Интервью Андреаса Шнаудера с Гульжан МолдажановойНазад
Интервью Андреаса Шнаудера с Гульжан Молдажановой
Быть женщиной, возглавляющей ведущую компанию в мире российских олигархов, каково это?
Молдажанова: Делаю то, что от меня ожидают, чувствую себя свободно. Коллеги, с которыми я работаю - обычные вежливые люди. Возможно, Вам следует спросить у мужчин, какое у них обо мне мнение.
Как Вам удается управлять компанией, в которой работает 300 000 человек в различных секторах: от алюминиевого до авиационного?
Молдажанова: Ответ - наша структура. У каждого бизнеса есть своя команда управленцев. Мы следим за тем, чтобы менеджеры имели возможность достигать своих бизнес целей.
Насколько глубоко вы вникаете в производственные вопросы, скажем, строительного сектора?
Молдажанова: Я не инженер и не металлург. Наш Совет занимается в первую очередь стратегическими вопросами. Это - неотъемлемая часть нашего корпоративного управления.
Расширение энергетического сектора недавно вызвало ажиотаж. Как далеко вы продвинулись в вопросах приобретения нефтяной компании "Русснефть"?
Молдажанова: В настоящее время у нас только один нефтеперерабатывающий завод, а мы хотим быть более заметными на рынке, поэтому и планируем купить "Русснефть". Антимонопольная служба в данное время изучает наше дело.
Весомые соперники, такие как Абрамович и Миттал, тоже стремятся к участию.
Молдажанова: Я не могу говорить о других участниках. Если мы получим одобрение со стороны антимонопольной службы, сделка будет завершена в течение года.
Энергетический сектор также вызывает вопросы. На чем вы сфокусированы?
Молдажанова: Будущее - в ядерной энергетике, в первую очередь, из-за ее экологичности, и того факта, что другие ресурсы исчерпаемы. У "Базового Элемента" большой потенциал. У нашей алюминиевой группы "Русал" далеко идущие планы. Мы решили не только строить металлургические комбинаты, но и работать сообща над созданием энергетических станций. Например, на Волге мы запланировали атомную электростанцию, мощностью 2000 мегаватт (примечание, энергостанция "Фройденау" производит 172 мегаватт энергии).
Существуют ли другие перспективы?
Молдажанова: Да, касательно нашего энергетического сектора "Ен+". Есть намерение создать новые мощности, включая атомные энергетические установки. Пока не могу сказать, сколько их будет построено: две, три или шесть. Государство следует политике активного развития атомной энергетики в России. Как бы то ни было, мы хотим стать независимыми поставщиками электроэнергии.
Как продвигается ваше сотрудничество с Strabag после приобретения весной 30% доли этой компании?
Молдажанова: Как и планировалось. У нас масса всевозможных проектов. Один из них - трасса в г. Санкт-Петербург. Проект огромен и сложен. Мы соперничаем со Strabag и другими консорциумами. Конкурсные предложения должны быть представлены к 23 ноября. У нас цементный бизнес, в котором будут созданы совместные заводы, и запланированы другие объекты. Затем, конечно, Сочи, где мы одни из главных инвесторов. Аэропорты, электростанции, порты: "Страбаг" обладает "ноу-хау", необходимым для развития. И конечно, франчайзинговые модели инфраструктурного развития в европейской части России.
Так же в форме совместных предприятий, как и в строительном секторе?
Молдажанова: Надеемся. Мы стремимся к партнерству во всех строительных инициативах. Возможное соотношение могло бы быть 50 : 50, в котором Strabag управлял бы производственной частью. Но в первую очередь, необходимо повысить стандарт наших единиц до уровня Strabag. В этом нам поможет непосредственно Strabag.
В связи с колебаниями на фондовом рынке ваше инвестирование в Strabag уже давно принесло дивиденды.
Молдажанова: Верно. Отличный бизнес. Мы не стали выпускать акции по самой высокой цене, чтобы инвесторы получили прибыль.
Вы также приобрели часть немецкой компании Hochtief. Хотите ли вы с компанией Strabag получить контроль над Hochtief?
Молдажанова: У нас нет планов завладеть компанией или увеличить свое участие в ней. Наши 10% вполне достаточны для того, чтобы быть услышанными.
Почему вы подали в суд на Агуста Фон Финка, продавшего испанской компании строительно-сервисных услуг ("ACS") блокирующий пакет акций?
Молдажанова: Цель иска не в том, чтобы увеличить наше паевое участие, а в том, чтобы получить компенсацию за расходы, которые мы понесли. Сделка не была добросовестной, но я не хочу продолжать комментировать эту тему.
"Базовый Элемент" также получил долю в MAGNA.
Молдажанова: В России, заводы автомобилестроения делают все сами: разработки, компоненты, сборку. Наш завод "ГАЗ" словно предприятие-город. Мы планируем, чтобы в первую очередь MAGNA наладила бизнес поставки производственных частей. Сначала пластиковых компонентов, которые будут использоваться не только заводом "ГАЗ", но и другими производителями. В добавок, мы хотим сотрудничать с MAGNA в создании инженерного центра по разработке высококачественного легкового автомобиля, который можно будет приобрести по низкой цене.
Вы назовете его "Волга"?
Молдажанова: Скорее, нет. Посмотрим. Мы непременно будем использовать развитую сеть сервисного обслуживания "Волги" по всей России. Мы надеемся усовершенствовать производственные процессы с MAGNA, что приведет к системе взаимного проникновения в управление.
Будет ли MAGNA разрабатывать все модели "ГАЗа" в Граце?
Молдажанова: Мы хотим, чтобы такие экспертные возможности были на "ГАЗе". Но для этого потребуется вклад MAGNA.
Вас не беспокоит тот факт, что MAGNA разрабатывает автомобили бренда "Лада" для Вашего конкурента ОАО "АВТОВАЗ"?
Молдажанова: Вовсе нет. Они сталкиваются с такими же проблемами, как и мы. И если "АВТОВАЗ" получит от MAGNA новый автомобиль, то мы станем основными поставщиками совместных компонентов.
Вступил ли в действие договор о сотрудничестве с General Motors, в котором вы также имеете долю?
Молдажанова: Это слухи, мы никогда не сообщали о долевом участии в GM. Но мы сотрудничаем с ними тоже. Однако стратегическим партнером в автомобилестроительном секторе для нас является MAGNA.
Имеются ли дальнейшие планы в Австрии?
Молдажанова: Есть несколько. Господин Дерипаска наладил контакты с важными бизнес персонами в Австрии. Среди них, контакты с одной из крупнейших кейтеринговых компаний.
Когда "Русал" будет выставлен на фондовый рынок?
Молдажанова: Это зависит от состояния финансовых рынков. На данный момент, они - не в лучшей форме.
Будут ли другие структуры компании выставлены на фондовый рынок?
Молдажанова: Да. Это полезно для мотивации компаний.
Как в целом развивается "Базовый Элемент"?
Молдажанова: В прошлом году мы выросли на 40%; не знаю, достигнем ли мы такого уровня в этом году.