В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Летите, ГОЛУБы, летите! Назад
Летите, ГОЛУБы, летите!
-У меня такое ощущение, что такой актрисы ? Марины Голуб ? прежде не было ни в кино, ни в театре. И вдруг ? Голуб в сериалах, во МХАТе, Центре Казанцева, антрепризы бьются за колоритную комедийную актрису. А где ты раньше была?

-Я в 79-м году окончила школу-студию МХАТ и считалась одной из лучших, закончивших курс у Виктора Карловича Манюкова и Киры Николаевны Головко. Все было классно ? любимые спектакли, удачные роли... Меня брал Плучек в Театр сатиры. Но там была Татьяна Васильева... и Сатира проплыла мимо. И что? Со своими дипломными спектаклями, аплодисментами, хвалебными статьями я вдруг оказалась никому не нужной. Ужас! А на самом деле все было просто: тогда поколение актеров, которое ныне уже немолодое или совсем ушло, было очень сильно. И куда бы я ни приходила ? в кино или театр, ? все говорили: ах, какая хорошая, но... Я это ?но¦ понимала, а кушать и жить хочется сегодня.

-И что ты?

-Моя мама (в свое время она работала в Театре Гоголя, но так сложилось, что она ушла на эстраду) очень боялась, что я повторю ее путь. И она сказала: "Марина, не сиди, ничего не жди. Иди работать на эстраду. Эстрада даст ощущение жизни". У меня был отрывок по Айтматову ? "Материнское поле". Выходя на эстраду, я объявляла: "Материнское поле" ? и в зале сразу такое гробовое "у-у-у-у". Но когда кончила читать, попросили на бис, и вот тогда я поняла, что что-то смогла. Два года я работала на эстраде, ездила с концертами, вела их. Можно сказать, я только-только почувствовала зрителя, сцену. И тут вдруг... Костя Райкин уходит из "Современника", идет к папе в театр и набирает молодежную труппу на спектакль "Лица". Так я вошла в труппу "Миниатюр Аркадия Райкина", который позже стал "Сатириконом", и проработала там шесть лет. А потом был Еврейский театр.

-А это правда, что в Еврейском театре работают одни русские?

-Это теперь правда, хотя, когда я туда пришла, такого не было. Туда только пришли Аркаша Хайт и Алик Ливенбук, который давно знал мою маму. Как-то ночью он позвонил ей: ?Я видел в ?Лицах¦ твою дочь. Если у меня что-нибудь будет, я ей предложу работу¦. И вдруг ему дают театр ?Шалом¦. А это было время потепления ? всем стали нужны еврейские театры, их стали вывозить за границу ? показать, что и у нас демократия. И я туда пришла. Со спектаклем ?Поезд за счастьем¦ мы объездили полмира, колесили по лучшим городам нашей страны. Какие это были зрители! Какой успех! Но для этого театра очень была важна оригинальная драматургия. Ее становилось все меньше и меньше. И как-то все постепенно-постепенно ушло.

-Теперь понятно, что талант тамады в тебе ? от эстрады. Кстати, тамада в женском варианте - это тамадица?

-Нет, талант вести стол - это от мамы и от бабушки. Наша семья славится по женской линии: и бабушка, и мама очень словоохотливы были. И с очень сильными характерами. Наверное, они это передали мне. У нас дома всегда было много гостей, много друзей. Мама прекрасно вела стол. С родителями дружило очень много актеров. Папа дипломат, мама актриса, в дом приходили Слава Зайцев, Галина Волчек. Родители всегда всем помогали. Папа работал в Управлении культуры, он был одним из самых лучших экспертов, его обожали актеры. И если кого-то по непонятным причинам не выпускали за границу, то он так составлял письмо, что человек сразу выезжал.

-А что главное в искусстве тамады?

-Юмор, и не давать возникнуть паузе. А то можно так натамадиться, что все умрут, и это будут уже поминки.

-Твой любимый тост?

-По кругу о каждом самое главное.

