В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Адамишин: Россия и Литва: главное - экономика Назад
Анатолий Адамишин: Россия и Литва: главное - экономика
В понедельник в пресс-клубе "Росбалта" в Санкт-Петербурге собрались члены общественной организации "Балтийский клуб" и их гости. Темой заседания стала проблема поиска пути России в трансатлантическое сообщество и изменений в отношениях с Литвой. Тон дискуссии задавали два докладчика - советник главы АФК "Система" Анатолий Адамишин и заместитель председателя комитета по европейским делам Сейма Литвы Алвидас Медалинскас.
Адамишин - известный дипломат, чрезвычайный и полномочный посол в отставке, Медалинскас же лично приложил усилия, чтобы помочь избранию нового президента Литвы Роландаса Паксаса и до инаугурации выполняет функции его советника по внешней политике. Оба они высказали ряд интересных тезисов, которые и представлены ниже.

Анатолий Адамишин заявил, что нет смысла рассуждать о том, что царь Петр прорубил через Санкт-Петербург окно в Европу, однако есть смысл поговорить о размерах этого окна. Бывший посол СССР в Великобритании и заместитель министра иностранных дел убежден, что это "окно" должно быть максимально широким.
"Специфика нынешнего момента в наших отношениях с Западом: в политике дела более или менее нормальны, мы даже вместе со странами Западной Европы пытаемся отговорить США от очень серьезной ошибки - удара по Ираку", - считает дипломат.
Он называет беспрецедентное совпадение мнения России и западноевропейских государств знамением времени и полагает, что, хотя "США слишком далеко зашли и, скорее всего, не остановятся, у нас есть шансы их притормозить".

При этом экономический аспект отношений пока, по мнению Анатолия Адамишина, оставляет желать лучшего. В частности, Западная Европа заняла очень жесткую позицию по вопросу вступления России в ВТО, без чего нет смысла и заикаться об идее создания общего экономического пространства. Адамишин считает, что "риторика не заставит этих людей меньше преследовать их экономические интересы, но они могут понять, что в их интересах поделиться с Россией частью рынка".
Дипломат также подчеркнул, что западноевропейские государства могли бы вкладывать в Россию деньги - принимая во внимание, что здесь более дешевая рабочая сила и электроэнергия и более высокая ставка процента по инвестициям.
Кроме того, перенос производств в Россию позволил бы одновременно и инвестировать в российскую экономику, и оградить Западную Европу от иммигрантов, которых там уже не очень приветствуют.

Анатолий Адамишин подчеркнул, что отношения России и Литвы, напротив, строятся больше на экономике, чем на поддержании политических предрассудков. Литва в меньшей степени, чем другие прибалтийские страны, предпринимала усилия, чтобы дистанцироваться от России, и поэтому не потеряла за последние 10 лет тех отношений, которые сейчас превратили экономические связи в гораздо более сложную систему, чем это было раньше.
"Экономика должна брать верх над политикой, чтобы Литва и другие подобные страны стали мостом между Россией и ЕС, а не посредником", - считает он.

"От политики России зависит большая часть возможностей, которые открываются нам на Западе, но специфика состоит в том, чтобы наполнить конкретным содержанием тот выбор, который уже сделан во внешней политике", - уверен Анатолий Адамишин. По его словам, "значительная часть нашей элиты продолжает не только высказывать сомнения в правильности этого выбранного курса, но и саботировать его".
Такая ситуация складывается несмотря на то, что, по мнению докладчика, "из того, что есть на рынке, западная демократия - самый удачный вариант, и даже если бы наша внутренняя ситуация была блестящей, я бы всё равно считал, что наше место - на Западе, а у нас ещё и всё не блестяще".

"Страна нуждается в техническом обновлении, которое можно назвать постиндустриализацией, и в рамках глобализации у России нет иного выбора, кроме как сознательное, четкое позиционирование в системе западного мира", - заявляет Адамишин. Это позиционирование строится на прагматическом расчете: изнутри системы проще отстаивать свои позиции. Так, расширение НАТО на восток можно рассматривать как повод кричать "Ганнибал у ворот" и вооружаться - или же как повод своими действиями изнутри направить трансформацию НАТО в сторону системы коллективной безопасности, как того хотят и некоторые члены Североатлантического альянса.

В свою очередь, Алвидас Медалинскас заявил, что если уж "Ганнибал" и стоит у ворот России, то никак не у западных, а скорее у южных и восточных.
Кроме того, литовский политолог и политик рассказал о внешнеполитических приоритетах Литвы. В частности, традиционными приоритетами он назвал ближайших партнеров - Эстонию и Латвию, а также Польшу, Калининградскую область и Белоруссию. При этом Литва "не только ищет рынок для своей продукции, но и инвестирует, в том числе в СЗФО".
По словам Медалинскаса, сейчас "отношения Литвы и России являются хорошими, даже дружественными, а экономика должна преодолеть эмоции, и на примере Калининградской области Литва показала, что такой вариант возможен".

Анатолий Адамишин отметил, что нынешняя внешняя политика России отличается от политики времен Андрея Козырева тем, что тогда считалось, что России надо во всем следовать за Западом, поскольку в этом якобы заключалась миссия России как великой державы, а сейчас считается, что интерес России в следовании за Западом "заключается в том, чтобы больше грести под себя и улучшать свое экономическое положение".

Комментируя это высказывание, Алвидас Медалинскас отметил, что Литва "приветствует сближение России с Европой, но Россия должна решить, действительно ли она так хочет вступить в ЕС и НАТО".
Он пояснил, что Литве было не так уж просто принять все нормы ЕС и переписать их в свои законы. Он также отметил, что когда Литва, Латвия и Эстония вступят в ЕС, их станет больше заботить, чтобы уровень жизни их соседей - т.е. Калининградской области - не слишком сильно отличался от их уровня. Таким образом, Литва займется проектами финансирования этого региона. "Невозможно даже предположить, что ЕС может помочь всей России", но отдельным частям - например, Калининградской области и Карелии - может, используя проекты еврорегионов.
В частности, после вступления в ЕС Литва сможет пользоваться фондами программы "Интеррег", которые использует Финляндия для сотрудничества с Карелией.

Оба политика не исключают, что в будущем Россия сможет вступить и в ЕС, и в НАТО - поскольку пока никто не знает, как изменятся эти союзы, и в какую строну пойдет трансформация России.
Однако до этих радужных перспектив обеим странам предстоит пройти еще долгий путь - причем часть этого пути они должны пройти и продумать вместе.
В частности, речь идет о транзите российских граждан в Калининградскую область и обратно через территорию Литвы. Придуманная на сегодняшний день схема создает Литве довольно много технических проблем, а литовское правительство хотело бы максимально облегчить россиянам процедуру получения проездных документов - при соблюдении уважения к государственному суверенитету Литвы. Все эти вопросы довольно сложны и требуют дальнейшего обсуждения и проработки схем.

Через некоторое время в Вильнюсе пройдет инаугурация нового президента страны Роландаса Паксаса. Он учился в Ленинграде, бывал здесь потом и, говорят, состоит в хороших отношениях с нынешним губернатором города. Еще известно, что он выступает за присоединение Литвы к ЕС.
Насколько всё это повлияет на внешнюю политику Литвы, покажет время. Самое ближайшее.


28/01/2003
http://www.rosbalt.ru/2003/01/28/82920.html

Док. 503629
Перв. публик.: 28.01.03
Последн. ред.: 09.10.08
Число обращений: 237

  • Адамишин Анатолий Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``