В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Георгий Майер: Две стороны одной медали Назад
Георгий Майер: Две стороны одной медали


Позвольте напомнить, что ежедневно в школьные классы, в аудитории университетов приходит более 40 миллионов человек. Проблема фундаментальности образования не может решаться без генерального принципа интеграции науки и образования. Кажется, сейчас в обществе почему-то возобладали мнения, что наука это - одно, а образование - нечто другое. На самом деле нет науки академической, вузовской, отраслевой. Это единая сфера человеческой деятельности, а образование и наука это не разные системы, которые могут взаимодействовать, а две стороны одной медали. Одно это понимание уже может привести к прогрессу. Но сегодня, даже в действии ряда правительственных учреждений, очень высоких инстанций, этого не прослеживается. Существуют сугубо ведомственные интересы.

Мне кажется, что очень важна идея исследовательских университетов как системы интеграции образования и науки, как системы достижения результатов достойных знаний инновационного общества. Но сегодня те надежды, которые общество и государство возлагает на университеты, академические учреждения в развитии инновационной деятельности, не могут быть реализованы без каких-то мощных дополнительных системных подвижек на уровне высшего руководства страны. Сейчас уже понятно, что существующая нормативно-правовая база практически тормозит инновационную деятельность, в частности, в университетах. Как ректор, я постоянно поддерживаю различные малые предприятия университетов, но мы не можем быть учредителями, мы не можем получать и использовать экономический эффект. Надо что-то менять.

Мы должны понимать, что национальные инновационные системы таких стран, как Южная Корея, США - это не только подготовка кадров и создание высоких технологий. Это целая система жизнеобеспечения институтов, включая меры торговой, таможенной, налоговой политики. Мне почему-то кажется, что в нашей стране необходимо создать орган с серьезными полномочиями по типу Совета безопасности, который сможет скоординировать действия различных ведомств, общественных организаций, чтобы создать оптимальные условия для развития инновационной деятельности в нашей стране. Обидно сознавать, что с нашим громадным интеллектуальным потенциалом мы часто обращаемся самым бездарным образом.

В обществе создается ощущение, что в системе школьного и вузовского образования работают милые, благородные, добрые, но несчастные люди. Им надо помогать, они как-то отстают. По результатам рейтингов, всего два университета страны попали в 200 ведущих университетов мира, по второму рейтингу - в 500 ведущих университетов. Мне кажется, необходимо прописать алгоритмы действия этих рейтингов. Все специалисты знают, что ведущие рейтинги, в том числе американские, главным параметром ставят объем финансирования учебного заведения в долларах. А Шанхайский рейтинг включает число нобелевских лауреатов. И становится понятно, почему наши университеты в таком положении.

С выполнением национального проекта и инновационных программ в образовании ситуация начала меняться. Разрабатываются программы по установлению коммуникаций между университетами и работодателями. Я не против рейтингов. Я знаю, что часть их включает оценку университетов по заработной плате выпускников. Но мне трудно сказать, какое место в таких рейтингах будут занимать университеты, готовящие учителей, врачей, хоровых дирижеров и т.д. Это уже социальная проблема оценки. Наверное, мы должны аккуратнее относиться к рейтингам, тем более, что для родителей и поступающих в вузы не рейтинг играет роль, а понимание специфики специальности, условий обучения и дальнейшего трудоустройства.



Георгий МАЙЕР

Ректор Томского государственного университета




http://www.fondedin.ru/


Док. 502202
Перв. публик.: 07.10.07
Последн. ред.: 07.10.08
Число обращений: 110

  • Майер Георгий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``