В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление А.Левитской на конференции психологов 17 мая 2007 г. `Основные задачи психологической службы профессионального образования в реализации Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации` Назад
Выступление А.Левитской на конференции психологов 17 мая 2007 г. `Основные задачи психологической службы профессионального образования в реализации Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации`
Основные задачи психологической службы профессионального образования в реализации Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации

Уважаемые коллеги!

18 декабря 2006 года распоряжением правительства РФ N1760-р утверждена Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации. Впервые в истории страны принят документ, определяющий принципы и приоритеты государства в одном из наиболее важных направлений социально-экономического развития общества.

Ключевая идея Стратегии - вовлечение молодёжи в полноценную жизнь общества: в экономику, политику, культуру как механизм и средство повышения ее статуса, улучшения ее положения и увеличения вклада в общественное развитие.

Стратегия - практически первый документ за последние 20 лет, в котором предлагается проектно-программный принцип реализации стратегических направлений в сфере молодежной политики, обеспечивающих развитие потенциала молодежи в интересах личности, общества, государства.

Выстроенная согласно данным приоритетам, государственная молодежная политика, во-первых, позволяет информировать каждого молодого человека о возможностях развития, которые ему предоставляет страна, и тем самым позволяет лучше ориентироваться в поиске реальных возможностей и условий для самореализации.

Во-вторых, для тех, кто демонстрирует желание двигаться вперед, государство создает условия для максимального раскрытия способностей; способствует формированию общественной оценки достижений молодой личности. Вместе с тем, в России, как и в любом обществе, есть молодые люди, объективно испытывающие социально-личностные трудности. Учитывая это, необходимо способствовать их интеграции в общество.

Определяя приоритеты, Стратегия задает принципы реализации государственной молодежной политики, что обеспечит эффективность этого инструмента социально-экономического развития страны.

Принципы Стратегии:

- проектный подход;

- учет интересов и потребностей всех групп молодежи;

- приоритетное участие молодых граждан в разработке и реализации проектов государственной молодежной политики;

- взаимодействие государства, институтов гражданского общества и бизнеса;

- информационная открытость;

? измеряемость результатов реализации проектов и независимость их оценки.

В соответствии с механизмом реализации основных семи проектов Стратегии ("Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд", "Команда", "Доброволец России", "Карьера", "Молодежь и семья России", "Шаг навстречу", "Успех в твоих руках") и согласно плану Первоочередных мер по реализации Стратегии экспертными группами при Департаменте молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей разрабатываются технико-экономические обоснования. На их основе в настоящее время в установленном порядке ведется подготовка всероссийского конкурса, победители которого получат право и поддержку на реализацию целей и задач соответствующих проектов.

В данной аудитории нет необходимости говорить о том, что государственная молодежная политика в сфере образования в современных условиях нуждается в комплексном психологическом сопровождении, учитывающем все сложности социально-политической ситуации в стране в начале XXI века.

Активное включение психологов, работающих в учреждениях профессионального образования, в реализацию Стратегии государственной молодежной политики необходимо уже на этапе проектирования мероприятий с учетом их психолого-педагогического и воспитательного воздействия.

Важно максимально учесть восприятие молодежью социальной ситуации, дать системный анализ особенностей современной молодежной культуры, а также спрогнозировать социально-психологические последствия наших действий.

Психологическое проектирование и экспертиза были бы полезны не только в процессе реализации основного содержания документа, но и при реализации всех инновационных проектов и социальных инициатив в сфере образования. В реализации проектов Стратегии молодежной политики важное значение также приобретает выявление психологических механизмов и причин, лежащих в основе поведения молодых людей, без чего невозможно создание и совершенствование способов управления процессом социализации молодого поколения, профилактики рисков и опасностей, которые неизбежны на этом пути. Конечно, было бы неверно всю работу по психологическому сопровождению разных процессов в различных возрастных группах молодежи свести только к обеспечению работы по реализации Стратегии. Необходимы масштабные социально-психологические исследования по гораздо более широкому кругу проблем молодежной политики. Может быть, прежде всего, по реализации системы мер, обеспечивающих безопасность развития молодежной культуры. Психологические аспекты этой безопасности должны выступать как системообразующие.

Выдвигая в качестве идеальных такие отношения между людьми, которые были бы основаны на принципах солидарности и взаимопомощи, молодые люди, тем не менее, постоянно выражают твердое убеждение, что в нынешней жизни выигрывает тот, кто думает только о себе, а других расталкивает локтями. По данным Института комплексных социальных исследований РАН, "честно прожитая жизнь" практически совершенно выпадает из структуры значимых для молодежи моделей социального поведения.

Возможно, самой слабой стороной социального мышления современной молодежи является склонность к простым решениям, которые начинают рассматриваться как естественный, единственно возможный подход к жизни. Следует отметить, что "простые рецепты" решения различных социальных проблем и конфликтов в последнее время пользуются большой популярностью. В сочетании с отсутствием жизненного опыта эта особенность социального мышления молодежи по сути дела подготавливает почву для реставрации авторитарных или даже тоталитарных тенденций.

