В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Персона грата`: Виктор Болотов Назад
`Персона грата`: Виктор Болотов
Вчера страна отметила День учителя. А это цветы, которые еще накануне праздника дарили своим преподавателям школьники, это улыбки, которые не сходили с лиц учителей, однако праздник стал ярким пятном в будничной череде. Но вот в этих буднях российским учителям не всегда живется комфортно и достойно. Вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов - желанная персона в нашей студии.


- Что изменилось в жизни российских учителей после нескольких лет работы приоритетного национального проекта "Образование"?

Болотов: Во-первых, надо помнить, что не все регионы участвуют в этих проектах. В тех проектах, которые идут в рамках национального проекта, а их несколько составляющих, для учителей самое важное, что заработную плату стали делить на две части (базовая часть и стимулирующая часть). Для тех, кто амбициозен, кто пытается добиться лучших результатов, то им стало получше. В среднем, по данным регионов, увеличилась и средняя заработная плата учителей. Улучшилась материальная база школ, изменилась ситуация с информационным обеспечением школ. Эти проекты дали свои результаты.


- Появились сообщения, что приоритетные нацпроекты, в том числе и сфере образования, перетекают в государственную программу, которая на постоянной основе будет действовать. Это снижение статуса или это положительно, как вы считаете?

Болотов: Я считаю, что это абсолютно положительная ситуация. Дело в том, что регионы, которые участвовали в национальных проектах, отбирались по конкурсу, т.е. попали лучшие регионы. А что происходит в обычных регионах. То же самое и по конкурсу школ: получали поддержку только те школы, которые прорывались. Но кроме элиты в системе образования очень много обычных школ и обычных регионов. Как быть там? В этом плане переход на государственную программу для меня стал позитивным ходом. В пилотных национальных проектах были отработаны механизмы, модели. Надо понимать, что Россия очень неоднородная страна: в разных регионах одна и та же модель может по-разному давать результаты. И именно модели были отработаны. Сейчас от прецедентов мы переходим к нормальной системной работе. Государственная программа будет охватывать все регионы. Сейчас изменилось мнение общественности и региональных властей: регионы всерьез стали вкладываться в образование, изменились проценты бюджета, которые идут на образование.

Виктор Болотов

- В то время, когда Вы возглавляли Рособрнадзор, Вы много выступали по поводу ЕГЭ. Шлейф ЕГЭ до сих пор будет за Вами тянуться. Что же у нас с ЕГЭ? По-моему, до сих пор нет единой точки зрения: насколько он полезен нашей системе образования.

Болотов: Во всех странах мира, в которых введены национальная система тестирования, национальная система оценки, дискуссии продолжаются. Есть алармисты, которые предлагают отказаться от этих систем. Кстати, отказа не произошло, а обсуждается улучшение развития форм национального тестирования. Единый экзамен - это градусник. Вот он фиксирует, что 20% детей не знают математики. Единый экзамен критикуют за неприятные, раздражающие, провоцирующие цифры, что у нас столько детей неграмотных. Он оправдывает реальность. Другое дело, что есть проблема информационной безопасности. Схему отношений в некоторых школах пытаются перенести на единый экзамен. Есть претензии и по ВУЗам: они до сих пор пока не научились работать с результатами единого экзамена. Многие говорят, что изменения к лучшему есть. Работа продолжается...


- Одной из задач этого эксперимента было облегчение поступления ребят из провинции в престижные столичные ВУЗы. Эту задачу удалось ли решить?

Болотов: Да. По данным Санкт-Петербурга, уже больше половины абитуриентов - это ребята не из Питера и Ленинградской области. Выросло число иногородних абитуриентов и в Москве.

Виктор Болотов и Виталий Ушканов

Досье:

Болотов Виктор Александрович - вице-президент Российской академии образования
Родился 5 июня 1952 году в Улан-Удэ.
Окончил математический факультет Красноярского госуниверситета.
Был стажером-исследователем в Новосибирском госуниверситете. После окончания аспирантуры был секретарем комитета ВЛКСМ в родном университете, затем преподавал там, был деканом психолого-педагогического факультета.
В 1990 г. стал начальником Главного управления педагогического образования в Министерстве образования России. Был заместителем и первым заместителем министра.
С марта 2004 года был руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Кандидат физико-математических наук.
Доктор педагогических наук.
Автор многих научных работ по математике и педагогике.
Действительный член Российской академии естественных наук.
Член-корреспондент Российской академии образования.
Награжден орденом Почета, лауреат правительственной премии в области образования.
Почетный работник общего образования России.
Женат. Дочь пошла по стопам отца и занимается педагогикой.

06.10.2008
http://www.radiorus.ru/news.html?id=303176

Док. 502350
Опублик.: 07.10.08
Число обращений: 51

  • Болотов Виктор Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``