-"Сатирикон", Еврейский театр, а известность не приходит. Бывали моменты, когда ты хотела уйти из профессии?

-Вот этого не было никогда. Но моментов отчаяния было очень много. Во-первых, я благодарна Богу и карме: я оптимистка, и мне в состоянии отрицаловки находиться безумно тяжело - начинаю болеть. Я оптимистка, я веселая. Но умею и плакаться. Ведь бывали моменты, когда я работала в ресторане, где сидят пьяные люди, которым вообще ничего не нужно.

-Вот с этого момента, пожалуйста, поподробнее.

-Я помню, как в Канаде зарабатывала деньги ? не было даже доллара на еду. Жила у однокурсников, которые меня приютили, и я, помню, иду в какой-то жуткий ресторан и не знаю, буду я там выступать или нет. А мне говорят: "Никого нет, вы сегодня не заработаете денег". Но когда мне становилось совсем-совсем плохо, я всегда вспоминала Дом актера, откуда мне звонили и говорили: "Что ты делаешь? Быстро ? красивое платье, быстро ? пришла и провела вечер". Плюс в тот момент у меня были сложности с личной жизнью, я жутко переживала. Но помню, что я все время билась, билась как рыба об лед.

-Ходила в церковь?

-Я много ходила в церковь, хотя не могу сказать, что я очень верующий человек. Я верю в высший разум и верю в то, что можно и отмолить ситуацию и выпросить ее. Моя мама меня научила тому, что каждый человек должен знать реально, чего он хочет. Я так долго это все формулировала и так точно знала, чего я хочу, что вдруг это стало реальностью. Я понимала: должен наступить час, когда скажут: "А вот вы сейчас нам нужны". И я в этот момент должна быть готова.

И вдруг мне позвонил Анатолий Малкин и предложил вести программу "Семеновна". Талантливые люди, которые в глубинке живут, в ужасных условиях и свой внутренний протест выражают через частушки, пишут их сами и тем держатся в жизни. ...Если вас смущает, что люди поют матерковые частушки, то знайте: жизнь у них настолько хуже этих слов, спасибо, что так выражаются, а не иначе. Не мы им писали тексты. Мы как раз предупреждали: "Ребята, лучше промолчите, намекните". А я говорила: "Если переборщим, передачи не будет, потому что мы - Первый канал". Мне очень жалко, что "Семеновны" сейчас нет, ведь она - исконно наша, не купленная программа.

-Хочешь сказать, что твоя "Семеновна" v как окно в мир?

-Да. Люди не поют про артистов, а поют про пьяного мужика, про отсутствие денег, о том, что их обманывают. И... бесконечно много поют о сексе. Я никогда не думала, для меня это было открытием, что наша страна такая сексуально направленная ? не в городах, нет, а там, в деревнях, в глубинке, люди страшно хотят сексуальной революции. Вот про что частушки ? как надо мужик повернул или плохо. И кто поет? Бабки!

-А любимая частушка у тебя есть?

-А как же:

На колготках

"Пеллегрино"

Мой повесился сосед.

До чего висит красиво ?

Ни одной затяжки нет.

-Но это уже рекламная пауза.

- Марина, а тебе не обидно, что все твои роли старше тебя?

-Нисколько. Я понимала, что мои роли будут меня старше ? такова судьба характерных актрис.

-Вот о характерности. Скажи, ведь характерной актрисе проще, чем героине, ? и на сцене, и вообще по жизни?

-А ты знаешь, попробуй сыграть, чтобы залу было смешно. Умрешь v не сыграешь! Это самое сложное на сцене. Чтобы это было по-настоящему смешно и при этом трогательно. А легче ли по жизни? Не скажи. Это вообще не зависит от амплуа, это зависит от силы характера.

-А тебе твоя характерность помогала?

-Ну, помогала, конечно. Я умею легко общаться. Я когда строю дом, например, я с рабочими разговариваю, и они меня обожают. А есть люди, с которыми мне бы хотелось общаться по-другому. И не хочется быть разбитной. Понимаешь с возрастом, что не надо идти за своей индивидуальностью, надо идти за ситуацией. Надо в жизни быть разной, опять же...

