В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Вельяшев: Государство пытается освободить партии от так называемого спонсорства Назад
Олег Вельяшев: Государство пытается освободить партии от так называемого спонсорства

– Олег Юрьевич, не является ли, на ваш взгляд, государственное финансирование партий определенным рычагом воздействия на них?

– Нет, не является. Цели финансирования предельно понятны. Во-первых, компенсация расходов политической партии, участвовавшей в избирательной кампании. Во-вторых, государство заинтересовано в упорядочении финансовой составляющей политического процесса в целом, придании ей открытого и гласного характера, чего сегодня явно не хватает, и это в свою очередь порождает немало вопросов у налогоплательщиков – избирателей.

Кроме того, государственное финансирование партий – это освобождение их от финансовой зависимости, от так называемого спонсорства в обмен на лоббизм нужных законов и решения иных вопросов.

– Но ведь государство выделяет деньги лишь тем партиям, которые преодолели 3-процентный барьер, значит, на саму предвыборную кампанию деньги все равно придется брать у `олигархов`. Соответственно, придется отстаивать их интересы…

– Финансирование избирательной кампании политической партии должно осуществляться исключительно из создаваемого ею собственного избирательного фонда. Законом определен перечень средств, за счет которых может создаваться этот фонд, в том числе добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в предусмотренных пределах. Государство идет навстречу политическим партиям, увеличивая в новом избирательном законодательстве свою долю их финансовой поддержки. Это не спонсирование, а последовательная государственная политика, направленная на создание для политических партий, политической системы в целом более благоприятных условий, в том числе и в финансовом плане, о чем было сказано в последнем президентском послании.

– Партии, получившие деньги от государства, должны оставлять их на `черный день` и тратить только во время следующей избирательной кампании?

– Нет. Эти средства политические партии получают ежегодно и вправе ими распоряжаться по своему усмотрению в соответствии с уставными целями.

– Нет ли противоречия в том, что граждане платят налоги, из которых, в частности, финансируются определенные партии, а поддерживают они совершенно другие политические структуры?

– Закладываемые в бюджет средства на финансирование политических партий носят целевой характер и предназначены на поддержание политической системы страны в целом. На выборах избиратель, голосуя за ту или иную партию, определяет ту долю средств, которая и будет выделена этой партии по результатам выборов. Таким образом, данным процессом управляет сам избиратель. Есть достаточная поддержка партии – есть ее государственное финансирование и наоборот.

Если избиратель симпатизирует партии, которая по результатам выборов набирает менее 3% от числа избирателей, принявших участие в голосовании, что свидетельствует о ее слабости и отсутствии достаточного авторитета в обществе, он вправе продолжать ее поддерживать, в том числе путем добровольных пожертвований, перечисляемых на счет этой партии. Это выбор самого избирателя. Каждая партия ставит перед собой задачу завоевать электорат: чем больше голосов избирателей она соберет, тем больше средств из федерального бюджета получит.

– Были ли у политических партий серьезные финансовые нарушения, например, перерасход денежных средств во время избирательных кампаний?

– За использование политической партией на выборах помимо средств своего избирательного фонда и избирательных фондов ее региональных отделений иных денежных средств, а также за превышение расходов из средств своего избирательного фонда предусмотрены различные меры ответственности, вплоть до отмены результатов выборов. По итогам предыдущих федеральных избирательных кампаний таких примеров не было. На последних парламентских выборах 2003 года только политические партии `Единая Россия` и `СПС` были близки к предельно допустимой законом величине расходования средств избирательного фонда.

– Это официальные данные, но есть еще и неофициальные. Например, о том, что на самом деле тот же `СПС` во время предвыборной кампании потратил 50 млн. долларов…

– На эту тему немало говорится и пишется. Однако ни в судебном, ни в ином предусмотренном законом порядке подобные факты не устанавливались.

– Проводятся ли какие-то независимые расчеты: сколько партия тратит денег во время предвыборной кампании за рекламу, за агитацию, за массовые акции и т.д., чтобы определить подлинность партийных финансовых отчетов?

– Во время избирательной кампании каждая политическая партия обязана ввести учет поступления средств в избирательный фонд и расходования этих средств. Кроме того, партия представляет в ЦИК России два финансовых отчета, а региональные отделения партии представляют итоговые финансовые отчеты в избирательные комиссии соответствующих субъектов Российской Федерации. В этих отчетах указываются все мероприятия, проведенные политической партией в рамках своей избирательной кампании и расходы по ним. Эти сведения проверяются, в том числе с привлечением соответствующих федеральных структур, имеющих доступ к определенным источникам. В ходе проверок устанавливается соразмерность производимых партией затрат действующим на период проведения избирательной кампании расценок по рекламе, печатной продукции, массовым мероприятиям и т.п.

