В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Илья Константинов: Новая концепция европейской безопасности Назад
Илья Константинов: Новая концепция европейской безопасности
Президент России Дмитрий Медведев, выступая 8 октября на Конференции по мировой политике в Эвиане (Франция), предложил конкретный план реформирования европейской системы безопасности. В основу его положена идея подготовки нового договора о европейской безопасности, учитывающего геополитические реалии сегодняшнего дня.

Дмитрий Медведев сформулировал 5 принципов, которые, по мнению российской стороны, могли бы стать фундаментом такого соглашения.

"Первое. В договоре должно содержаться чёткое подтверждение базовых принципов безопасности и межгосударственных отношений на евроатлантическом пространстве. Это приверженность добросовестному выполнению международных обязательств; уважение суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государств. Уважение всех других принципов, которые вытекают из Устава Организации Объединённых Наций, из этого, без преувеличения, фундаментального документа".

Данная формулировка не содержит никаких принципиально новых предложений. Президент России добивается лишь подтверждения и актуализации принципов, содержащихся в уставе ООН. Обращает на себя внимание акцент на политической независимости государства.

В последние годы именно этот, общепринятый в прошлом постулат подвергается постоянной ревизии. Руководство США открыто пренебрегает этим принципом, навязывая миру свои представления о демократии, прогрессе и правах человека. В ход идут: экономическое давление, политический шантаж, информационная агрессия и даже прямое военное вмешательство (Югославия, Ирак, Афганистан). Россия, де факто, предлагает коллективно осудить такую практику и исключить ее из арсенала международных отношений.

"Второе. Следует ясно подтвердить недопустимость применения силы или угрозы её применения в международных отношениях. Существенно, что договор должен дать гарантии единообразной трактовки и соблюдения этих принципов. Закрепить единство подходов к предупреждению и мирному урегулированию конфликтов на евроатлантическом пространстве тоже можно в самом договоре. Упор следовало бы сделать на переговорных "развязках" - с учётом мнения сторон и при безусловном уважении к миротворческим механизмам. Может быть, нужно закрепить и сами эти процедуры, сам механизм урегулирования споров. Это было бы небесполезно".

Данный принцип можно рассматривать как расшифровку и детализацию первого, с упором на создание конкретных переговорных механизмов. Разумеется, здесь подразумевается признание равных прав всех государств - потенциальных участников соглашения, независимо от их принадлежности к политическим союзам и военным блокам.

Третий принцип логически вытекает из второго: "это гарантии обеспечения равной безопасности. Именно равной безопасности, а не какой-то другой. И здесь нужно следовать трём "не". А именно: не обеспечивать свою безопасность за счёт безопасности других. Не допускать (в рамках любых военных союзов и коалиций) действий, ослабляющих единство общего пространства безопасности. И, в-третьих, не позволять, чтобы развитие военных союзов осуществлялось в ущерб безопасности других участников договора".

Равенство прав всех участников соглашения должно воплотиться в равных гарантиях безопасности. Всеобщее признание этого постулата, по сути дела, означало бы постепенную демилитаризацию военно-политических союзов (прежде всего НАТО). Действующий устав НАТО предусматривает своего рода круговую поруку членов союза: агрессия в отношении любого из них рассматривается, как агрессия против всех. А если член НАТО сам спровоцирует ответные действия, которые будут квалифицированы им как агрессия? Представим себе, что могло бы произойти, если бы Грузия в момент своего нападения на Южную Осетию являлась членом НАТО?!

Кроме того, предложенная Д.Медведевым формулировка исключает принятие участниками соглашения таких дестабилизирующих решений, как размещение элементов американской противоракетной обороны в Чехии и Польше.

"Четвёртое. В договоре важно подтвердить, что ни одно государство и ни одна международная организация не могут иметь эксклюзивных прав на поддержание мира и стабильности в Европе. В полной мере это относится и к России".

Это, конечно, "камень", брошенный в сторону США, ибо никакая другая страна и не претендует на подобную роль. В Европе размещены американские военные базы, ядерное оружие. США активно вмешиваются в каждую конфликтную ситуацию на континенте. Свежий пример - появление кораблей американского ВМФ у Черноморского побережья Кавказа.

И, наконец, пятое: "целесообразно установить базовые параметры контроля над вооружениями и разумной достаточности в военном строительстве. А также новое качество взаимодействия, новые процедуры, новые механизмы взаимодействия по таким направлениям, как распространение ОМУ, наркотрафик и терроризм".

По всей вероятности, речь здесь идет о выработке целого пакета соглашений по контролю за ядерными и обычными вооружениями в Европе. Старые соглашения (например, Договор об обычных вооруженных силах в Европе) после распада СССР полностью утратили смысл и перестали быть рычагом стабилизации военно-политической обстановки.

Пришло время искать новые походы к контролю над вооружениями в мире и особенно в Европе. Это признают уже и здравомыслящие европейцы.

Предложенная Россией концепция построения новой системы европейской безопасности носит прорывной характер и устремлена в будущее. Мало вероятно, чтобы США и их ближайшие союзники немедленно отказались от своих гегемонистских устремлений.

Наоборот, политика США с каждым годом становится все агрессивнее, а методы достижения целей - все грубее. Одними увещеваниями делу не поможешь. Но Россия уже продемонстрировала миру свою способность к защите себя и своих союзников. Нашу страну невозможно игнорировать.

Выступая с конструктивными предложениями, направленными на стабилизацию военно-политической ситуации, Президент России делает шаг навстречу нашим западным друзьям-соперникам. Но этот шаг свидетельствует о силе.

На мой взгляд, общий смысл выступления Дмитрия Медведева можно кратко резюмировать так: Россия не согласна с моделью однополярного мира, с гегемонией и произволом одной сверхдержавы. Мы предлагаем изменить этот порочный международный порядок переговорным путем, через поиск компромисса и согласия.

Если наш призыв не будет услышан, Россия оставляет за собой право отстаивать свои национальные интересы теми методами, которых потребует ситуация.

Илья Константинов
09.10.2008
www.nasledie.ru

Док. 503481
Опублик.: 09.10.08
Число обращений: 105

  • Константинов Илья Владиславович
  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``