В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Коптев-Дворников: Заседание II: `Основные пути совершенствования межбюджетных отношений в России и перспективы их развития` Назад
Владимир Коптев-Дворников: Заседание II: `Основные пути совершенствования межбюджетных отношений в России и перспективы их развития`
Председательствует А.Салмин

* В.Коптев-Дворников
* В.Исаков
* С.Смирнова
* А.Лавров
* Н.Бикалова
* В. Коробейников
* В.Исаков

А.Салмин. Коллеги, мы прервали нашу предобеденную дискуссию если не на щемящей, то на весьма высокой ноте. И сейчас есть возможность продолжить ее после, действительно, крайне интересных выступлений Леонида Юлиановича Рокецкого и Виктора Имантовича Алксниса. Я думаю, есть возможность и ответить на эти выступления и, может быть, как-то прокомментировать их, поделиться своим опытом в регионах. Именно опытом того, как реально действуют эти самые межбюджетные отношения или "бюджетный федерализм", который, как я понимаю, большинство присутствующих согласилось здесь взять в кавычки. Пожалуйста, если есть какие-то замечания... Только, пожалуйста, представляйтесь, поскольку идет запись.


В.Коптев-Дворников


В.Коптев-Дворников. Я бы хотел вернуться к теме финансовой значимости новых структур, которые были созданы в федеральных округах. И тут мой коллега депутат Шаклеин озвучил тезис о том, что в советское время управление и, соответственно, влияние Центра на регионы осуществлялось по нескольким каналам. С его точки зрения, логично было бы восстановление такой системы власти полпредов. Одной из таких базовых линий управления была Коммунистическая партия, которая пронизывала насквозь все общество вплоть до самых далеких районов Центральной Азии, которые всегда плохо управлялись из Центра. И мне кажется, что некую аналогию можно сегодня провести между институтом полпредов и соответственно аппаратом КПСС, который существовал раньше. Потому что эти органы федеральной власти получили значение исключительно политическое, по крайней мере, на первых порах. Приведение в соответствие законодательства - это была политическая акция, чтобы унифицировать не соответствующие федеральным законам региональные сепаратистские или просто специфические законы. Естественно, эта структура постепенно приобретает все больше и больше политических функций. Мы видим, что почти во всех округах это те силы, которые доводят позицию Президента и близких к нему структур до избирателей, указывая, за кого нужно голосовать в соответствующем регионе: за президента ли республики, губернатора ли области, Главу администрации города или района. И, соответственно, как любая политическая сила, полпреды являются как бы отражением политической партии власти и тянутся, в том числе, и к финансовым рычагам.

Я не согласен с г-ном Федоровым, который сказал, что Южный федеральный округ занимается только политикой. Наоборот, это и есть тот округ, который добился утверждения федеральной инвестиционной программы "Юг". По-моему, на 40 млрд. долл. или на какую-то такую сопоставимую сумму. Это единственная программа, представленная полпредом, утвержденная официально правительством. Поэтому даже такой важный человек, как генерал Казанцев, непосредственно занимается экономикой, видит этот регион как единое целое и представляет свою концепцию его развития. И здесь получается, что мы уже имеем дело даже не с субъектами Федерации, а с федеральными округами как субъектами хозяйствования.

Я бы хотел еще добавить одну ремарку по поводу выступления г-на Делягина, который сказал, что все эти неправильные расчеты в отношении Центра и субъектов Федерации утверждаются парламентом без каких-либо проблем, без каких-либо серьезных обсуждений, и даже бюджет и само исполнение его не интересует парламент и не обсуждается. Почему это происходит? У нас сегодня есть три государственных органа власти или влияния, как хотите их называйте, которые представляют исключительно регионы. Это Государственная Дума, Совет Федерации и Госсовет. Каждый из них имеет свой статус, но в принципе это те органы, которые должны лоббировать или интересы конкретных регионов, если говорить о сенаторах, или интересы конкретные избирателей или политических партий в регионах, если мы говорим о депутатах. Но есть и губернаторы, которые отвечают за текущую организацию этого самого бюджета. Все эти органы сегодня полностью потеряли свою независимую позицию. И здесь отчасти есть вина федерального Центра, связанная с тем самым ощущением страха или контроля, который навязывался в первые месяцы прихода к власти нового Президента (может, даже до того, как он пришел к власти). Кстати, это ощущение оказалось полной фикцией. Ясно, что Президент сегодня идет по абсолютно конституционному демократическому пути, а мы, его союзники или оппоненты в органах власти, по-прежнему живем реалиями того самого момента, когда происходили конфликты с НТВ или другие подобные вещи.

