В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Барков: Расширение или уничтожение Назад
Михаил Барков: Расширение или уничтожение
Непримиримая позиция BP грозит банкротством КТК

Акционеры Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), которые почти единогласно договорились о принципах расширения мощностей трубопровода Тенгиз - Новороссийск с 32 до 67 млн т, могут быть отброшены в своих переговорах на год назад. РБК daily стали известны подробности содержания меморандума о принципах расширения КТК, который пока не парафирован лишь британской British Petroleum. Она настаивает на финансировании расширения проекта из заемных средств, против чего выступает "Транснефть". По словам источника, близкого к акционерам КТК, если стороны не договорятся в течение ближайших двух недель, будут дезавуированы прошлогодние договоренности акционеров о повышении тарифа на прокачку нефти по трубе до 38 долл. за т и снижении процентов по кредитам до 6% в год. Это, в свою очередь, несет прямую угрозу банкротства КТК.

Россия является мажоритарием КТК. Ее долей в 24% управляет "Транснефть". У Казахстана - 19%, у Омана - 7%. Среди частных компаний - участников консорциума у Chevron Caspian Pipeline Consortium Company - 15%, у LUKARCO B.V. - 12,5%, у Rosneft-Shell Caspian Ventures - 7,5%, у Mobil Caspian Pipeline Company - 7,5%, у Agip International (N.A.) N.V. - 2%, у BG Overseas Holding - 2%, у Kazakhstan Pipeline Ventures - 1,75% и у Oryx Caspian Pipeline - 1,75%. ВР входит в КТК через LUKARCO B.V. и Kazakhstan Pipeline Ventures. В первой ВР принадлежит 46%, во второй - 19%. Также ВР является оператором нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан.

По словам источника, близкого к акционерам КТК и знакомого с содержанием меморандума о принципах расширения проекта, документ содержит 12 пунктов. Он составлен с учетом достижения компромисса между российской стороной и западными акционерами проекта по ключевым вопросам. В частности, оговаривается сохранение процентной ставки в 6% по кредитам, выданным ранее акционерами проекта на его развитие. Кроме того, изменены приоритеты выплаты задолженности по этим кредитам. Теперь свободные средства будут выделяться на оплату долгов по принципу "наравне и одновременно". Собеседник РБК daily дал понять, что это уступка со стороны западных акционеров России и Казахстану, которые по прежней схеме могли рассчитывать на получение средств лишь с прибыли проекта и после выплаты всех процентных ставок по кредитам для нефтяных компаний.

Источник подчеркнул, что российская сторона также пошла на уступки в вопросе ставки тарифа на прокачку нефти по КТК. Согласно документу, он не вырастет до конца декабря этого года, оставшись на уровне 38 долл. за т нефти, а далее акционеры вернутся к обсуждению вопроса. Сумма, необходимая на расширение мощностей трубопровода, не прописана в документе, однако стороны договорились, что долгосрочный бюджет работы КТК будет утверждаться одновременно с проектом расширения мощностей консорциума. Участники проекта также отказались от претензий по пересмотру стоимости векселей КТК, договорились о праве на владение мощностями трубы согласно акционерной доле, а также об условиях прокачки избыточного количества нефти. В меморандуме оговаривается отказ от института прикомандированных сотрудников.

Единственным спорным вопросом, из-за которого британская BP не парафировала договор, остается принцип финансирования расширения КТК. В меморандуме предусматривается финансирование этих работ за счет собственных средств проекта и средств его акционеров. BP же предлагает занимать деньги на внешнем рынке. С этим категорически не согласна "Транснефть". Источник в компании утверждает, что даже при действующих тарифах возможно будет аккумулировать от 700 млн долл. от работы КТК и этого хватит на поэтапное расширение. По его словам, если стоимость этих работ еще летом предварительно оценивалась в 2,5 млрд долл., то сегодня ожидается, что сумма окажется на порядок выше 3 млрд.

Источник РБК daily среди акционеров КТК дал понять, что меморандум должен быть согласован всеми акционерами до конца сентября. Одна из причин - скорое истечение действия ТЭО проекта. Но более важная - с начала октября дезавуируются договоренности акционеров от осени прошлого года о росте тарифа на прокачку нефти по этой трубе с 30,2 до 38 долл. за т, а также о снижении ставки по кредитам с 12,66 до 6% в год. Собеседник дал понять, что возврат не выгоден прежде всего "Транснефти", ведь с ростом тарифа проект впервые вышел на прибыль по итогам прошлого года. Источник подчеркнул, что с условием долга КТК около 5 млрд долл. проект не может себе позволить снова стать убыточным, иначе Россия прямо поставит вопрос о банкротстве консорциума.

"Транснефть" заинтересована в скорейшем подписании меморандума всеми участниками проекта", - сообщил РБК daily вице-президент компании Михаил Барков, добавив, что на текущей неделе ожидаются переговоры делегации BP с топ-менеджерами "Транснефти" по вопросу снятия разногласий по проекту. Он не стал комментировать содержание меморандума. Представитель BP также отказался от комментариев по этому вопросу.

Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что у России есть все рычаги для того, чтобы обанкротить консорциум, напомнив, что его структурам уже предъявлены многомиллионные налоговые претензии. Он полагает, что британцам выгодно затягивать расширение КТК, поскольку этот проект является прямым конкурентом трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан, оператором которого является BP. Вместе с этим эксперт полагает, что у сторон еще достаточно времени для решения спорных вопросов о расширении КТК, ведь сроки увеличения добычи на Кашагане, чья нефть должна будет заполнить дополнительные мощности трубы, пока затягиваются.

ЛЮДМИЛА ПОДОБЕДОВА

15.09.2008

http://www.rbcdaily.ru/2008/09/15/tek/379376


Док. 503256
Перв. публик.: 15.09.08
Последн. ред.: 09.10.08
Число обращений: 47

  • Барков Михаил Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``