В этой связи чрезвычайно важен опыт работы, накопленный практическими психологами профессионального образования, который активно использован в целях системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной, активной жизнедеятельности молодых жителей страны.

Значительная часть российской молодежи растет в условиях крупных перенаселенных городов, переполненных школ, перегруженных магистралей. Исследования показывают, что в условиях ограниченного пространства и свободы передвижения особо ярко проявляется склонность к агрессии или пассивности. Чтобы избежать негативных психологических аффектов современной жизни, необходимо обучать молодежь искусству жить и работать в условиях перенаселения.

Распространение в молодежной среде негативных явлений, связанных с развитием "общества потребления" - еще один исключительно важный вопрос для обсуждения.

Российские СМИ активно насаждают мир ярких образов и сладких искушений общества потребления. Очевидно, что молодежь в большей мере, чем взрослые люди, становится мишенью для призывов и лозунгов, осовная цель которых - заставить человека немедленно что-нибудь купить. Реклама навязывает молодым людям "правильные сигареты", "настоящее пиво", и т.д. Тщательно продуманные бренды и их продвижение стоят гораздо больше, чем создание и производство самых лучших инновационных образовательных программ. Необходима эффективная программа информационного противодействия негативным последствиям распространения массовой потребительской культуры.

Появление новых организационных форм деятельности практических психологов учреждений профессионального образования, создание таких структур, как психологические службы в этой системе - это очень важное явление. В условиях роста социальной напряженности в молодежной среде, имущественного расслоения студенчества, обострения различных форм экстремизма, именно хорошо организованная психологическая служба становится важнейшим элементом государственной молодежной политики.

Поликультурная образовательная среда нашей страны, большое количество студентов из ближнего и дальнего зарубежья, взаимоотношения в студенческом сообществе, связанные с этими факторами, - еще один круг важнейших проблем, не решаемых в системе профессионального образования без участия практических психологов.

Представляется, что нужно особо выделить такое направление, как патриотическое воспитание допризывной молодежи. В контексте задач по укреплению обороноспособности страны, поставленных главой нашего государства, эту задачу можно назвать одной из приоритетных. Хотелось бы услышать мнение психологов о том, как активизировать эту работу с учетом менталитета современной российской молодежи.

Современные реалии российской экономики требуют выстраивания эффективной модели непрерывного профессионального образования. В этой связи наиболее остро высвечивается проблема повышения престижа начального профессионального образования. Необходима серьезная работа среди молодежи, направленная на преодоление "стереотипов успешности", которая связывается с достижением успеха в карьерном росте и материальным благополучием только при наличии диплома о высшем образовании. На этом направлении очевидна необходимость включения в эти процессы практических психологов. Думаю, обсуждение данной темы также представляет интерес для участников конференции.

В последние месяцы средства массовой информации ведут активное обсуждение вопросов качества образовательных услуг, особенно в сфере высшего профессионального образования. Справедливо подмечено, что в этих дискуссиях гораздо меньше уделяется внимания проблемам среднего профессионального образования. Подготовка специалистов в этих образовательных учреждениях стала промежуточным звеном на пути в вуз. Вместе с тем восстановление смысла среднего профессионального образования - важная задача. Необходимо обеспечить общество надежной, независимой, актуальной информацией о качестве подготовки кадров на этой ступени профобразования страны, сориентировать потенциальных студентов учреждений среднего профессионального образования на запросы отечественного предпринимательства и конкретных сегментов рынка труда.

В этой связи обсуждение уже накопленного опыта работы психологов средней ступени профобразования особенно ценно. Этот опыт может и должен быть использован с учетом специфики различных регионов страны.

Стоящим на пороге взрослой жизни, выбирающим свои пути профессионального роста, молодым людям должна помочь комплексная система психологического сопровождения всей системы профессионального образования. Это накладывает огромную ответственность на практических психологов, занятых в этой сфере.

В профессиональном образовании исключительное значение приобретают психологические методики, дающие возможность увидеть молодому человеку свой жизненный проект, помочь скорректировать его с учетом индивидуальных особенностей.

Необходимо отметить, что именно службой практической психологии профессионального образования отрабатываются и реализуются на практике научные концепции и инструментарий, этические нормы и профессиональные правила работы с человеком, необходимые для психологического обеспечения профессионального образования, комплексные методы и технологии психолого-медико-социального сопровождения. Поэтому главная задача нашей конференции - сформулировать конкретные предложения по разработке и внедрению комплексного психологического сопровождения образовательного процесса на всех ступенях системы профессионального образования, а также в ближней и среднесрочной перспективе сосредоточить усилия на обеспечении успешной реализации основных целей и задач Стратегии молодежной политики и Федерации психологов образования России.

Благодарю за внимание!

http://www.mon.gov.ru/ruk/dir/levitskaya/dok/3791/

17.05.2007

Док. 503762
Перв. публик.: 17.05.07
Последн. ред.: 10.10.08
Число обращений: 110

  • Левитская Алина Афакоевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``