Мне кажется очень символичным говорить эти слова именно в этом зале, потому что именно здесь была заложена та бомба, которая подорвала самостоятельность Государственной Думы этого созыва. Здесь, в этом зале создавалась фракция "Единство" при непосредственном участии определенных чиновников сверху, и здесь была создана та атмосфера страха, которая стала распространяться по Государственной Думе и сейчас это привело к тому, что пропрезидентское большинство очень часто оказывается в тисках выбора, что нужно сделать: проголосовать безоговорочно за позицию правительства, которое не всегда объективно по отношению, допустим, к тем же самым регионам, или реализовать просьбу своих избирателей, потому что многие из них одномандатники и могут быть не переизбраны, если их голосование пойдет в ущерб их региону. И здесь, конечно, каждый выбирает по-своему, что делать: и правительство не настолько плохо, и депутаты не настолько несамостоятельны. Но в целом действительно получается, что большой дискуссии между правительством и Думой не получается именно потому, что большинство в Думу было созвано не на основе экономической поддержки правительства и его реформ, а именно на основе политической целесообразности поддержки Президента, который сегодня реализует свою политику через правительство.

Надо сказать, что есть фракции, которые не всегда думают так, как думает большинство. В частности, моя фракция "Союз правых сил". Мы в целом поддерживаем Президента и особенно правительство во всех экономических начинаниях, но оказываемся часто гораздо более социальной фракцией, которая голосует за большее количество социальных законов, чем та самая партия власти, которая, казалось бы, должна была сегодня защищать наших избирателей.

И последнее, что я хотел сказать по поводу соотношения бюджетов Федерации и регионов. Мне кажется, нам было бы очень полезно посмотреть сейчас в сторону Западной Европы и того формирования, которое сейчас образуется на месте Западной Европы в виде Европейского Союза. Практически это станет единым государством, потому что главный признак государства - это единая валюта. Одна из главных составляющих нынешнего европейского строительства называется "Европа для регионов или Европа регионов". То есть, еще только создавая первичные органы общего конфедеративного управления на уровне Брюсселя, европейские чиновники сразу начинают думать не о том, какой будет статус у той или иной страны, которая участвует в этом процессе, что само по себе естественно. Они начинают опускаться до уровня регионов, отдельных маленьких народов, даже отдельных национальных общин, и для каждой из этих общин продумывают отдельный бюджет и отдельные культурные программы. И здесь, мне кажется, России как стране и многонациональной, и многоконфессиональной, и пространственно протяженной очень полезно использовать европейский опыт. Спасибо.

А.Салмин. Спасибо, Владимир Евгеньевич. Вообще чего только не случалось в этом самом зале за последние 10 лет. Я, например, помню, как в апреле мы почти в том же составе собирались здесь и обсуждали, между прочим, эти самые незадолго до этого созданные федеральные округа. И должен заметить, что сейчас мы обсуждаем проблему гораздо конкретнее. Тогда разброс прогнозов был гораздо большим: от краха, неминучего развала России до превращения округов в реальные суперрегионы в самой близкой перспективе. На самом деле, как мы видим, пошло все по такому какому-то третьему сценарию. Вот только по какому... Пожалуйста. ...


http://www.mfit.ru/parlament/institute1/se_2.html



Док. 502654
Перв. публик.: 17.11.07
Последн. ред.: 08.10.08
Число обращений: 105

  • Коптев-Дворников Владимир Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``