руководителей крупнейших корпораций стран Тихоокеанского региона, конференция довольно закрытая от посторонних и весьма серьезная.

Но АТЭС - частная, региональная структура, и тоже абсолютно экономическая. А у Давоса как такового до сего дня почти не было политического аналога. Если не считать одну сентябрьскую неделю на Генассамблее ООН, куда приезжают высшие лидеры или их министры иностранных дел. Однако нескончаемая череда их официальных, обтекаемо сформулированных речей наводит тоску и служит лишь для дипломатической `сверки часов` раз в году. Притом что веселящие собравшихся недипломатичные выступления президентов Ирана или Венесуэлы тоже, в общем, не содержат ничего нового - кроме того, что и так всем ясно. Высказался человек, и ладно.

Такая ситуация могла быть терпимой вчера, но не сейчас. Мир вне всяких сомнений стоит на пороге весьма радикальных перемен, а это требует радикальных идей и их обсуждения на высшем уровне. Перемены не должны происходить сами собой, падать на голову стран и народов как цунами. Уж хотя бы в 21 веке переменами можно было бы научиться управлять. Но налицо странно неуправляемое состояние международных отношений. И еще - нехватка хороших умов: выборная демократия не выдвигает на посты лидеров государств людей действительно неординарных, туда скорее попадают осторожные чиновники, боящиеся раздражать избирателя. Так, по крайней мере, чаще всего происходит в Европе или США. И это только одна из мировых проблем, с которой надо что-то делать.

В каком состоянии находится мир? Куда идет мир? Что нужно сделать, чтобы улучшить наш мир? Вот три значащихся над сценой Эвиана вопроса, на которые должен ответить если не каждый участник, то вся конференция в целом.


Экономисты не могут дать на них внятный ответ. Мы видим пока что пожарные меры, которые должны восстановить жизнеспособность финансового сектора. А что дальше? `Социализм`, как говорит Саркози? До ответа на этот вопрос пока далеко.

Но еще хуже дела с международной политикой. Холодную войну сейчас вспоминают с доброй ностальгией. Баланс страха, двуполярная система поддержания безопасности никому не нравилась, но она работала. Если СССР и США о чем-то договаривались, то эти договоренности выполнялись. А затем США попытались создать `американский мир` - и с грохотом обрушились, причем финансовый кризис стал лишь последним в цепочке событий. Еще мы имеем рост влияния новых держав (Китая, Индии и других, которые тем не менее на роль мировых лидеров пока не годятся, да еще и открещиваются от нее всеми силами). И полный крах Европы и США с их попытками сделать Россию чем-то вроде большой Боснии (протектората и абитуриента в большую семью европейских народов). И еще - мусульманский мир, и Африку, которые не добавляют миру стабильности.

Можно ли внести какой-то элемент управляемости в этот хаотичный и опасный мир? Вот о чем говорят сегодня в Эвиане.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

06/10/2008

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости

http://rian.ru/analytics/20081006/151903502.html


http://www.ulduz.su/ukraina.html

Док. 503839
Перв. публик.: 06.10.08
Последн. ред.: 23.07.13
Число обращений: 138

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Саркози Николя Поль Стефан

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``