- Пари: комедийным проще хотя бы потому, что с весом, например, бороться не надо. Голодом себя изнурять.

-Если я сильно худею ? я сильно меняюсь. Поэтому из-за того, что у меня роли характерные, мне многие режиссеры говорят: "Только не смей худеть". А мой муж, наоборот, мне говорит: "У тебя лицо богини становится, когда худеешь". И я себя чувствую героиней. Я прошла через "Гербалайф". Таблетки глотала. Вообще хочу сказать: в этой жизни надо попробовать многое. Жизнь небольшая, и надо успеть сходить в разные стороны, а актрисе ? больше других. Я люблю играть мальчиков, мужиков, девочек, старух, кикимор, баб ег ? все люблю. Вот говорят: я это играть не могу. Что значит ? не могу? Ты ? актриса, ты должна уметь играть все, а потом уж ? Мэрилин Монро. Ведь я сыграла ее в спектакле "Терроризм" ? там Кирилл Серебренников придумал выход пяти Мэрилин. Какой же это кайф ? немыслимая улыбка, глаза... 200 процентов женственности. Ею быть невозможно, но в каждой женщине должно быть что-то от нее. И ее (!) я, Марина Голуб, играю во МХАТе (!). К этому, я имею в виду МХАТ, я шла 20 лет. Представляешь?

-Рассказываешь, как сказку... "Все понимала и ждала..."

-Ты мне можешь не верить, но это абсолютно так: и понимала, и ждала, и получила. Я не могу тебе сказать, почему так. Судьба, значит, вот такая, что все пришло ко мне через 20 лет ? ни раньше, ни позже. Английский режиссер Доннеллан предложил сыграть хозяйку корчмы в "Борисе Годунове". В этом проекте я решила показать всю себя, на что я способна. И на Авиньонском фестивале лично ко мне пришла Жюльет Бинош и сказала: "Марина, вы актриса с таким диапазоном. Это фантастика". Лестно же? Понимаешь, вдруг в какой-то момент тебя начинают по-другому видеть. Вот только что ты была одна ? и вдруг ты совершенно другая, и тебе доверяют, тебя хотят. В сериал "Пятый угол", когда я пришла на пробы, мне сказали: "Вы утверждены". Видимо, все-таки количество моих переживаний перешло в качество...

-Вот она- слава. Скажи честно: "Желаю славы я..."

-Нет, не желаю славы, хочу работы много и интересной. Хочу вокруг интересных людей, творческих компаний, хочу режиссера, с которым бы я говорила на одном языке. Да, сейчас ко мне пришло признание, и я вижу, что меня стали узнавать на улицах, ко мне подходят, и я люблю свободно себя вести. Хочу выйти из дома ненакрашенная, непонятно в чем пойти в магазин. Не надо темных очков или "не выйду из машины". Пускай меня любят люди, и я их тоже очень люблю. Мне приятно, когда мои поклонники говорят: "Вы такая теплая".

И вдруг в мою жизнь пришел Кирилл Серебренников, снимаюсь у него в сериале "Ростов-папа" и понимаю там же, в Ростове, что я нашла своего режиссера. Он приезжает в Москву, и в Центре у Казанцева и Рощина делает спектакль "Пластилин". А знаешь, почему я там сыграла старушку? Сначала Кирилл попросил, чтобы я помогла найти ему старушку. Я честно искала. А потом предложила: "Давай я попробую сыграть". ? "Зачем тебе это надо?" ? сказал он. В результате я играю что-то такое непонятное, трясущееся. Люблю эту роль.

-Скажи, а в личной жизни ты была так же уверена, что вдруг ? и роль, и принц с алыми парусами?

-Не была уверена. Я верила. Я люблю мужчин, понимаю, что им во многом труднее, чем женщинам. Но с мужчинами мне повезло. У меня было несколько браков, и я дружу со всеми своими мужьями. Первый ? очень короткий, но я родила дочь и счастлива, что мы общаемся с бывшим супругом и дружим. Со вторым своим мужем я прожила ровно столько, сколько работала в театре "Сатирикон", ? шесть лет... С третьим...