Сегодня политические партии достаточно ответственно готовятся к избирательным кампаниям, стараются не допускать серьезных финансовых нарушений. Недостаточным является то, что еще не каждая политическая партия считает своей обязанностью своевременно и в полном объеме представить финансовый отчет.

– Чтобы все проверить, ЦИК России должен обладать информацией обо всех мероприятиях, проводимых политической партией, но ведь вы можете о каких-то мероприятиях просто не знать …

– Мы можем и не знать. Но есть региональные избирательные комиссии, которые ведут определенный мониторинг в этой части, есть другие федеральные и региональные государственные структуры, привлекаемые к указанной работе и, наконец, сведения, поступающие от политических конкурентов, избирателей, средств массовой информации и т.п.

– Анонимки?

– Нет, не анонимки. Это официальные запросы, обращения, информации, иногда жалобы. Все они рассматриваются и проверяются в установленном порядке.

Несколько лет назад предельная сумма избирательного фонда была небольшой и поэтому предвыборные кампании финансировались, в основном, неофициально – `черный налом`. Сейчас эта сумма увеличена. Как она рассчитывалась и насколько приемлема сегодня?

По закону о выборах депутатов Госдумы 1999 года предельная сумма расходования средств избирательного фонда политической партии, участвующей в избирательной кампании, составляла 25 млн. рублей. Расчет был простой – эта сумма не должна была превышать более чем в 250 раз минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день  опубликования решения о назначении выборов. В 2002 году закон был изменен, и предельная сумма расходования средств из избирательного фонда увеличилась в 10 раз – до 250 млн. рублей.

Собственно это и было положено в основу при определении суммы государственной финансовой поддержки политическим партиям из расчета на один голос избирателя. Эта сумма возросла также в 10 раз и соответствует сегодня не 50 копейкам, а 5 рублям.

Следует отметить, что указанное государственное финансирование политических партий будет осуществляться с 1 января 2006 года.

Индексируются ли эти выплаты с учетом инфляции?

Безусловно. Эти средства каждый год, начиная с 1 января 2007 года, будут индексироваться с учетом прогнозируемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год уровня инфляции.

В новом законе появились региональные избирательные фонды. Что они дадут партиям?

– Действительно есть в законе такая новация. Региональным партийным отделениям предоставлена возможность при соблюдении определенных условий создавать свои избирательные фонды. Сколько у партии отделений – столько фондов может быть создано на местах. Предельные размеры расходования из избирательных фондов региональных отделений политических партий колеблются от 6 до 30 млн.рублей в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, либо на части этой территории. Естественно, что у партии появится больше возможностей по проведению своей избирательной кампании, оплате соответствующих мероприятий, в том числе и в регионах без каких-либо задержек и иных организационно-технических трудностей.

Вместе с тем, ужесточается и конкретизируется ответственность партии за финансовые нарушения. Если партия, например, допустит использование помимо своего избирательного фонда иные денежные средства в объеме более 5% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда (от 400 млн. рублей это составляет 20 млн.рублей), может последовать отмена регистрации списка кандидатов этой партии. Если названная сумма превысит 10% - могут быть отменены результаты выборов. Поэтому перед партиями стоит задача улучшить учет и контроль по всем вопросам финансовой деятельности не только в центре, но и в региональных отделениях.

Продолжают звучать предложения о снятии всех ограничений в расходовании средств избирательных фондов. На наш взгляд, сегодня этого делать нельзя. Существующие ограничения обеспечивают равенство политических партий во время избирательной кампании, поскольку возможности у каждой политической партии, в том числе финансовые, разные.

– Поможет ли новый закон о выборах депутатов навести финансовый порядок в политических структурах?

– Новый закон установил более четкие порядок и правила финансовой деятельности политических партий – участников избирательного процесса – и в плане государственной финансовой поддержки, и в открытости такой деятельности, и в отчетности, и в ответственности. Кроме того, устранено противоречие, которое было в прежнем законе. Политические партии обладают движимым и недвижимым имуществом, и в период выборов обязаны были использование этого имущества в целях своей избирательной кампании оплачивать из средств избирательного фонда. Получалось, что каждые выборы партии платили за свое же имущество. Теперь партии будут бесплатно использовать в ходе избирательной кампании движимое и недвижимое имущество, за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов, находящееся в их пользовании на день опубликования решения о назначении выборов.

Новый закон создает дополнительные условия, направленные на развитие и укрепление политической системы и ее основной составляющей – политических партий. Поэтому можно рассчитывать на адекватное реагирование самих политических партий в части ведения своих избирательных кампаний исключительно на правовой, цивилизованной основе.

 

 

14 июня 2005

http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=69&tek=3651&issue=106



Док. 502662
Перв. публик.: 14.06.05
Последн. ред.: 08.10.08
Число обращений: 25

  • Вельяшев Олег Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``