- Вот относительно твоего третьего мужа, молодого и очень популярного актера Анатолия Белого. Не смущает разница в возрасте?

-Не только не смущает, а радует... Разниц между двоими должно быть больше. И знаешь, когда мужчина ставит к твоим ногам букеты белых цветов (розы, ромашки, тюльпаны), а ты еще не проснулась, ? это дорогого стоит. Вот такой мой Белый Толя.

-Мне кажется, что ты бы могла не хуже Карнеги написать книгу "Искусство выживания актрисы". Вот ответь, пожалуйста, на несколько вопросов, которые мне, например, хотелось бы найти в этой книге. Скажи, когда нет у артистки работы, что она должна делать?

-Она должна в этот момент прекрасно выглядеть. Она должна делать все, чтобы... не знаю... Ходить в балет, плавать, покупать новые вещи, краситься и придумывать себе массу-массу дел. Но ни в коем случае не сидеть дома. Сделать ремонт и переставить мебель, быть красавицей, умницей, и тогда...

-Что делать актрисе, которую режиссер или директор театра, киностудии ставят в унизительное положение?

-Такой ситуации не знаю. Я ? человек действия, я отвечаю. Наношу ответный удар ? например, пишу ему письмо. Или надо отойти в сторону. Но, вообще, молчание ? золото. По прошествии времени я понимаю: надо уметь правильно промолчать. Ни с кем не обсуждать свои проблемы. Ни местком, ни профком, ни партнерши по гримерке не должны ничего говорить, как будто ничего не случилось. Это очень трудно и фактически невозможно.

-Как актрисе сохранить свою семью, если рядом мужчина-артист?

-Неважно, актриса ты или нет, ? это всегда бесконечная жертва. Если мужчина ? актер, то жена-актриса должна немножко делать поддавок в его сторону. Потому что мужчина-актер более восприимчив, эмоционален, обидчив. Когда у меня большой успех, а у него неуспех ? это не описать... Надо поддерживать друг друга каждый день, каждую секунду. Это трудно, но если ты любишь, если он любит ? то это возможно.

-Актрисе надо выходить замуж только за актера, как это советовали в старых дамских журналах?

-Я считаю, что актрисе надо выходить замуж за умного человека. За очень умного человека. Конечно, понять тебя может только мужчина-актер, который знает, что такое плохо сыгранная роль, что такое поцелуй или роль не дали. Что такое истерики дома, нервные стрессы на репетициях... Такие перепады не каждый мужчина выдержит.

-Путь к сердцу мужика лежит через желудок? Или это неактуально?

- Очень важно, и это должны знать все женщины, особенно современные, которые вообще не готовят. Прекрасно, когда женщина готовит. Мужчины это обожают, когда они приходят домой, а там -обед. У них все через желудок... Да. Я, например, хозяйка: вяжу, очень люблю готовить. Жду, когда достроится мой дом и начнется вся эта готовка. Умираю от этого.

Не знаю, о чем ты будешь писать, но я хочу сказать одно: существует жизнь, в которой мне интересно. И есть люди, как мой муж Толя, как Кирилл Серебренников, как многие мои партнеры, с которыми мне безумно радостно и интересно встречаться ночью, днем, куда-то ехать. Наступил момент, и я боюсь это произносить, когда я достигла какого-то счастья, гармонии... И можно продолжать жить, стараться жить с положительной энергией, меньше зла извергать из себя, меньше обид. Радоваться даже при сумрачном дне. Это безумно тяжело! Безумно, и я всегда говорю: пытайтесь, пытайтесь, вырывайте себя из всей этой трясины. И летите!

01.02.2006
http://www.peoples.ru/tv/golub/interview1.html

Док. 502281
Перв. публик.: 01.02.06
Последн. ред.: 07.10.08
Число обращений: 117

  • Голуб Марина Григорьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``